Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
Сущность и функции налогообложения………………………....5
Налоговая система и ее эффективность………………………….8
Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2.
Налог на прибыль……………………………………
2.3.
Налог на добавленную
2.4.
Акцизы………………………………………………………………
2.5.
Налог на недвижимость………………………
2.6.
Земельный налог………………………………………
2.7.
Экологический налог……………………………
2.8.
Местные налоги и сборы……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
В воздействии государства на рыночную экономику важное место занимают налоги. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов возможных субъектов хозяйствования.
Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Актуальность выбранной темы курсовой работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются важным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.
При написании работы были использованы
различные источники
РАЗДЕЛ 1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИКСАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1.Сущность и функции налогообложения
Содержание налога. С юридических позиций налог является обязательным платежом, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.
С институциональных позиций налог выступает как форма участия хозяйствующих субъектов в формировании централизованных ресурсов государства.
С экономических позиций налог является категорией, которая выражает экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом для передачи части дохода государству с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.
Налог и государство – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.
Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.
Основными чертами
налога как экономического
Уплата налога
выступает как обязанность
Функции налога. Налог выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную и контролирующую функции.
В историческом плане фискальная (доходная; бюджетная) функция является первичной. Налоги позволяют государству изымать часть доходов и формировать финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это означает, что уровень налогов всегда предопределяется масштабами государственных расходов.
Распределительная функция вытекает из фискальной функции: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто иные имеют. Денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоёв населения.
Регулирующая функция налога важное значение приобрела в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налог зарекомендовал себя как наиболее мобильное и высокоэффективное средство регулирования государством социально-экономических процессов. Система налогообложения должна соответствовать принятой концепции экономического развития.
Из регулирующей
функции непосредственно
а) адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т.д.;
б) выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объёмов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводства и др.).
Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Даёт возможность для полной компенсации вовлекаемых в производство экономических ресурсов.
Контролирующая функция налога связана с тем, что возникает возможность чётко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельностью. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платёжей и расчётов, выплаты заработной платы наёмному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства.
Динамика поступления
налогов отражает динамику
Элементы налога. Ограничимся выделением 10 основных позиций, а именно :
Способ взимания налога. Различаются кадастровые и декларируемые налоги, а также налоги, взимаемые «у источника».
1.2. Налоговая система и ее эффективность
Содержание налоговой системы. С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству [28].
Данное определение вполне можно рассмотреть в качестве базовой налоговой системы. Налоговая система всегда предстаёт и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.
Одновременно налоговая
система предстаёт как налоговы
Под налогом понимается обязательный индивидуальный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Под сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является главным условием совершения государственными органами определённых действий в интересах плательщика данного сбора, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений.
Не случайно только по одному перечислению налогов и сборов, взимаемых в конкретной стране, есть возможность судить о степени развития национальной налоговой системы.
Основные принципы налогообложения. Другими словами, речь идёт о правилах, которые необходимо соблюдать при организации сбора налогов в пользу государства.
Мировая экономическая наука в качестве основных принципов налообложения признаёт следующие:
Принципы построения налоговой системы. Изложенные выше принципы налогообложения используются при построении национальных налоговых систем в роли фундаментальных методологических начал.
К системным принципам налогообложения относятся платёжеспособность и всеобщность, справедливость и нейтральность, стабильность, доходчивость и гибкость, оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.
Теперь кратко о наиболее важных принципах. Так, принцип платёжеспособности означает, что уплаты налога можно требовать лишь у того, кто имеет соответствующую финансовую возможность. Сумма налога определяется величиной дохода налогоплательщика. Поэтому бедные слои населения платят более низкие налоги или вообще их не платят. Но вот богатые люди обречены, платить намного больше. Сумма их личного богатства указывает на то, что «правительственным продуктом» они пользуются и интенсивно, и более удачливо. В итоге система налогообложения способна нивелировать исходную неравномерность распределения доходов в обществе.