Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инновационной деятельности
1.2. Инновации как фактор экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ источников финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь
2.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
3.1. Концепция налогового стимулирования инновационной
деятельности
3.2. Повышение эффективности налогового стимулирования
инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
технопарков в сфере налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

К факторам, препятствующим осуществлению инновационной деятельности можно отнести: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости нововведений, низкий инновационный потенциал предприятия, недостаток квалифицированного персонала, отсутствие информации о новых технологиях, а также недостаток законодательных и нормативно-правовых документов.

Таким образом, инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившимся изменениям.

 

 

 

 

1.2. Инновации как фактор экономического роста

 

Практика последних  десятилетий показывает, что экономическое  развитие государств во все возрастающей мере стало зависеть не столько от наличия, размеров и степени освоения классических производственных факторов труда, земли и капитала, сколько от уровня научно-технического прогресса и степени интенсивности внедрения в экономику и общество различного рода инноваций.

Если в предшествующие столетия лидирующее положение страны на мировой арене обусловливалось  величиной ее золотого запаса, плодородием земель, размерами запасов минерального сырья, то в настоящий момент в роли фактора, предопределяющего экономическое могущество государства, все в большей степени выкристаллизовываются уровень инновационной активности на его территории, обладание конкурентными преимуществами в сфере технологий.

Таким образом, может  быть сделан вывод о том, что именно инновации (прежде всего технологические) играют роль наиболее общих источников долгосрочного хозяйственного развития. В связи с этим, рассматривая вопрос об адекватном определении данной экономической категории, видится целесообразным не согласиться с мнением Ф.Валенты, который считал инновациями и процессы дегенерации, происходящие в хозяйственном организме, и процессы, протекающие стихийно, не целенаправленно.

Непосредственно термин "инновация" ввел Й.Шумпетер в своей работе ''Теория экономического развития", содержание которого он определил как "непостоянный процесс внедрения новых комбинаций [1].

Необходимо отметить, что в экономической литературе отсутствует единый подход к пониманию сущности инноваций. При этом могут быть выделены две наиболее распространенные точки зрения:

  1. толкование инноваций как процесса;
  2. толкование инноваций как конечного результата деятельности.

Слово "инновация" в  наиболее общем виде по смыслу идентично слову "нововведение". Вместе с тем, рассматривая инновации в качестве источника развития экономики и общества, целесообразным представляется разграничить указанные понятия. Следует также разграничить понятия "инновация" и "новшество". Так, в данном случае логичным представляется согласиться с Р.А.Фатхутдиновым в вопросе о том, что новшество представляет собой оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, результатов маркетинговых исследований. В то же время инновация может выступать в качестве источника развития лишь после своего внедрения, что не является обязательным признаком для новшества. Таким образом, она представляет собой реализованное новшество, конечный результат его внедрения [1].

Рассматривая инновацию указанным образом, следует не согласиться с мнением Ла Пьерре о том, что инновация – это идея, указывающая на пути достижения общественных целей новым способом или достижения новых общественных целей. Особенностью идеи является то, что ее еще предстоит реализовать в будущем. Таким образом, будучи соответствующим образом оформленной, она потенциально способна выступать в роли новшества, но не инновации. В то же время подход Ла Пьерре содержит в себе довольно существенную положительную составляющую. Это связано с тем, что даже если то или иное новаторское предложение так и останется в идеальной форме, то само по себе его публичное озвучивание может выступить в качестве толчка для новых инноваций, которые способны получить практическое применение.

Адекватное определение  термина "инновация" объективно требует учета наиболее общих признаков, присущих ей, в качестве которых могут быть обозначены:

  •   новизна, т. е. объект, выступающий в качестве инновации, должен быть новым по сравнению с другими аналогичными объектами, призван обладать свойствами и качествами, которых нет у аналогов;
  • широкая область возникновения, т.е. инновационные объекты могут возникать в самых различных вариациях (новые продукты, новые технологии, новые решения в сфере организации, финансов, социальной сфере и т. д.);
  •   ориентация на прогрессивное развитие, на достижение положительного эффекта в результате ее применения.

Будучи экономической  категорией, инновация выполняет  следующие функции, отражающие ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

Российский исследователь Ю.В.Яковец предлагает выделять следующие виды инноваций (рис.1.2.):

  •   базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
  • улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;
  •   микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  • псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники. Это лишь закрепляет и усиливает отставание в техническом уровне производства и продукции [1].

 


                                                  

 

Рис.1.2 Классификация инноваций по Ю.В.Яковцу.

 

В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Таким образом, построение классификации инноваций с позиции наиболее значимых для принятия решений со стороны государства о поддержке их внедрения критериев и ее соответствующее юридическое закрепление на государственном уровне предстают в качестве важных условий для проведения в Республике Беларусь эффективной инновационной политики.

Как экономическая категория инновация является смысловой основой для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных нововведений, стимулированием подобного рода деятельности и возможностями для ее осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

 

      1. Анализ источников финансирования инновационной

деятельности в Республике Беларусь

 

Система  финансирования является одним из основных инструментов реализации    государственной   политики  в  области   инновационной деятельности.  При отсутствии такой системы невозможно вести речь об эффективном  развитии  инновационных  процессов  в  республике.  Для проведения  активной  инновационной  политики  необходимо   принятие неординарных    мер,   направленных  на  совершенствование   системы кредитной   и  налоговой  политики,  внебюджетного   финансирования [2].

Финансовая    политика  на  данном  этапе  должна  базироваться   на концентрации  средств  на  ограниченном  числе приоритетов и строгом контроле  за их использованием. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

В условиях перехода к рыночным отношениям,  в  том  числе  и  в научно-технической  сфере,  система  финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся  условия  экономической  жизни  в  целях достижения максимально возможной эффективности.  Опыт развитых стран показывает,  что отличительная особенность реализации  инновационной политики  от  осуществления  научно-технической политики заключается, прежде всего, в ресурсах,  которые необходимо направлять на эти цели. Если  в  среднем  затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.

Финансирование  инновационной   деятельности  осуществляется  за счет  средств  республиканского  и  местных  бюджетов,   собственных средств организаций,  а также внебюджетных источников. Следует четко выделить направления финансирования из бюджетных  средств.  Учитывая сложившиеся  традиции,  такими  направлениями  являются  программы и инновационные проекты.  Кроме того, государство должно финансировать программы   по   созданию   в   республике  элементов  инновационной инфраструктуры,  мероприятий по подготовке кадров для  инновационной деятельности, участия белорусских организаций в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования  инновационных  проектов, определив  в  качестве  основных  требований  исключительно рыночные подходы.  В  первую  очередь  это  конкурентоспособность  продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения средств бюджетов,  долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

Вложение средств  в  инновационные   проекты   является   делом рискованным.  Причем  риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на  стадии  исследования  или  разработки. Неожиданности  возможны  на всех стадиях инновационного процесса.  В связи с этим одним  из  элементов  системы  поддержки  инновационной деятельности  станет  страхование  рисков.  Существует два подхода в решении этого вопроса: создание венчурных либо страховых фондов.

Венчурные фонды    могут    формироваться   за   счет   средств организаций,  осуществляющих  инновационную  деятельность,   средств банков,   страховых  организаций  и  других  финансовых  структур  и специализироваться   на   инвестициях    в    акционерный    капитал инновационных организаций.

Страховые  фонды  должны  создаваться  для  снижения  рисков  и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной    деятельности.   При  этом  средства  фондов   могут формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям,  осуществляющим  инновационную  деятельность,   размер отчислений  на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере [2].

Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контрольную. Для организации процесса финансирования необходимо выполнение ряда условий:

  •   четкая целевая ориентация системы финансирования – ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
  • логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
  • множественность источников финансирования;
  • широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и  направлений их практического использования;
  •   адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

Источники финансирования инновационной деятельности организаций, предприятий можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансирование, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и другое.

Информация о работе Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь