Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инновационной деятельности
1.2. Инновации как фактор экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ источников финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь
2.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
3.1. Концепция налогового стимулирования инновационной
деятельности
3.2. Повышение эффективности налогового стимулирования
инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
технопарков в сфере налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Среди внешних форм финансирования инновационной деятельности выделяются в первую очередь бюджетные кредиты и ассигнования из бюджета.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности предусматривает использование собственных средств организаций и предприятий. Сюда, прежде всего, входят: часть прибыли и амортизационных отчислении, акционерный капитал предприятия [3].

В настоящее время  в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

  1. финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств:
    1. доходы (прибыль от реализации товарной продукции, научно-технической продукции, от финансовых операций и др.);
    1. поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления и др. поступления);
  1. финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке:
    1. продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг;
    2. кредитные инвестиции;
    3. финансовый лизинг;
    4. средства научных фондов;
    5. спонсорские средства;
  1. финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:
    1. страховое возмещение по наступившим рискам;
    2. финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур;
    3. финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах;
    4. дивиденды и проценты по ценным бумагам и других эмитентов;
    5. бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.

 

 

 

 

 

 

      1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в

Республике Беларусь

 

Налоговое стимулирование инновационной деятельности реализуется посредством установления государством особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджет страны, в зависимости от характера и масштабов новаторских мероприятий субъектов хозяйствования, действующих на ее территории.

Действующий в Республике Беларусь Закон "О налогах на доходы и прибыль" в стимулировании новаторской активности в стране делает основной акцент на предоставлении соответствующих льгот. Так, в частности, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что облагаемая налогом прибыль уменьшается на [4]:

  1. прибыль, фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с республиканской программой;
  2. прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

При этом общая сумма  льготируемой прибыли, использованной на обозначенные мероприятия, не может превышать 50 процентов балансовой прибыли.

Вместе с тем, обозначенное стимулирование, реализующееся на условиях, предусмотренных указанным Законом, носит весьма слабый и ограниченный характер.

Необходимо отметить следующие недостатки рассматриваемой льготы:

  1. ограничение размеров льготируемой прибыли, направляемой на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, 50 процентами балансовой прибыли. Тем самым в определенной мере осуществляется дестимулирование процессов развития в отечественной экономике. Это связано с тем, что в результате действия отмеченной ограничительной нормы не стимулируется должным образом заинтересованность предприятий республики направлять на мероприятия, связанные с внедрением инноваций, как можно больший объем получаемой ими прибыли. Как следствие этого, не реализуются резервы развития, выражающиеся в возможном взаимном обеспечении большего финансирования новаторских мероприятий в стране за счет прибыли субъектов хозяйствования с одной стороны и более высоких масштабов инновационной деятельности в ней с другой;
  2. объектом применения данной льготы являются не только отмеченные выше элементы инновационного процесса, но и расходы из прибыли на мероприятия, никакого прямого отношения к новаторской деятельности не имеющие. При этом указанное ограничение в виде 50 процентов балансовой прибыли применяется к совокупным затратам из прибыли на мероприятия, фигурирующие в обозначенной норме Закона "О налогах на доходы и прибыль";
  3. частью объекта применения рассматриваемой льготы являются лишь три составляющих инновационного процесса. Норма, предусматривающая ее, не действует в отношении других элементов указанного процесса (например, в отношении затрат, связанных с производством инновационной продукции, ее продвижением на новые рынки) [4].

Рассматривая влияние  налога на добавленную стоимость  на инновационную деятельность в республике, следует отметить с положительной стороны переход к зачетному порядку уплаты отмеченного налога, введенному в 2000 году. Зачетный порядок уплаты НДС способствует росту стимулов к переоснащению производства новой техникой, приобретению дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, так как заложенный в его стоимости НДС вычитается из НДС выпускаемой продукции. Исходя из этого, введение указанного порядка уплаты налога на добавленную стоимость необходимо оценивать как шаг, имевший своим результатом, в том числе и повышение действенности налоговой составляющей инновационной политики Беларуси.

В качестве позитивного  момента необходимо оценить освобождение в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" от обложения отмеченным налогом оборотов по реализации на территории страны [5]:

  1. услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно-производственным и воспитательным процессом. При этом такого рода услуги должны оказываться предприятием, аккредитованным (аттестованным) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования;
  2. научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Советом министров Республики Беларусь.

Вместе с тем, отмеченные льготы характеризуются крайней узостью объектов, по отношению к которым они задействованы, поскольку речь идет о суммах, полученных от выполнения обозначенных работ лишь за счет бюджетных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ

 

      1. Концепция налогового стимулирования инновационной

деятельности

 

 

Ни одно государство  не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса [6].

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

Законодательство по налогообложению должно разрабатываться  и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики [6].

Инновационная деятельность предполагает одновременную ориентацию на повышение результатов производства и снижение возникающих при этом затрат. В наиболее общем виде в качестве ключевых элементов государственной инновационной политики следует обозначить такие ее составляющие, как:

  • налоговое стимулирование инновационной деятельности;
  • амортизационное стимулирование инновационной активности;
  • защита прав на интеллектуальную собственность;
  • законодательное обеспечение инновационной политики.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности, играя ведущую роль в создании для субъектов хозяйствования финансовых стимулов ее осуществления, и, как следствие этого, будучи одним из главных элементов инновационной политики, включает в себя следующие основные инструменты:

  •   выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, инновационной продукции применительно к НДС или нового оборудования применительно к налогу на недвижимость);
  •   сокращение налогооблагаемой базы (например, на величину прибыли, направленной на НИОКР, применительно к налогу на прибыль);
  •   предоставление налоговых кредитов (уменьшение ставки налогообложения) для субъектов инновационной сферы;
  •   полное освобождение от налогообложения (на определенный период времени) отдельных налогооблагаемых объектов либо отдельных субъектов хозяйствования, осуществляющих инновационную деятельность;
  •   увеличение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, не осуществляющие инновационную деятельность, для побуждения их к ее активному осуществлению [1].

Посредством использования  специфического налогового механизма, представляющего собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, государство способно оказывать влияние на величину средств, остающихся в распоряжении субъектов инновационной деятельности, на их использование по целевому назначению. Таким образом, имеет место стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, предприятия побуждаются к внедрению новых технологий, а также к постоянному обновлению и совершенствованию ассортимента выпускаемой ими продукции.

 

      1. Повышение эффективности налогового стимулирования

инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

В настоящий момент в  Республике Беларусь все более актуальной становится проблема создания эффективной системы налогообложения, способной обеспечить должный уровень стимулирования инновационной деятельности на ее территории.

Учитывая недостатки, присущие на данный момент налоговой  составляющей инновационной политики Беларуси, весьма важной представляется постановка задачи о смещении акцентов в процессе налогообложения прибыли со стимулирования деятельности отечественных субъектов хозяйствования на отдельных стадиях инновационного процесса на стимулирование их новаторской деятельности как таковой. В рамках разрешения обозначенной задачи видится необходимым внесение в Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" норм, устанавливающих и четко регламентирующих льготы в отношении инновационно-активных организаций и условия их применения. При этом представляется целесообразным выделение следующих четырех объектов применения отмеченных льгот:

Информация о работе Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь