Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:36, курсовая работа
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства.
ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инновационной деятельности
1.2. Инновации как фактор экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ источников финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь
2.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
3.1. Концепция налогового стимулирования инновационной
деятельности
3.2. Повышение эффективности налогового стимулирования
инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
технопарков в сфере налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Среди внешних форм финансирования инновационной деятельности выделяются в первую очередь бюджетные кредиты и ассигнования из бюджета.
Внутреннее финансирование инновационной деятельности предусматривает использование собственных средств организаций и предприятий. Сюда, прежде всего, входят: часть прибыли и амортизационных отчислении, акционерный капитал предприятия [3].
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
Республике Беларусь
Налоговое стимулирование инновационной деятельности реализуется посредством установления государством особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджет страны, в зависимости от характера и масштабов новаторских мероприятий субъектов хозяйствования, действующих на ее территории.
Действующий в Республике Беларусь Закон "О налогах на доходы и прибыль" в стимулировании новаторской активности в стране делает основной акцент на предоставлении соответствующих льгот. Так, в частности, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что облагаемая налогом прибыль уменьшается на [4]:
При этом общая сумма льготируемой прибыли, использованной на обозначенные мероприятия, не может превышать 50 процентов балансовой прибыли.
Вместе с тем, обозначенное стимулирование, реализующееся на условиях, предусмотренных указанным Законом, носит весьма слабый и ограниченный характер.
Необходимо отметить следующие недостатки рассматриваемой льготы:
Рассматривая влияние налога на добавленную стоимость на инновационную деятельность в республике, следует отметить с положительной стороны переход к зачетному порядку уплаты отмеченного налога, введенному в 2000 году. Зачетный порядок уплаты НДС способствует росту стимулов к переоснащению производства новой техникой, приобретению дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, так как заложенный в его стоимости НДС вычитается из НДС выпускаемой продукции. Исходя из этого, введение указанного порядка уплаты налога на добавленную стоимость необходимо оценивать как шаг, имевший своим результатом, в том числе и повышение действенности налоговой составляющей инновационной политики Беларуси.
В качестве позитивного момента необходимо оценить освобождение в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" от обложения отмеченным налогом оборотов по реализации на территории страны [5]:
Вместе с тем, отмеченные льготы характеризуются крайней узостью объектов, по отношению к которым они задействованы, поскольку речь идет о суммах, полученных от выполнения обозначенных работ лишь за счет бюджетных ресурсов.
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
деятельности
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса [6].
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельнос
Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики [6].
Инновационная деятельность предполагает одновременную ориентацию на повышение результатов производства и снижение возникающих при этом затрат. В наиболее общем виде в качестве ключевых элементов государственной инновационной политики следует обозначить такие ее составляющие, как:
Налоговое стимулирование инновационной деятельности, играя ведущую роль в создании для субъектов хозяйствования финансовых стимулов ее осуществления, и, как следствие этого, будучи одним из главных элементов инновационной политики, включает в себя следующие основные инструменты:
Посредством использования специфического налогового механизма, представляющего собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, государство способно оказывать влияние на величину средств, остающихся в распоряжении субъектов инновационной деятельности, на их использование по целевому назначению. Таким образом, имеет место стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, предприятия побуждаются к внедрению новых технологий, а также к постоянному обновлению и совершенствованию ассортимента выпускаемой ими продукции.
инновационной деятельности в Республике Беларусь
В настоящий момент в Республике Беларусь все более актуальной становится проблема создания эффективной системы налогообложения, способной обеспечить должный уровень стимулирования инновационной деятельности на ее территории.
Учитывая недостатки, присущие на данный момент налоговой составляющей инновационной политики Беларуси, весьма важной представляется постановка задачи о смещении акцентов в процессе налогообложения прибыли со стимулирования деятельности отечественных субъектов хозяйствования на отдельных стадиях инновационного процесса на стимулирование их новаторской деятельности как таковой. В рамках разрешения обозначенной задачи видится необходимым внесение в Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" норм, устанавливающих и четко регламентирующих льготы в отношении инновационно-активных организаций и условия их применения. При этом представляется целесообразным выделение следующих четырех объектов применения отмеченных льгот: