Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5
1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10
1.3. Классификация налогов……………………….………………….15
Глава 2. Налоговое бремя в обществе
2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема распределения налогового бремени в обществе…………………… .19
2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………….……………….….....32
Список использованных источников.…………………………….………..34
Приложения………………………………………………………………….36
Налог является экономической
категорией, поскольку денежные отношения,
складывающиеся между государством
и юридическими и физическими
лицами, носят объективный характер
и имеют специфическое
Вместе с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т. е. функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений. Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может [12, C. 23]. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. Таким образом, налоги представляют собой одну из главных форм реально существующих отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивающих властные правомочия государства.
Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы (Рисунок 2) [10, C. 22]:
Рисунок 2 - Основные элементы налогов
Собственно через эти
элементы в законах о налогах
и устанавливается вся налоговая процедура:
субъект налога (налогоплательщик) – то
лицо, юридическое или физическое, на которое
по закону возложена обязанность платить
налог; объект налогообложения – действие,
состояние или предмет, подлежащий налогообложению
(имущество, прибыль, добавленная стоимость,
сделки по купле-продаже товаров, иные
объекты, имеющие стоимостную, количественную
или физическую характеристику); источник
налога – валовый внутренний продукт
(ВВП); единица обложения (масштаб налога)
– определенная законом количественная
мера измерения объекта обложения (по
налогу на доходы физических лиц - рубль);
налоговая база – стоимостная, физическая
или иная характеристика объекта налогообложения,
только та часть объекта налога, к которой
по закону применяется налоговая ставка;
налоговый период – календарный год или
иной период времени применительно к отдельным
налогам, по окончании которого определяется
налоговая база и исчисляется подлежащая
уплате сумма налога; налоговая ставка
(норма налогового обложения) – величина
налога на единицу измерения налоговой
базы (налоговые ставки могут быть твердыми
(специфическими), процентными, маргинальными,
фактическими и экономическими); налоговые
льготы – полное или частное освобождение
от налогов субъекта в соответствии с
действующим законодательством; налоговый
оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком
с одного объекта обложения.
Экономическая сущность налогов
проявляется через их функции, которые
реализуются непосредственно в
процессе налогообложения: отражают систему
отношений и взаимосвязи
Функция (исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории проявление её сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной экономической категории». Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране (Рисунок 3) [6, C. 127-128].
Рисунок 3 - Функции налога
Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.
Фискальная функция (от лат. Fiscus – фиск, т. е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.
Распределительная функция – функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
Стимулирующая функция – оказывает воздействие на сам процесс воспроизводства. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она направлена на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта; в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.
Контрольная функция – тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.
Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер [6, C.28-29].
Вывод: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения, а также по некоторым другим признакам представляет собой классификацию налогов (Приложение 1).
Государственные налоги - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Местные налоги - обязательные платежи юридических и
физических лиц, поступающие в бюджеты
административно-
Налоги, взимаемые только с юридических лиц - налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог на операции с ценными бумагами и т.д.
Налоги, взимаемые только с физических лиц - земельный налог, налоги на имущество физических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.д.
Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц - земельный налог и т.д.
Закрепленные налоги - налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.
Регулирующие налоги – налоги,
доходы от поступления которых
Прямые налоги – это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения [5, C. 650]. Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. К ним относятся подоходныё налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги – завуалированная форма платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость [5, C. 650].
Налоги, взимаемые у источника – налоги на доходы физических лиц. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком – налоговым агентом сразу в бюджет.
Налоги, взимаемые по декларации – налоги на прибыль. Взимаются после подачи налогоплательщиком заявления, в котором описываются полученные им за определенный период доходы и распространяющиеся на них налоговые скидки и льготы.
Налоги, взимаемые по кадастру – земельные налоги и налоги на транспорт. При взимании данного налога используется кадастр – реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.
Пропорциональные налоги – налоги, которые действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налоги на прибыль, на доходы физических лиц).
Прогрессивные налоги - налоги, ставка которых увеличивается ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода.
Регрессивные налоги - налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.
Общие налоги – налоги, которые после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
Специальные налоги – налоги, которые
имеют строгое целевое
По источникам обложения, как видно из названия, налоги делятся в зависимости от того, за счет какого источника они уплачиваются.
Реальные (имущественные) налоги – налоги, которыми облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика.
Ресурсные (рентные) налоги – налоги,
которые тесно связаны с реальн
Личные налоги – налоги, при взимании которых учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Взимаются с доходов физических и юридических лиц двумя способами: «у источника» и «по декларации».
Вмененные налоги – налоги, отличительной особенностью которых является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определенный государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда – налоги, которые трудно отнести к изложенным выше классификационным группам. Объектом обложения выступают расходы налогоплательщика, связанные с выплатой заработной платы и других видов вознаграждения работникам [12, C. 36-38].
Вывод: классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношения налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.