Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5
1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10
1.3. Классификация налогов……………………….………………….15
Глава 2. Налоговое бремя в обществе
2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема распределения налогового бремени в обществе…………………… .19
2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………….……………….….....32
Список использованных источников.…………………………….………..34
Приложения………………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ В ОБЩЕСТВЕ
2.1. Налоговое
бремя: его сущность и
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».
Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 части национального дохода.
Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов. В зарубежных странах этот показатель варьирует от 52% в Швеции, 30% в США, Турции и Японии, до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45%. В России налоговый гнет в 1996 году с учетом поступлений во внебюджетные фонды составил 48%, затем начал снижаться (Приложение 2).
По данным Минфина России, доля налоговых платежей в ВВП за последние годы составляла: 2000 г. – 33,5 %; 2001 г. – 33,9 %; 2002 г. – 33,2 %; 2003 г. – 31,0 %; 2004 – 2007 гг. - 27 %. Налоговая нагрузка в 2012 году составила 34,2% ВВП против 35,3% в 2011 году (в Европе эти цифры составляют 40 – 60 % ВВП) [16]. Однако отношение налогов к ВВП – это среднестатистический и неточный показатель, налоги же платят конкретные юридические и физические лица. А сколько должен заплатить отдельный налогоплательщик, ни официальная статистика, ни налоговая отчетность не определяют.
Налоговое бремя следует рассматривать с двух позиций:
- во-первых, как форму монопольной цены совокупных общественных благ, в которой выражается мера стоимости (ценности) государственных услуг по отношению к источникам уплаты налогов;
- во-вторых, как расчетный
показатель количественного
Сущность налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства выражается в следующем. Государство, будучи единственным «продавцом» общественных благ и предъявителем спроса на налоги (на государственные расходы), заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений. Налогоплательщики, как вынужденные «покупатели» государственных услуг, от которых исходит предложение финансовых ресурсов для налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ (особенно, социального характера) при минимальных налогах (минимальной цене за эти услуги).
Не может быть единых, универсальных для разных экономик равновесных параметров налогового бремени – налоговых пределов и оптимума (оптимальный уровень налогового бремени – это такой его равновесный уровень, при котором налогоплательщики относительно безболезненно для своих финансов согласны платить установленные налоги по основным элементам налогообложения, получая адекватное количество и качество общественных благ). Для многих современных развитых стран этот вывод имеет отношение и к параметрам известной «кривой Лаффера» – 35–40 % к валовому национальному продукту с точкой налогового оптимума 37,5 %, рассчитанным еще в 70-х годах для экономики США, но до сих пор принимаемым многими специалистами в качестве базы для сравнительной оценки налоговой нагрузки. Подтверждением тому служит разброс уровней налогового бремени в различных развитых странах от 22 % до 54 % (Приложение 3). Налоговые пределы (нижний и верхний) также индивидуальны для каждой страны. Их необходимо рассчитывать для определения оптимального уровня налогового бремени.
Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.
Как показал анализ данных 2007 года, проведенный в 15 регионах России на 160 предприятиях с различными формами собственности, осуществляющими деятельность в различных отраслях производства и услуг, в целом налоговое бремя в 1 полугодии 2007года составило 23,2% (против 25,3% в 2005 году). Самый высокий уровень налоговых платежей в структуре выручки на предприятиях по производству винно-водочных изделий - 50%, поскольку значительную долю в цене этой продукции занимают акцизы. Высок уровень налоговых платежей у строительных предприятий (32,6%), в торговых организациях (39,8%) и транспортных организациях (47,6%). Этот показатель существенно ниже на предприятиях по производству сельскохозяйственной продукции - около 7%. Особенно низок этот показатель на птицеводческих предприятиях - от 3,7 до 7,2% к объему реализации.
В отношении граждан-
Как видно из изложенного, приводимые
иногда в средствах массовой информации
«грандиозные» показатели налогового
бремени 80- 95% выручки предприятий, изымаемой
на налоги, не соответствует действительности
Основные направления применени
Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем.
Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на макроуровне используется государством также для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие.
Во-вторых, исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала.
В-третьих, показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов [6, C. 221].
Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т. е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а также исчисления налоговой нагрузки на работника.
Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.
Налоговое бремя на население мировая практика также оценивает на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником.
Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода [6, C. 223].
Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:
- затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;
- затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;
- судебные издержки в случае
нарушения прав
Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.
Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов [5, C. 103].
Рассмотрим проблемы распределения налогового бремени в обществе. К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические
лица должны уплачивать налоги, пропорционально
тем выгодам, которые они получили от государства.
Но всеобщее применение этого принципа
связано с определенными трудностями.
Например, в этом случае невозможно определить,
какую личную выгоду, в каком размере и
т.д. получает каждый налогоплательщик
от расходов государства на национальную
оборону, здравоохранение, просвещение.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,
выплачивают большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.
Поэтому на практике решение названных проблем обычно основано на импирическом подходе, учитывающим приоритеты социально – экономической политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах [14, C. 384].
Проблема оптимальной величины
налоговой нагрузки на налогоплательщика
играет особую роль в построении и
совершенствовании налоговой
Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда [6, C. 227].
В результате столкновения
интересов в любом