Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...…….…...6
1.1Экономическая сущность и происхождение налогов…………………….…6
1.2 Классификация и элементы налогов………………………………………13
2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе………………..21
2.1 Понятие налоговое бремени ………………………………………………..21
2.2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе……………....31
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

переделаная курсовая.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

Итак, налоговая система  возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем  Риме. Первоначально все государство  состояло из города Рима и прилегающей  к нему местности. В мирное время  граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и  государством были минимальны; избранные  магистраты исполняли свои обязанности  безвозмездно, порой вкладывая собственные  средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налогов определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой  системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским  легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация  часто сохраняла местную систему  налогов. Изменялось лишь ее направление  и использование. Длительное время  в Римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально  устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала  к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным  образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э. [9,c73].

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты). Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.) Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию. Так как население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда, урбанизации.

Многие хозяйственные  традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид  прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому  процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя  имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали  финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства [6,с7].

 

1.2 Классификация и элементы налогов

 

Налоги можно классифицировать по различным признакам .Издавна  по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

Предусмотрено деление налогов  и сборов по видам на три группы:

  1. Федеральные.
  2. Региональные.
  3. Местные.

Федеральные налоги установлены  и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным  налогам относятся, например, НДС, налог  на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы.

Региональными являются налоги и сборы, установленные законами субъектов данной страны и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог  на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и  другие.

К местным относятся налоги, установленные  нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских  органов местного самоуправления и  обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных  образований. Земельный налог, налог  на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги [3,c35].

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит  от бюджета или внебюджетного  фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  и относится к группе федеральных  налогов.

По форме взимания различают  налоги:

  1. Прямые.
  2. Косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно  между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения  в российской налоговой системе  могут служить такие налоги, как  земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  организаций, налог на имущество  физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и  пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость  товара, работы, услуги, но и налоговые  суммы, которые затем нужно перечислить  государству. Косвенные налоги нередко  называют налогами на потребление. Эти  налоги переносят реальное налоговое  бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги).

В основу классификации можно  положить и такой признак, как  плательщик налога. В этом случае следует  выделить три группы:

  1. Налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.).
  2. Налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций).
  3. Налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина) [7,c24].

По степени обложения  выделяют три группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
  •   пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
  • регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления  использования собранных платежей налоги делятся на:  

  • общие;
  • специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный. [8,c 17]

В основу классификации налогов  может быть положен и принцип  распределения налоговых поступлений  между бюджетами разных уровней. Например:

  1. В Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.
  2. В бюджеты субъектов – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц.
  3. В местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др.

По времени уплаты налоги бывают:

  1. Текущие.
  2. Единовременные.
  3. Чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются  с определенной периодичностью в  течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов  связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает  у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут  вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

Методы взимания налогов. В практике налогообложения используются три метода взимания налогов:

  1. Метод начисления.
  2. Метод удержания.
  3. Кадастровый метод.

Если используется первый метод, то налогоплательщик должен представить  в налоговые органы налоговую  декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа. В России этот метод используется при взимании большинства налогов, например, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и др.

Второй метод предполагает уплату налога у источника получения  дохода. Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (с доходов  в виде дивидендов). Со гласно этому  методу лицо, выплачивающее другому  лицу доход, исключает из него сумму  налога и перечисляет в бюджет.

Удержание налога у источника  выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:

  • налог уплачивается в момент выплаты дохода;
  • уменьшается риск уклонения от уплаты налога;
  • у источника дохода легче проконтролировать правильность исчисления суммы налога[1,с 40].

Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено  обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование  механизма ценообразования позволяет  частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить  налог на прибыль. Последний может  быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них. Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог [14,c 643]. Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

1.“Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.

Информация о работе Налоги