Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность налогов и их классификация…………...…….…...6
1.1Экономическая сущность и происхождение налогов…………………….…6
1.2 Классификация и элементы налогов………………………………………13
2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе………………..21
2.1 Понятие налоговое бремени ………………………………………………..21
2.2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе……………....31
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

переделаная курсовая.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть известны  и ясны как самому налогоплательщику,  так и всякому другому.

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства [1, c 367 ].

В компактной и современной  формулировке эти принципы могут  быть представлены следующим образом:

  • принцип всеобщности;
  • принцип справедливости и единообразия, утверждающий необходимость равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику налога;
  • принцип удобности и простоты, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;
  • принцип экономии или целесообразности, заключающийся в сокращении издержек, связанных с взиманием налога, соизмерении этих затрат с налоговыми поступлениями.

С тех пор как Адам Смит выдвинул положение о необходимости  соблюдения справедливости в налогообложении, этот постулат никем не оспаривался. Основные дискуссии и тогда и  теперь ведутся вокруг вопроса о  том, что считать справедливым налогообложением. Вот примеры нескольких, наиболее типичных в этом отношении противоречий:

  • между регионами - «налоговыми донорами» и дотационными регионами;
  • между налоговыми выплатами транснациональных корпораций непосредственно в регионах их присутствия и налоговыми выплатами их национальных штаб-квартир;
  • между плательщиками налогов (предприятиями) и получателями (государством в лице налоговых или финансовых органов) и др.

Эти противоречия на практике решаются путем поиска различного рода компромиссов и предложения вариантов, приемлемых в данных условиях и устраивающих все стороны. Субъективный фактор играет огромную роль в жизнедеятельности  государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы  налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки  текущего бюджета, потребности правительства  в финансовых ресурсах и других привходящих  внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение  в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов [15,c 23]  .

2 Проблемы распределение  налогового бремени в  обществе

 

2.1 Понятие налогового бремя

 

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия  налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий объект или иного плательщика, определяемый  как доля их доходов уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового  характера. Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской  деятельности , обязывая его к постоянному  поиску путей  повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатели налогового бремени, или налоговой нагрузки, налогоплательщика является достаточным серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

Понятие «налоговое бремя  » , которое нередкое носит и  иное название, возникло фактически одновременно с появлением налогов и упоминалось в первых текстах где шла речь о налогах [4,с 92].

Еще в  XVIII в. А. Смит  в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижений налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством».

Одновременно учеными  делались попытки определения  обоснованного  уровня  налогообложения, установления количественной оценки показателя налогового бремени. Еще в XVIII - XIX вв. виднейшими российскими и западными экономистами указывались достаточно конкретные пропорций между бюджетом и национальным доходом,   предельные размеры изъятия части доходов как хозяйствующих субъектов,  так и граждан. Первые упоминания  о количественной оценке показателя налогового бремени и его давления на экономику относятся также к XVIII в.Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти(1705 - 1771) определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал , что бюджет страны не должен расходоваться более    1/16 национального дохода [6,c36].

Наиболее распространена прогрессивная система  налогообложения. В случае, если правительство стремится  увеличить поступления  от подоходного  налога, оно может воздействовать только на  налоговую ставку, но не на конечные поступления непосредственно. Ставка налога влияет на выбор между  трудом и отдыхом,  поэтому доход  является функцией от нее, а база налогообложения  меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления  также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому  исчезли бы стимулы к труду и доход стал равен нулю, а следовательно, прекратились бы налоговые поступления. Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда. Поэтому доход может как расти, так и снижаться в зависимости от  роста налоговой ставки.

Налоговые поступления могут  снижаться при росте налоговой  ставки не только из-за реального  снижения предложения труда, но также потому, что усиливаются стимулы уклонения  от уплаты налогов и выбора видов  деятельности с более низкими  налоговыми ставками. Начиная с нулевого уровня, рост налоговой ставки ведет  к увеличению налоговых поступлений. Это продолжается до  некоторой  точки, после которой последующее  увеличение налоговой ставки ведет  к снижению доходов бюджета. Указанная  зависимость представлена на рис. 1 в виде Кривой Лаффера .

                  

 t



 

ta   A


                  o G

Рисунок 1 – Кривая Лаффера


 

Налоговая ставка ta, обеспечивающая максимальное поступление налогов в бюджет в долгом периоде, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше ta, то поступления в бюджет  будут меньше максимально возможных, поскольку усилятся антистимулы к труду и уплате налогов. Если налоговая ставка будет ниже ta, то бюджет опять-таки недополучит налоги, а, значит, государство не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной экономики.

Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может  послужить  причиной временного снижения государственных  доходов, но в длительной перспективе  вызовет рост сбережений. Это улучшит  условия инвестирования, что будет  способствовать  росту производства и повышению занятости. Увеличение доходов приведет к расширению налоговой базы, а следовательно, и к улучшению состояния доходной части бюджета. Данная кривая получила название кривой Лаффера, по имени  американского экономиста Артура Лаффера, который в начале  80-х годов XX в. выявил зависимость между уровнем налоговой ставки и налоговыми поступлениями в бюджет в долгом периоде. Кривая Лаффера приобрела популярность при поддержке экономистов, имевших большое влияние в администрации Р. Рейгана. Они отстаивали позицию необходимости снижения действующих в США налоговых ставок, поскольку с их точки зрения данные ставки были выше оптимального уровня. Уменьшение налоговых  ставок должно было привести к увеличению общих налоговых   поступлений [10 , c 5].

А. Бифельд между чем считал пределом изъятия у налогоплательщика четверти его дохода. «Здравая политика, - писал он , - определяет на то 25% с дохода каждого.  Ежели больше сего требовать, то , думаю истощится народ, а ежели меньше, то недостанет на все государственные расходы».

К. Гок обосновывал пропорцию  доходов  бюджета и национального  дохода характером расходной части  государственного бюджета. Он считал невозможным установлением единого, универсального и одновременно оптимального показателя  налоговой нагрузки на экономику, который был бы реалистичен для конкретной  страны на любом этапе ее экономического развития.

Между тем данные показатели налогового бремени были определены эмпирически, да иного не могло быть в условиях, когда отсутствовала  необходимые  методики их расчеты.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в  следующем.

Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые  налоги и ликвидируя старые ,изменяя  налоговые ставки и налоговые  льготы , государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границу которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатели налогового бремени на макроуровне используется государством так же для прогноза дохода бюджета , развитие налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности  влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие.     

Во–вторых, исчисление  налогового бремени на общегосударственном  уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в  разных странах и принятия решений  хозяйствующими субъектами о размещений производства, распределений инвестиций и в конечном счете о переливе капитала. Данное положение можно  распространить и на анализ налоговой  нагрузки внутри  страны по регионам, но это положение возможно лишь при  условий, что регионы имеют определенное, установленное законом право формирование на своей территорий  налоговой политики и , как следствие, регулирования  соответствующей доли налогового бремени .

В-третьих, показатель налогового бремени  неодим для анализа влияния  налоговой системы страны на формирование социальной политики государства. Изучение и практический анализ всеобщности  и справедливости налогообложения  в отношении населения страны ,тяжести налогообложения между  различными социальными группами дает возможность государству более  справедливо распредели тяжести  налогообложения между различными социальными группами для стабилизаций социально-экономической ситуаций в  стране.

В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения  хозяйствующих субъектов. Именно от уровня этого показателя в значительной мере  зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных  финансовых ресурсов в развитие того или иного производства, в ту или  иную отрасль на развитие родного хозяйства. От этого показателя в решающей степени зависит также финансовое положение каждого конкретного субъекта хозяйствования.

Исчисления налогового бремени  осуществляются на двух уровнях макро- и микроуровне. Основные аспекты  исчисления налогового бремени. На макроуровне - на экономику в целом и на население. На микроуровне - на конкретные предприятия и на работников.

Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли  ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Налоговое бремя на население  мировая практика оценивает также  на микро- и на макроуровне: с одной  стороны, как уровень налогообложения  отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения  населения в целом .

Важным является сравнительная  оценка налогового бремени населения  и отдельной семьи как субъекта налоговых отношений. Налоговое  бремя на населения в целом  представляет собой  отношение всех уплаченных налогов на душу населения  к среднедушевому доходу населения  страны, включая денежную оценку  полученных  им материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на населения можно рассчитать по следующей формуле:

 

,          (1)

где Бр - уровень налогового бремени;

Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн - численность населения страны;

 

При оценки налогового бремени  населения в целом необходимо исходить  из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Сложность распределения по данной формуле состоит в определении размера налогов ,уплачиваемых непосредственно населением. Связано это с тем, что именно население является конечным потребителем большинства производимых в экономике любой страны товаров, и именно на него в конечном счете перекладывается большинство налогов. В этих условиях разработанная теория переложения налогов не позволяет с математической точностью определить долю налогов, как прямых, так и косвенных ,уплачиваемых непосредственно населением страны [11,с341] .

 

2.2 Проблемы распределение налогового бремени в обществе

 

Распределение налогового бремени - размещение налога между конечными  плательщиками. Распределение косвенных  налогов (таких, как акцизы или налог на добавленную стоимость) в основном зависит от эластичности спроса и предложения по цене. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели.

Проблема переложения  налогов является одной из основных при построении налоговой системы. Исследование этой проблемы начали меркантилисты  ещё в XVII в. Теории переложения возникли одновременно с налоговыми теориями и являются частью общей теории налогов (мы не ставим перед собой задачу анализа всех теорий переложения, а  коснёмся лишь тех, которые приближали теорию переложения к уровню, позволившему использовать её рекомендации для практического  применения в создании рациональной налоговой системы) [13,с134].

Информация о работе Налоги