Налоги их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Они появились ещё на заре человеческой цивилизации, связано это было с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая. полная.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

9. Налоговое администрирование.

Предлагается внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Помимо этого, в частности, в плановом периоде предусматривается  проработать вопросы взыскания  налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения  взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных  металлах в банках.

Налоговая политика не может осуществляться без хорошо функционирующей системы  налоговых органов, структура системы  налоговых органов и их функции  рассмотрены ниже.

§ 2.3 Налоговые органы и их функции

Налоговая система функционирует  благодаря федеральным органам  исполнительной власти, взаимодействующим  между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Министерство финансов РФ - является федеральным органом исполнительной власти. Его функции:

1. обеспечение и проведение единой  финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в Российской  Федерации и координация деятельности  в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти.

2. разрабатывает предложения по  налоговой политике, развитию налогового  законодательства и совершенствованию  налоговой системы в Российской  Федерации, предоставляет отсрочки (рассрочки) платежей по налогам  в федеральный бюджет.

3. Участвует в разработке предложений  об установлении размера ставок  таможенного тарифа и порядка  взимания таможенных пошлин.

Федеральная налоговая служба - это федеральный орган исполнительной власти. Представляет собой единую централизованную систему налоговых органов. Функции:

1. осуществляет контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  налогов, сборов и других обязательных  платежей, установленных законодательством  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, нормативными  актами органов местного самоуправления.

2. Центральный аппарат ФНС РФ  руководит деятельностью налоговых  управлений и территориальных  инспекций, организует работу  по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах, сборах и других обязательных платежах в бюджетную систему, оказывает методическую и практическую помощь в организации контрольной работы: анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, готовит на их основе предложения о разработке конструктивных методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства, получает, обобщает и анализирует отчеты государственных налоговых инспекций о проделанной работе.

3. В целях единообразного применения  налоговыми органами законодательства  о налогах и сборах ФНС РФ  издает обязательные для них  подзаконные акты, приказы, инструкции  и методические указания.

Федеральная таможенная служба - это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.

Включает в себя территориальные  таможенные управления, таможни и  таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения и другие организации. Выполняет следующие функции:

1. вносит в установленном порядке  предложения о ставках и механизме  применения таможенных и иных  пошлин и налогов, относящихся  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу Российской  Федерации;

2. организует взимание таможенных  пошлин и налогов, относящихся  к товарам, перемещаемым через таможенную границу России, а также иных таможенных платежей;

3. организует систему контроля  за правильностью определения  таможенной стоимости товаров;  обеспечивает своевременное и  полное внесение в федеральный  бюджет таможенных пошлин и  налогов; обеспечение в пределах  своей компетенции экономической  безопасности Российской Федерации,  единства таможенной территории России; зашита экономических интересов Российской Федерации.

§ 2.4.Роль налогов в рыночной экономике  и формировании доходной части бюджета

В рыночной экономике налоги играют важную роль. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

Роль налогов в рыночной экономике  заключается в том, что государство, изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, создает условия для ускоренного  развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем.

Налогам присущи такие черты  как стабильность и подвижность. Они также влияют на роль налогов  в рыночной экономике. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки финансовых операций и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Не зная твердо, каковы будут условия  и ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены  раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения  отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, отчасти  уровень жизни населения. По мере изменения указанных и иных условий  налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.

Сейчас уже никто не отрицает факт, что чрезмерно высокие налоги - оказывают негативное влияние на рыночную экономику, порождают спад производства, снижение предпринимательской  активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения  к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов  в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного  роста доходных источников путем  увеличения налоговых поступлений. В этом заключается одна из основных трудностей установления более или  менее оптимальных границ колебания  налоговых ставок в нашей стране. Налоги имеют большое значение в  доходах государства.

Роль налогов в формировании доходной части бюджета заключается  в том, что налоговые поступления - это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ на 01.01.2012

Федеративный характер российского  государства, включающего 83 национально-государственных  и административно-территориальных  образования (на 27 апреля 2012), существенные различия в социально-экономическом  развитии субъектов Федерации, демографической  ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности

и ответственности субъектов Российской Федерации в социально- экономических  вопросах должно сопровождаться укреплением  финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами.

Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам  полностью или в твердо фиксированной  доле (и процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет, за которым  они закреплены. Федеральные налоги - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц - являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений (по нормативам) либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке. Платежи по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего бюджета.

Значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы) поступает  в федеральный бюджет, а по прямым налогам (на прибыль и доходы физических лиц) - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития налоговой системы

§ 3.1 Проблемы и пути совершенствования  налоговой системы

Отметим наиболее важные недостатки, носящие макроэкономический характер в налоговой системе РФ. Копируя в основном западную модель налоговых систем, российская налоговая система, тем не менее, существенно отходит от западных стандартов в следующих основных моментах:

• поддержания максимально благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

• фактически не исключает из налогообложения  капиталы, вложенные в производство и реинвестируемую прибыль;

• применяет недопустимо низкие вычеты из налогов на физических лиц, стимулируя уход от налогов даже при  небольших заработках и, соответственно, уход от социальных платежей;

• отсутствие среднего класса приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

• неравномерное распределение  налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными наиболее крупными плательщиками;

• высокое подоходное обложение  дивидендов (без зачета уплаченного  налога на прибыль) подавляет интерес  предпринимателей к максимизации прибыли.

На микроуровне можно отметить следующие недостатки:

• усиливающиеся расхождения между  стандартами бухгалтерского учета, которые быстро переориентируются  на международные образцы, и налоговым  учетом, что приводит к бессистемным и трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли;

• ежедекадные и ежемесячные  авансовые платежи большинства  налогов, что приводит к вымыванию  собственных оборотных средств  предприятий (это касается и вмененного налога);

• противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений (часто друг другу противоречащих, что крайне усложняет работу бухгалтеров  и финансистов), арбитражной практики.

Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.

Правительственным проектом определены цели и стратегия налоговых реформ и ее первоочередные задачи. Провозглашено, что цель изменений состоит не в увеличении объема собираемых налогов, а заключается в следующем:

а) по мере снижения обязательств государства  в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых  изъятий;

б) сделать российскую налоговую  систему более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики  несут полное налоговое бремя, а  другие уклоняются от налогов законными  и нелегитимными способами);

в) повысить уровень нейтральности  налоговой системы по отношению  к экономическим решениям фирм и  потребителей (налоги должны вносить  минимум искажений в систему  отпускных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени  между досугом и работой и  т. д.);

г) система администрирования налогов  должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором «налоговая реформа не должна ставить целью  кардинальное изменение действующей  налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой  системы».

Ставится вопрос о достижении в  процессе налоговой реформы следующих  глобальных целей:

1. Повышение уровня справедливости  и нейтральности налоговой системы  за счет:

• выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков (прежде всего за счёт отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);

• отмены неэффективных и оказывающих  негативное влияние на экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов  налогов и сборов (прежде всего  так называемых «оборотных» налогов);

• исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным  налогам, искажающих их экономическое  содержание;

• улучшения налогового администрирования  и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое  законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;

• сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой  службы, Налоговой полиции, Службы валютного  контроля, подразделений государственных  внебюджетных фондов, ответственных  за сбор платежей;

• упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе  за счет создания специализированных коллегий по налоговых спорам в судах  общей юрисдикции и арбитражных  судах);

Информация о работе Налоги их функции и роль в рыночной экономике