Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:36, курсовая работа
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства.
ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инновационной деятельности
1.2. Инновации как фактор экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ источников финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь
2.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
3.1. Концепция налогового стимулирования инновационной
деятельности
3.2. Повышение эффективности налогового стимулирования
инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
технопарков в сфере налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К факторам, препятствующим
осуществлению инновационной де
Таким образом, инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившимся изменениям.
1.2. Инновации как фактор экономического роста
Практика последних десятилетий показывает, что экономическое развитие государств во все возрастающей мере стало зависеть не столько от наличия, размеров и степени освоения классических производственных факторов труда, земли и капитала, сколько от уровня научно-технического прогресса и степени интенсивности внедрения в экономику и общество различного рода инноваций.
Если в предшествующие столетия лидирующее положение страны на мировой арене обусловливалось величиной ее золотого запаса, плодородием земель, размерами запасов минерального сырья, то в настоящий момент в роли фактора, предопределяющего экономическое могущество государства, все в большей степени выкристаллизовываются уровень инновационной активности на его территории, обладание конкурентными преимуществами в сфере технологий.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что именно инновации (прежде всего технологические) играют роль наиболее общих источников долгосрочного хозяйственного развития. В связи с этим, рассматривая вопрос об адекватном определении данной экономической категории, видится целесообразным не согласиться с мнением Ф.Валенты, который считал инновациями и процессы дегенерации, происходящие в хозяйственном организме, и процессы, протекающие стихийно, не целенаправленно.
Непосредственно термин "инновация" ввел Й.Шумпетер в своей работе ''Теория экономического развития", содержание которого он определил как "непостоянный процесс внедрения новых комбинаций [1].
Необходимо отметить, что в экономической литературе отсутствует единый подход к пониманию сущности инноваций. При этом могут быть выделены две наиболее распространенные точки зрения:
Слово "инновация" в наиболее общем виде по смыслу идентично слову "нововведение". Вместе с тем, рассматривая инновации в качестве источника развития экономики и общества, целесообразным представляется разграничить указанные понятия. Следует также разграничить понятия "инновация" и "новшество". Так, в данном случае логичным представляется согласиться с Р.А.Фатхутдиновым в вопросе о том, что новшество представляет собой оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, результатов маркетинговых исследований. В то же время инновация может выступать в качестве источника развития лишь после своего внедрения, что не является обязательным признаком для новшества. Таким образом, она представляет собой реализованное новшество, конечный результат его внедрения [1].
Рассматривая инновацию указанным образом, следует не согласиться с мнением Ла Пьерре о том, что инновация – это идея, указывающая на пути достижения общественных целей новым способом или достижения новых общественных целей. Особенностью идеи является то, что ее еще предстоит реализовать в будущем. Таким образом, будучи соответствующим образом оформленной, она потенциально способна выступать в роли новшества, но не инновации. В то же время подход Ла Пьерре содержит в себе довольно существенную положительную составляющую. Это связано с тем, что даже если то или иное новаторское предложение так и останется в идеальной форме, то само по себе его публичное озвучивание может выступить в качестве толчка для новых инноваций, которые способны получить практическое применение.
Адекватное определение термина "инновация" объективно требует учета наиболее общих признаков, присущих ей, в качестве которых могут быть обозначены:
Будучи экономической категорией, инновация выполняет следующие функции, отражающие ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе:
Российский исследователь Ю.В.Яковец предлагает выделять следующие виды инноваций (рис.1.2.):
Рис.1.2 Классификация инноваций по Ю.В.Яковцу.
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
Таким образом, построение
классификации инноваций с
Как экономическая категория инновация является смысловой основой для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных нововведений, стимулированием подобного рода деятельности и возможностями для ее осуществления.
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
деятельности в Республике Беларусь
Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования [2].
Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.
В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффективности. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается, прежде всего, в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.
Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует четко выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать программы по созданию в республике элементов инновационной инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной деятельности, участия белорусских организаций в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы. В первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.
Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса: создание венчурных либо страховых фондов.
Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.
Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом средства фондов могут формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере [2].
Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контрольную. Для организации процесса финансирования необходимо выполнение ряда условий:
Источники финансирования инновационной деятельности организаций, предприятий можно подразделить на внешние и внутренние.
Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и другое.