Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность инновационной деятельности
1.2. Инновации как фактор экономического роста
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ источников финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь
2.2. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРКОВ
3.1. Концепция налогового стимулирования инновационной
деятельности
3.2. Повышение эффективности налогового стимулирования
инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.3. Государственная поддержка инновационной деятельности
технопарков в сфере налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)
  1. субъекты хозяйствования, производящие инновационную продукцию;
  2. предприятия, использующие инновационные технологии;
  3. субъекты хозяйствования, осуществляющие организационные и экономические нововведения, направленные на повышение эффективности их деятельности;
  4. банки и иные финансово-кредитные учреждения, осуществляющие кредитование инновационно-активных предприятий.

В существенной корректировке нуждается и существующий в Беларуси в настоящий момент механизм принятия решений о предоставлении инновационно-активным предприятиям налоговых кредитов. Так, настоятельно необходимым представляется переход от утверждения Советом Министров перечня отечественных субъектов хозяйствования, в отношении которых производится снижение ставки налога на прибыль, к закреплению потенциальных объектов воздействия данной налоговой льготы непосредственно в законодательстве страны, в Законе "О налогах на доходы и прибыль". Основные преимущества предлагаемого варианта обозначенного механизма принятия решений, широко применяемого на Западе, заключаются в том, что в данном случае:

  1. в силу автоматизма действия соответствующей законодательной нормы предприятия, внедряющие прогрессивные нововведения, становятся объектами воздействия отмеченной налоговой льготы независимо от воли чиновников;
  2. в отличие от существующей в республике на сегодняшний день практики, основанной на индивидуальном подходе к предоставлению налоговых кредитов инновационно-активным организациям, обеспечивается комплексный подход к разрешению данной задачи, когда налоговая льгота применяется не в отношении тех или иных конкретных субъектов хозяйствования, попавших в перечень, а в отношении предприятий, отвечающих четко установленным для этого законодательством требованиям.

Также необходимо обратить внимание на особенность инноваций организационного и экономического характера, связанную с тем, что зачастую не представляется возможным точно определить размер прибыли, являющейся прямым результатом реализации отмеченных прогрессивных нововведений. Применительно к обозначенному случаю представляется целесообразным производить льготирование 5% от общей суммы налогооблагаемой прибыли национальных субъектов хозяйствования, внедривших организационные и экономические инновации, в году внедрения нововведений. В случае реализации отечественными предприятиями нововведений указанного вида, способных иметь немаловажное значение для всей экономики Беларуси в целом, должна быть предусмотрена возможность увеличения величины льготирования до 20% полученной ими налогооблагаемой прибыли.

 

      1. Государственная поддержка инновационной деятельности технопарков в сфере налогообложения

 

 

В положении «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» определяются порядок создания субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе приобретения юридическим лицом статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишения такого статуса, а также основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры [7].

Субъектами инновационной  инфраструктуры являются:

  • научно-технологические парки (далее – технопарки);
  • центры трансфера технологий;
  • венчурные организации.

Технопарк – это коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации [7].

Основным направлением деятельности технопарка является оказание систематической поддержки резидентам технопарка, в том числе путем:

  •   содействия в создании производств с новыми технологиями либо высокотехнологичных производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию для реализации ее на рынке;
  • содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения на внешний рынок продукции, произведенной с использованием новых или высоких технологий;
  •   предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;
  •   обеспечения освещения в средствах массовой информации деятельности технопарка и его резидентов;
  •   оказания иных услуг (выполнения иных работ), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретают статус резидента технопарка со дня наступления  одного из следующих событий:

  •   государственной регистрации заключенного между ними и технопарком на срок не менее одного года договора об аренде (субаренде) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих технопарку на праве собственности либо переданных ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду;
  •   заключения на срок менее одного года договора об аренде (субаренде) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих технопарку на праве собственности либо переданных ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду;
  •   заключения договора о безвозмездном пользовании зданиями, сооружениями и помещениями, принадлежащими технопарку на праве собственности либо переданными ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду.

Так как к субъектам инновационной инфраструктуры относятся технопарки, то целесообразно рассмотреть технопарк в Республике Беларусь.

Таким технопарком в Республике Беларусь является Парк высоких технологий (ПВТ), который был создан согласно декрету президента Республики Беларусь №12 от 22 сентября 2005 года «О Парке высоких технологий» [8]. Он был создан для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В данном декрете Минскому городскому Совету депутатов рекомендовано освободить резидентов Парка высоких технологий от уплаты местных налогов и сборов, а также принять решение о неприменении к резидентам ПВТ коэффициентов, повышающих ставки земельного налога. В положении «О Парке высоких технологий» в главе 6 «Государственная поддержка резидентов Парка высоких технологий» указано, что резиденты ПВТ освобождаются от:

  1. налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);
  2. налога на прибыль;
  3. налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) [8].

Основные средства и  объекты незавершенного строительства  резидентов ПВТ, расположенные на территории Парка, не облагаются налогом на недвижимость. Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов ПВТ по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9 процентов и в совокупный годовой доход не включаются. Резиденты ПВТ освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Оффшорный сбор не взимается с резидентов ПВТ при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам) [8].

Таким образом, резиденты  ПВТ имеют льготы по уплате налогов, что говорит о хорошей  государственной поддержке субъектов инновационной инфраструктуры.

Все резиденты ПВТ  предоставляют отчетность по форме 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации» 10 апреля отчетного года в государственную статистическую отчетность.

Юридические лица составляют отчет без входящих в их состав обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, которые самостоятельно представляют отчет органу государственной статистики (по указанию главного статистического управления области, города Минска).

В отчете отражаются сведения об инновационной деятельности, связанной как с технологическими инновациями, так и с изменениями в системе организации и в управлении организацией.

Согласно постановлению  Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь № 176 от 12 сентября 2008 года в отраслях сферы услуг услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов оказания услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с оказанием новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть оказаны с использованием существующих производственных методов или с повышением эффективности оказания существующих услуг [9].

Внедрение новых или  значительно усовершенствованных  услуг, методов их оказания может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день инновационная культура в Республике Беларусь находится на крайне низком уровне. Так, новшества на отечественных предприятиях практически повсеместно внедряются с большим трудом, даже если для этого и существуют финансовые возможности. В данном случае свою отрицательную роль зачастую играет негативное восприятие инноваций как таковых на психологическом уровне со стороны должностных лиц субъектов хозяйствования, в компетенцию которых входит принятие решений о внедрении нововведений. Кроме того, негативную роль играет и бюрократизм чиновников. Он был и остается силой тотального отторжения всего нового, причем не только в государственном управлении.

Стратегическая цель – завершить формирование национальной инновационной системы, которая должна функционировать как целостный комплекс правовых, организационных, экономических, морально-психологических рычагов. Решение этой задачи требует активизации усилий всех участников инновационного процесса на ряде ключевых направлений.

Во-первых, необходимо доработать правовое обеспечение инновационной деятельности, прежде всего, в области налогового законодательства, вопросов охраны прав интеллектуальной собственности, включения их в хозяйственный оборот.

Во-вторых, важно существенно  увеличить расходы на инновации. Для обеспечения постоянного обновления продукции и технологий в ближайшие годы планируется в 2-3 раза увеличить расходы на исследования, разработки и освоение их результатов. Увеличение расходов на этих направлениях должно осуществляться за счет всех источников. В первую очередь – из внебюджетных.

Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ будут выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных проектов, на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком достаточных объемов вкладываемых собственных средств в увязке с обоснованными потребностями рынка.

В-третьих, следует резко  повысить инновационную активность предприятий через создание полноценных исследовательских подразделений, опытных производств и научно-производственных комплексов с установлением особого налогового режима и специальных условий их финансирования. Одновременно – создавать или передавать научным учреждениям опытные производства, и даже заводы для научных разработок и освоения совершенно новой продукции.

Нуждается  в  постоянном совершенствовании нормативная  правовая база, регулирующая  инновационную  деятельность. Эффективность  научно-инновационной  деятельности  самым тесным образом  связана с выставочной деятельностью, с участием белорусских производителей  в  различных  международных  информационных  сетях и организациях.  Без  государственной  поддержки  решить  эти проблемы невозможно.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Богдан Н. И. Региональная инновационная политика. - Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2000. - 358 С.: ил.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003 г. №1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы».
  3. Степаненко Д.М. Инновационная политика Республики Беларусь. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 283с.
  4. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2002. - №5. – с.67-77.
  5. Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2002. - №5. – с.47-57.
  6. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева Инновационный менеджмент: Учебное пособие.  - СПб.: Наука, 2002. – 270 с.
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1(национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.01.2007, № 5, рег. № 1/8230 от 05.01.2007.
  8. Декрет Президента Республики Беларусь №12 от 22 сентября 2005 года «О Парке высоких технологий».
  9. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 12.09.2008 №176.
  10. Степаненко Д. М. Активизация инновационной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь // Антикризисное управление и повышение конкурентоспособности экономики Республики Беларусь: Сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 - 28 января 2004 г. / БГУ. - Минск, 2004. - с. 118 – 120.
  11. Мясникович М. В. // Научные основы инновационной деятельности. - Мн.: ИООО "Право и экономика": 2003. - 280 с.
  12. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /под ред. В.М.Аньшина, А.А.Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.

Информация о работе Налогообложение в системе стимулирования инновационной деятельности предприятия в Республике Беларусь