Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Введение …………………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...…….…...6
1.1Экономическая сущность и происхождение налогов…………………….…6
1.2 Классификация и элементы налогов………………………………………13
2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе………………..21
2.1 Понятие налоговое бремени ………………………………………………..21
2.2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе……………....31
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...33
Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.
Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налогов определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.
Рим превращался в империю,
в состав которой входили провинции,
жители которых были подданными империи,
но не пользовались правами гражданства.
Они были обязаны платить налоги,
что было свидетельством их зависимого
положения. При этом единой налоговой
системы не существовало. Те города
и земли, которые оказывали наиболее
упорное сопротивление римским
легионам, облагались более высокими
налогами. Кроме того, римская администрация
часто сохраняла местную
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты). Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.) Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию. Так как население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда, урбанизации.
Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства [6,с7].
1.2 Классификация и элементы налогов
Налоги можно классифицировать по различным признакам .Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
Предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:
Федеральные налоги установлены и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы.
Региональными являются налоги и сборы, установленные законами субъектов данной страны и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.
К местным относятся налоги, установленные нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги [3,c35].
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.
По форме взимания различают налоги:
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно на доход или
имущество налогоплательщика. В
связи с этим при прямом налогообложении
денежные отношения возникают
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы
или услуги при их реализации получает
с покупателя не только стоимость
товара, работы, услуги, но и налоговые
суммы, которые затем нужно
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
По степени обложения выделяют три группы налогов:
В зависимости от направления
использования собранных
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный. [8,c 17]
В основу классификации налогов
может быть положен и принцип
распределения налоговых
По времени уплаты налоги бывают:
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов
связана с совершением каких-
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
Методы взимания налогов. В практике налогообложения используются три метода взимания налогов:
Если используется первый метод, то налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа. В России этот метод используется при взимании большинства налогов, например, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и др.
Второй метод предполагает уплату налога у источника получения дохода. Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (с доходов в виде дивидендов). Со гласно этому методу лицо, выплачивающее другому лицу доход, исключает из него сумму налога и перечисляет в бюджет.
Удержание налога у источника выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:
Субъектом налога является
физическое или юридическое лицо,
на которое законодательством
1.“Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.