Налоги, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5
1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10
1.3. Классификация налогов……………………….………………….15
Глава 2. Налоговое бремя в обществе
2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема распределения налогового бремени в обществе…………………… .19
2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………….……………….….....32
Список использованных источников.…………………………….………..34
Приложения………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

1305065408_7581_FT2363_ekonomicheskaya_teoria.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов

1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5

1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10

1.3. Классификация налогов……………………….………………….15

Глава 2. Налоговое бремя в обществе

2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема                     распределения налогового бремени в обществе…………………… .19

2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28

Заключение…………………………………………….……………….….....32

Список использованных источников.…………………………….………..34

Приложения………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная работа посвящена  теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях.  Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Вопросам исследования посвящено  множество работ. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования, а также проблема распределения налогового бремени в обществе.

Объектом исследования в моей курсовой работе является анализ налоговой системы, изучение нормативно правовых актов и научная литература.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

 В соответствии с целью задачами работы являются:

  1. рассмотрение понятия «налог» и его сущности;
  2. изучение экономического содержания налога, выявление функций налогов;
  3. распределение и изучение налогов по классификациям;
  4. рассмотрение проблемных аспектов понятия «налоговое бремя», изучение проблемы распределения налогового бремени в обществе;
  5. рассмотрение современных методик снижения налогового бремени в обществе.

Разработанность темы исследования обусловлена  работами Барулина С.В, Ермаковой Е.А., Степаненко В.В., Волковой Н.Д., Лихтермана С.С., Ревазова М.А., Жидковой Е.Ю, Толкушкина А.В., Иохина В.Я. и других.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

 

    1. Понятие «налог» и его сущность

 

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи считают нецелесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Они нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог»       [10, C. 9]. По образному выражению К. Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [13, C. 229].

В условиях становления основ механизма  рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм, особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики международных экономических отношений, движения капиталов.

Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика.

Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов [10, C. 11].

Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов можно проанализировать с помощью рисунка                (Рисунок 1) [6, C. 123]:

 

Теория налогов



        


Плата граждан по

государству

 

Источник доходов

государства

 

Регулятор

экономических

процессов


 

           Договорная  плата

 

Страховой платеж

государству

 

  Средство         уравнивания доходов



Покупка гражданами государственных

услуг

 

Добровольные взносы     граждан для

государственных целей

 

Встроенные

стабилизаторы

рыночной

экономики



Аванс части 

          состояния граждан

 

Средство о    обеспечения расходов государства


 

Рисунок 1 - Основные теоретические представления сущности налогов


 

Взгляды на сущность налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист У.Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам.

В XVII-XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф.Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVII по XIX в. появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А.Смит, развивая классическую «теорию налогового нейтралитета», считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства. В XIX в. швейцарский экономист Ж.Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж. Мак-Куллоха, налог по своей сути – это страховой платеж граждан государству. К началу XIX в. представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и другие рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист Д. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения. По мнению Н.И. Тургенева – основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства [10, C. 12]. В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание. Основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и  в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Отличительной чертой налога как экономической категории  является наличие в нем признаков: императивность; индивидуальная безвозмездность; законность; уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства; абстрактность; относительная регулярность.

Признак императивности или обязательности налога означает, юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без  заключения договора с налогоплательщиками, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет право отказаться от выполнения налоговой обязанности. Налоговая обязанность может быть устранена (полностью или частично) лишь при наличии экономических и социальных факторов, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает предоставление налоговой льготы (ст. 56 НК РФ), либо ее исполнение может быть отсрочено по особым причинам, нередко чрезвычайного характера         [гл. 9 НК РФ]. Безвозмездность налогов означает, что законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за  перечисленные обязательные платежи. Поэтому, выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает  государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ совершенно  в его пользу действий. Однако уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ  к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан. 

 Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности привода долга по налоговым платежам. Уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить  причитающимся с него налоги и, как следствие только он лично может быть привлечен к налоговой ответственности. Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью, а для государства взимание налогов порождает не правовые, а политико-социальные обязательства в целом перед обществом.   

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляются в порядке, определенном законом.  Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях  финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных  доходов. Именно за счёт налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактности  налогов предполагает их поступление  на нужды всего государства, а  затем распределение по видам расходов. За счёт уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств - бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. В зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки [8, C. 68].

    1. Экономическое содержание налога

 

Налог – это обязательный, индивидуально  безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой             [12, C. 24].

Информация о работе Налоги, их классификация