Налоги, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5
1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10
1.3. Классификация налогов……………………….………………….15
Глава 2. Налоговое бремя в обществе
2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема распределения налогового бремени в обществе…………………… .19
2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………….……………….….....32
Список использованных источников.…………………………….………..34
Приложения………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

1305065408_7581_FT2363_ekonomicheskaya_teoria.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно равновесного) налогового бремени возникают по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, либо  развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту – к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Чрезмерно заниженное налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.

С распределением налогового бремени при косвенном налогообложении  связано понятие «избыточное  налоговое бремя». По мнению американских экономистов, избыточное бремя означает потерю эффективности для общества вследствие введения налога. Это потеря для общества чистой выручки, поскольку потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже прежнего равновесного уровня [13, C. 98]. К примеру, при цене без налога 4 у.е. за бутылку вина равновесное предложение составляло 15 млн. бутылок. С введением налога в размере 1 у.е. рыночная цена, повысившаяся до 4,5 у.е., уменьшает равновесное потребление вина до 12,5 млн. бутылок. Налоговые поступления также составят не 15 млн. у.е., а лишь 12,5 млн. у.е. В результате недопотребления и недопроизводства из-за введения налога общество теряет 2,5 млн. у.е. чистой выручки, хотя оно готово заплатить за недопотребленные 2,5 млн. бутылок вина, но по цене 4 у.е. за бутылку.

Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий  и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости  созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот. В действительности на налогоплательщика давит не столько бремя налогов, которые он согласен заплатить или уже заплатил, сколько бремя налоговых платежей, которые потенциально, по закону должно заплатить обязанное лицо. Обычно налоговое бремя физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.

        Из результатов  анализа налогового бремени можно  сделать ряд выводов, связанных  с приоритетами налоговой политики: во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров; во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о нижнем его пределе; в-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых начислений на оплату труда в форме единого социального налога; в-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно [4, C. 234-236].

Вывод: налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия  на национальную экономику в целом и отдельно на каждого налогоплательщика. Показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики. Налоговое бремя играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономик.

 

 

2.2 Современные методики  снижения налогового бремени  в обществе

 

При оценке налогового бремени населения  в целом необходимо исходить из суммы  всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размера оплаты труда.

Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени предприятия. В  научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта.

Различие методик определения  налогового бремени проявляется  в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а  также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная, идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Также каждая из методик учитывает изменение количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

После оценки налогового бремени можно переходить к собственно оптимизации налогообложения, общими методами которой являются: метод замены налогового субъекта; метод изменения вида деятельности налогового субъекта; метод замены налоговой юрисдикции; принятие учетной политики с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей; оптимизация через договорные отношения; использование различных льгот и налоговых освобождений.

Кроме того могут использоваться и специальные методы оптимизации: метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокращения объекта налогообложения.

При оптимизации налогообложения  следует четко отслеживать грань  между собственно оптимизацией и  уклонением от налогов. Ведь налоговая  оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов, а уклонение от налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства.

Таким образом, методы оптимизации налогов подразделяются на законные и незаконные. В процессе оптимизации налогообложения государства должны использовать только законные методы, которые отвечают принципам естественности, индивидуальности, соотнесения эффекта и затрат, динамичности, юридической чистоты, конфиденциальности, контроля, сочетания формы и содержания, нейтралитета, диверсификации и комплексного подхода.

Также, в целях минимизации  налогообложения удобно пользоваться классификацией налогов, отталкивающейся  от положения налога относительно себестоимости. В соответствии с ней выделяют налоги, находящиеся «внутри» себестоимости, налоги, находящиеся «вне» себестоимости, «над» себестоимостью и налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Основным методом оптимизации  налогообложения - снижения налогового бремени - является в наше время налоговое планирование. Только грамотное налоговое планирование приводит к эффективной оптимизации налогообложения. Следует также понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является всего лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на её основе с учётом реальных условий, в которых находится общество.

Результатом оптимизации  налогообложения должны стать увеличение реальных возможностей общества для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.

Любая оптимизация налогообложения  предполагает, что снижение налогового бремени будет проведено не до «0», то есть не полностью, а до минимальных  ставок, предусмотренных НК, законодательными актами и документами. В противном случае это будет не оптимизация, а уклонение от уплаты налогов.  Например, с целью сбалансирования ущерба от уплаты налогов бедными и богатыми устанавливается принцип распределения налогового бремени в соответствии с величиной получаемых налогоплательщиками доходов. Такой подход непосредственно реализуется при подоходном налогообложении путем установления необлагаемого минимума, минимальной налоговой ставки и шкалы прогрессивных ставок, а также при поимущественном налогообложении путем учета в налоговых ставках условной доходности имущества (недвижимости) и применения необлагаемого минимума его стоимости. Ставки и всех прочих налогов, включая косвенные, в конечном счете, хотя бы опосредованно, также должны учитывать платежеспособность типичного налогоплательщика, будучи важнейшим критерием оптимальности размера таких ставок.

Таким образом, все выше перечисленные методики (факты) оптимизации  распределения налогового бремени  в обществе следует учитывать  при налоговом реформировании и построении рациональной системы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поднятая проблема, как оговаривалось  выше, достаточно актуальна в наше время. Еще во введении это было обусловлено  и доказано, также была поставлена цель и оговорены задачи, работа над которыми позволит сделать вывод и подытожить проделанную работу.

В соответствии с целью были решены следующие задачи: рассмотрено понятия «налог» и его сущность; изучено экономическое содержание налога; выявлены функции налогов; отражена классификация налогов; рассмотрены проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»; изучены проблемы распределения налогового бремени в обществе; проанализированы  современные методики снижения налогового бремени в обществе.

Углубившись в каждую из них, нам удалось раскрыть для начала саму сущность налогов, их содержание и функции, которыми они наделены. Всё это было описано в 1 и 2 главах представленной работы: Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Классификация  же налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом.

  Как итог к последней главе можно выделить следующую фразу: показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики, именного от уровня налогового бремени, возложенного на каждого из нас, зависит  материальное благополучие не только отдельной личности, но и всего населения страны в целом.

Несомненно, налоговая система в каждой стране стремится всеми силами улучшить положение. Нельзя сказать, что налоговая система хотя бы в нашей стране стабильна и процветает. Там тоже есть своя неразбериха, которая приводит к нестабильному положению в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Необходимо одним из первых шагов начать налаживать налоговую систему каждой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М.: «Юридическая литература». 2009 гг.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. N 117-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 3 мая 2012г.).

 

Литература

3. Баранова Л.Г. Антикризисные мероприятия и налоговое бремя. Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2009. - № 1. – С.135.

4. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007. – 282 с.

5. Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России: Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2006. – 708 с.

6. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ГроссМедия, 2009. – 442 с.

7. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. – М.: ЭКСМО, 2010. – 240 с.

8. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение.  Учебное пособие. - М.: Изд.-во Юрайт, 2010. – 147 с.

9. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. - М.: Юристъ, 2006. – 355 с.

10. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.

11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 296 с.

12.  Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 799 с.

 13. Скворцов О.В., Скворцова Н.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 382 с.

14. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 2 - е изд. перераб. и допол. - СПБ.: Питер-М: Издат Дом « Бинфа», 2009. – 448 с.

15. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения — М.: Юристъ, 2003. – 585 с.

 

Ресурсы Интернет

16. Материалы с официального сайта «Министерство Финансов Российской Федерации: нормативная и правовая информация» // Официальный сайт -  http://www.minfin.ru (дата обращения 17.05.2013).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Классификация налогов

 

 

Классификации

налогов

Виды налогов

по принадлежности к

уровню власти

государственные

местные

по субъекту уплаты

 

 

   налоги, взимаемые только  с юридических лиц

      налоги, взимаемые только с физических лиц

    налоги, взимаемые как  с юридических, так и с физических  лиц

по принадлежности к

звеньям бюджетной

системы

закрепленные

регулирующие

по методу взимания

 

прямые

косвенные

по способу обложения

налоги, взимаемые у источника

налоги, взимаемые по декларации

налоги, взимаемые по кадастру

по применяемой ставке

пропорциональные

прогрессивные

регрессивные

но назначению

общие

специальные

по источнику обложения

налоги, уплачиваемые из прибыли

   налоги, уплачиваемые за счет издержек

налоги, относимые на уменьшение

финансового результата

налоги, уплачиваемые с общей суммы  выручки

по объекту обложения

реальные (имущественные)

ресурсные (рентные)

личные

вмененные

взимаемые с фонда оплаты труда

Информация о работе Налоги, их классификация