Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественно-экономическое развитие любого государства напрямую зависит от взимания налогов у населения, то есть насколько правильно и точно будет построена налоговая политика, настолько эффективно будет функционировать государство.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги. Экономическое содержание и функции налогов
1.1. Понятие «налог» и его сущность…………………………….…....5
1.2. Экономическое содержание налога. Функции налогов………....10
1.3. Классификация налогов……………………….………………….15
Глава 2. Налоговое бремя в обществе
2.1. Налоговое бремя: его содержание, правовые аспекты и проблема распределения налогового бремени в обществе…………………… .19
2.2. Современные методики снижения налогового бремени в обществе …...……………………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………….……………….….....32
Список использованных источников.…………………………….………..34
Приложения………………………………………………………………….36
«Ножницы» потенциального (начисленного) и фактического (условно равновесного) налогового бремени возникают по двум причинам: во-первых, в силу финансовой невозможности налогоплательщиков уплатить в полной мере и в установленные сроки причитающиеся по законодательству налоги; нежелания субъектов уплачивать завышенные налоги (завышенную цену общественных благ). В результате, либо у налогоплательщиков возникает задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, либо развиваются процессы сознательного уклонения налогоплательщиков от налогов. В условиях завышенного, сверхсильного спроса государства на налоговые ресурсы ухудшается финансовое положение налогоплательщиков, недополучает налоговых доходов и бюджетная система, поскольку налогоплательщики в массовом порядке стремятся сокрыть доходы и объекты от налогообложения (сознательно уменьшают предложение источников уплаты налогов). Снижение спроса государства на налоги путем корректировки их ставок может привести к обратному эффекту – к расширению предложения налогоплательщиками финансовых ресурсов для налогообложения. Чрезмерно заниженное налоговое бремя также неэффективно, поскольку может повлечь за собой существенные невосполнимые потери налоговых доходов для бюджета и объемов общественных благ для населения.
С распределением налогового
бремени при косвенном
Чем выше налоговое бремя, тем меньше
доходов остается у предприятий
и населения для
Из результатов
анализа налогового бремени
Вывод: налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия на национальную экономику в целом и отдельно на каждого налогоплательщика. Показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики. Налоговое бремя играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономик.
2.2 Современные методики снижения налогового бремени в обществе
При оценке налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размера оплаты труда.
Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени предприятия. В научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта.
Различие методик определения налогового бремени проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная, идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Также каждая из методик учитывает изменение количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.
После оценки налогового бремени можно переходить к собственно оптимизации налогообложения, общими методами которой являются: метод замены налогового субъекта; метод изменения вида деятельности налогового субъекта; метод замены налоговой юрисдикции; принятие учетной политики с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей; оптимизация через договорные отношения; использование различных льгот и налоговых освобождений.
Кроме того могут использоваться и специальные методы оптимизации: метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокращения объекта налогообложения.
При оптимизации налогообложения
следует четко отслеживать
Таким образом, методы оптимизации налогов подразделяются на законные и незаконные. В процессе оптимизации налогообложения государства должны использовать только законные методы, которые отвечают принципам естественности, индивидуальности, соотнесения эффекта и затрат, динамичности, юридической чистоты, конфиденциальности, контроля, сочетания формы и содержания, нейтралитета, диверсификации и комплексного подхода.
Также, в целях минимизации налогообложения удобно пользоваться классификацией налогов, отталкивающейся от положения налога относительно себестоимости. В соответствии с ней выделяют налоги, находящиеся «внутри» себестоимости, налоги, находящиеся «вне» себестоимости, «над» себестоимостью и налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.
Основным методом оптимизации налогообложения - снижения налогового бремени - является в наше время налоговое планирование. Только грамотное налоговое планирование приводит к эффективной оптимизации налогообложения. Следует также понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она является всего лишь шаблоном, идеей, а разработка готового плана оптимизации может производиться только на её основе с учётом реальных условий, в которых находится общество.
Результатом оптимизации налогообложения должны стать увеличение реальных возможностей общества для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.
Любая оптимизация налогообложения предполагает, что снижение налогового бремени будет проведено не до «0», то есть не полностью, а до минимальных ставок, предусмотренных НК, законодательными актами и документами. В противном случае это будет не оптимизация, а уклонение от уплаты налогов. Например, с целью сбалансирования ущерба от уплаты налогов бедными и богатыми устанавливается принцип распределения налогового бремени в соответствии с величиной получаемых налогоплательщиками доходов. Такой подход непосредственно реализуется при подоходном налогообложении путем установления необлагаемого минимума, минимальной налоговой ставки и шкалы прогрессивных ставок, а также при поимущественном налогообложении путем учета в налоговых ставках условной доходности имущества (недвижимости) и применения необлагаемого минимума его стоимости. Ставки и всех прочих налогов, включая косвенные, в конечном счете, хотя бы опосредованно, также должны учитывать платежеспособность типичного налогоплательщика, будучи важнейшим критерием оптимальности размера таких ставок.
Таким образом, все выше перечисленные методики (факты) оптимизации распределения налогового бремени в обществе следует учитывать при налоговом реформировании и построении рациональной системы налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поднятая проблема, как оговаривалось выше, достаточно актуальна в наше время. Еще во введении это было обусловлено и доказано, также была поставлена цель и оговорены задачи, работа над которыми позволит сделать вывод и подытожить проделанную работу.
В соответствии с целью были решены следующие задачи: рассмотрено понятия «налог» и его сущность; изучено экономическое содержание налога; выявлены функции налогов; отражена классификация налогов; рассмотрены проблемные аспекты понятия «налоговое бремя»; изучены проблемы распределения налогового бремени в обществе; проанализированы современные методики снижения налогового бремени в обществе.
Углубившись в каждую из них, нам удалось раскрыть для начала саму сущность налогов, их содержание и функции, которыми они наделены. Всё это было описано в 1 и 2 главах представленной работы: Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Классификация же налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом.
Как итог к последней главе можно выделить следующую фразу: показатель налогового бремени имеет важное значение для разработки государственной налоговой, инвестиционной и социальной политики, именного от уровня налогового бремени, возложенного на каждого из нас, зависит материальное благополучие не только отдельной личности, но и всего населения страны в целом.
Несомненно, налоговая система в каждой стране стремится всеми силами улучшить положение. Нельзя сказать, что налоговая система хотя бы в нашей стране стабильна и процветает. Там тоже есть своя неразбериха, которая приводит к нестабильному положению в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Необходимо одним из первых шагов начать налаживать налоговую систему каждой страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Литература
3. Баранова Л.Г. Антикризисные мероприятия и налоговое бремя. Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2009. - № 1. – С.135.
4. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007. – 282 с.
5. Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России: Учебное пособие. – М.: МГГУ, 2006. – 708 с.
6. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ГроссМедия, 2009. – 442 с.
7. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. – М.: ЭКСМО, 2010. – 240 с.
8. Зрелов А.П. Налоги и
9. Иохин В.Я. Экономическая теори
10. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 296 с.
12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 799 с.
13. Скворцов О.В., Скворцова Н.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 382 с.
14. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 2 - е изд. перераб. и допол. - СПБ.: Питер-М: Издат Дом « Бинфа», 2009. – 448 с.
15. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения — М.: Юристъ, 2003. – 585 с.
Ресурсы Интернет
16. Материалы с официального сайта «Министерство Финансов Российской Федерации: нормативная и правовая информация» // Официальный сайт - http://www.minfin.ru (дата обращения 17.05.2013).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Классификация налогов
Классификации налогов |
Виды налогов |
по принадлежности к уровню власти |
государственные |
местные | |
по субъекту уплаты
|
налоги, взимаемые только с юридических лиц |
налоги, взимаемые только с физических лиц | |
налоги, взимаемые как
с юридических, так и с | |
по принадлежности к звеньям бюджетной системы |
закрепленные |
регулирующие | |
по методу взимания
|
прямые |
косвенные | |
по способу обложения |
налоги, взимаемые у источника |
налоги, взимаемые по декларации | |
налоги, взимаемые по кадастру | |
по применяемой ставке |
пропорциональные |
прогрессивные | |
регрессивные | |
но назначению |
общие |
специальные | |
по источнику обложения |
налоги, уплачиваемые из прибыли |
налоги, уплачиваемые за счет издержек | |
налоги, относимые на уменьшение финансового результата | |
налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки | |
по объекту обложения |
реальные (имущественные) |
ресурсные (рентные) | |
личные | |
вмененные | |
взимаемые с фонда оплаты труда |