Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...…….…...6
1.1Экономическая сущность и происхождение налогов…………………….…6
1.2 Классификация и элементы налогов………………………………………13
2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе………………..21
2.1 Понятие налоговое бремени ………………………………………………..21
2.2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе……………....31
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

переделаная курсовая.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..4

1 Экономическая сущность  налогов и их классификация…………...…….…...6

1.1Экономическая сущность  и происхождение налогов…………………….…6

1.2 Классификация  и  элементы налогов………………………………………13

2 Проблемы распределение  налогового бремени в  обществе………………..21

2.1 Понятие налоговое бремени  ………………………………………………..21

2.2 Проблемы распределение  налогового бремени в обществе……………....31

Заключение ………………………………………………………………………27

Список использованных источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налоги – необходимое  звено экономических отношений  в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических  отношений. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и  есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных  финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях.

Налог является комплексной  категорией, включающей в себя экономическую, финансовую и правовую составляющие. Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Цель курсовой работы состоит  изучить проблемы распределения  налогового бремени в обществе. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить структуру и функции налога;
  • рассмотреть классификацию налогов;
  • изучить  налоговое бремя;
  • рассмотреть проблемы распределения налогового бремени.

Решение проблемы повышения  эффективности налоговых поступлений  в бюджетную систему страны требует  формирования и применения на практике гибкой стратегии налоговых органов, основанной на качественном анализе  и планировании заданий поступления  налогов и сборов в бюджетную  систему страны. Этим обусловлена  актуальность темы курсовой работы.

Очевидно, что любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство  собирает со своих «подданных» в  виде физических и юридических лиц.  Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.  Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

  1. Гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
  2. Заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения. Развитие экономической реформы  в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения  налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа  является составным элементом общей  экономической реформы. Поэтому  знания в области налогообложения  приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

Подытоживая все выше сказанное  не остается сомнений в актуальности данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.

 Курсовая работа состоит из введения, дух глав, заключения и списка литературы. 

1 Экономическая сущность налогов и их классификация

 

1.1 Экономическая сущность и происхождение налогов

 

Налог представляет собой  обязательный взнос в бюджет  соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый   экономическими субъектами  в законодательном  порядке.

Известны три основных принципа  налогообложения:

  • пропорциональное налогообложение, при котором  величина налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;
  • регрессивное налогообложение, когда размер налогов  растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и  доходов;
  • прогрессивное налогообложение, когда налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход.

В случае , если правительство стремится увеличить поступления от подоходного налога, оно может воздействовать только на  налоговую ставку, но не на конечные поступления непосредственно. Ставка налога влияет на выбор между трудом и отдыхом,  поэтому доход является функцией от нее, а база налогообложения меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления  также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому  исчезли бы стимулы к труду и доход стал равен нулю, а следовательно, прекратились бы налоговые поступления. Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда. Поэтому доход может как расти, так и снижаться в зависимости от  роста налоговой ставки[14, с 643].

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны. Среди функций налогов  необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную, контролирующую и стимулирующую функции.

На первое место необходимо поставить фискальную функцию как  первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления  государства потребовал средств  для выполнения им тех или иных функций в обществе. Это историческая предопределенность первичности фискальной функции. Содержательная предопределенность первичности этой функции связана  с необходимостью первостепенного  обеспечения возможности экономического существования государства, без  чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической  жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового. Фискальная функция состоит в  формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, поддержку детей, пожилых  и больных людей. Из собранных  в виде налогов средств государство  покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть  средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого  же источника идут деньги на строительство  государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды [10,с 41].

Регулирующая. Налоговое  регулирование представляет собой  систему особых мероприятий в  области налогообложения, направленных на вмешательство государства в  рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в  системе регулирования принадлежит  налогам. Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным  образом в определении разработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а  также бирж труда, торговых домов, устанавливающие  порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано; регулирование  развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и  контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые  льготы, растут и развиваются быстрее  других. Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом  часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Распределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых программ  научно-технических, экономических и др. Происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Стимулирующая. Налогами можно  стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности. Ими можно создать  предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных  предприятий. С их помощью можно  повышать конкурентоспособность предприятий  на мировом рынке, проводить протекционистскую  политику. С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно -исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т. е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.  Применение налогов  является одним из методов обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия [5,с 33].

Решающими предпосылками  возникновения налогов, становления  и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство  получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной  дееспособности, но и активного воздействия  на экономическую жизнь страны путем  усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования  процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Именно в процессе возникновения и развития системы  денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих всё расширяющихся  функций, и формировалась финансовая система.

Информация о работе Налоги