Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа
Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Они появились ещё на заре человеческой цивилизации, связано это было с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
9. Налоговое администрирование.
Предлагается внедрение
Налоговая политика не может осуществляться без хорошо функционирующей системы налоговых органов, структура системы налоговых органов и их функции рассмотрены ниже.
§ 2.3 Налоговые органы и их функции
Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Министерство финансов РФ - является
федеральным органом
1. обеспечение и проведение
2. разрабатывает предложения по
налоговой политике, развитию налогового
законодательства и
3. Участвует в разработке
Федеральная налоговая служба - это федеральный орган исполнительной власти. Представляет собой единую централизованную систему налоговых органов. Функции:
1. осуществляет контроль за
2. Центральный аппарат ФНС РФ
руководит деятельностью
3. В целях единообразного
Федеральная таможенная служба - это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.
Включает в себя территориальные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения и другие организации. Выполняет следующие функции:
1. вносит в установленном
2. организует взимание
3. организует систему контроля
за правильностью определения
таможенной стоимости товаров;
обеспечивает своевременное и
полное внесение в федеральный
бюджет таможенных пошлин и
налогов; обеспечение в
§ 2.4.Роль налогов в рыночной экономике и формировании доходной части бюджета
В рыночной экономике налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Роль налогов в рыночной экономике
заключается в том, что государство,
изменяя налоговые ставки, льготы
и штрафы, изменяя условия
Налогам присущи такие черты как стабильность и подвижность. Они также влияют на роль налогов в рыночной экономике. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой
Сейчас уже никто не отрицает факт, что чрезмерно высокие налоги - оказывают негативное влияние на рыночную экономику, порождают спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Налоги имеют большое значение в доходах государства.
Роль налогов в формировании доходной части бюджета заключается в том, что налоговые поступления - это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства.
Структура налоговых доходов
Федеративный характер российского
государства, включающего 83 национально-государственных
и административно-
и ответственности субъектов
Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (и процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц - являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений (по нормативам) либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке. Платежи по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего бюджета.
Значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы) поступает в федеральный бюджет, а по прямым налогам (на прибыль и доходы физических лиц) - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы
§ 3.1 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы
Отметим наиболее важные недостатки, носящие макроэкономический характер в налоговой системе РФ. Копируя в основном западную модель налоговых систем, российская налоговая система, тем не менее, существенно отходит от западных стандартов в следующих основных моментах:
• поддержания максимально
• фактически не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство и реинвестируемую прибыль;
• применяет недопустимо низкие вычеты из налогов на физических лиц, стимулируя уход от налогов даже при небольших заработках и, соответственно, уход от социальных платежей;
• отсутствие среднего класса приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
• неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными наиболее крупными плательщиками;
• высокое подоходное обложение дивидендов (без зачета уплаченного налога на прибыль) подавляет интерес предпринимателей к максимизации прибыли.
На микроуровне можно отметить следующие недостатки:
• усиливающиеся расхождения
• ежедекадные и ежемесячные авансовые платежи большинства налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий (это касается и вмененного налога);
• противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений (часто друг другу противоречащих, что крайне усложняет работу бухгалтеров и финансистов), арбитражной практики.
Концептуальные направления
Правительственным проектом определены цели и стратегия налоговых реформ и ее первоочередные задачи. Провозглашено, что цель изменений состоит не в увеличении объема собираемых налогов, а заключается в следующем:
а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий;
б) сделать российскую налоговую
систему более справедливой по отношению
к налогоплательщикам, находящимся
в различных экономических
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т. д.);
г) система администрирования
В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором «налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы».
Ставится вопрос о достижении в процессе налоговой реформы следующих глобальных целей:
1. Повышение уровня
• выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счёт отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);
• отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);
• исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих их экономическое содержание;
• улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;
• сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;
• упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговых спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
Информация о работе Налоги их функции и роль в рыночной экономике