Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
Сущность и функции налогообложения………………………....5
Налоговая система и ее эффективность………………………….8
Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
Обратим внимание
на то, что среди налоговых
поступлений в бюджет доминирую
С 1992 – 2004 год в доходах консолидированного бюджета с 25,9 до 12,4% снизился удельный вес налога на доходы и прибыль, что отражает кризисное состояние реального сектора экономики.
Кроме того, нестабильность налогового законодательства в Беларуси приводит к тому, что в объёме прямых налогов проявляются резкие колебания удельного веса налога на прибыль.
Обратим внимание
на отсутствие рациональной
Эффективность расходов бюджета. Приобретение национального суверенитета привело к тому, что в республиканском бюджете исчезли такие статьи, как расчёты с бюджетом СССР, но появились расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны, по обслуживанию внешнего долга и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также связанные с пополнением государственных запасов и национальной обороны.
Расходы, связанные с социально-культурными мероприятиями и учреждениями по социальной защите, за последние 12 лет увеличились с 30,4 до 46,8%.
В соответствии
с Законом «О бюджетной
Обратим внимание
на то, что средства бюджета
не являются единственным
Обратим внимание
на то, что помимо прямого
Приведённые данные
позволяют сделать вывод о
наличии недостаточно
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В Республике Беларусь,
как в унитарном государстве,
взимаются общегосударственные
и местные налоги. Общегосударственные
(республиканские) налоги
2.1. Подоходный налог с физических лиц.
Подоходным налогом является доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
- физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
- физическими лицами, не
признаваемыми налоговыми
Объектом налогообложения
подоходным налогом с
- от источников в Республике
Беларусь и (или) от
- от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Подоходный налог с физических лиц взимается по ставкам:
· 12% - общая ставка;
· 9% -доходы, полученные:
- физическими лицами от
резидентов Парка высоких
- индивидуальными
- физическими лицами, участвующими
в реализации бизнес-проекта в
сфере новых и высоких
· 15% для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.
При определении
налоговой базы подоходного
При определении размера
- в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;
- в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
- в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности [9].
Налоговым периодом
подоходного налога с
2.2. Налог на прибыль.
Плательщиками налога
на прибыль являются
Объектом налогообложения
налогом на прибыль признаются
валовая прибыль, а также
Налогооблагаемая
прибыль определяется как
Ставка налога на прибыль:
- 24% - для компаний Республики
Беларусь и иностранных
- 12% - дивиденды;
- 10% - производство лазерно-
- 5% - продажа информационных
технологий и услуг и услуг
по их разработке членами
Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:
- организаций, осуществляющих
производство лазерно-
- организаций, включенных
в перечень
От налога на прибыль освобождаются:
- организации, в которых
более 50 процентов от списочной
численности в среднем за
- организации, осуществляющие
эксплуатацию объектов
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом налога на прибыль признается:
- для национальных плательщиков–
- для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в
Республике Беларусь через
Уплата налога
на прибыль производится в
течение налогового периода по
итогам истекшего отчетного
2.3. Налог на добавленную стоимость.
Плательщиками налога
на добавленную стоимость (НДС)
Объектами налогообложения
- Ввоз товаров на таможенную территорию Республики;
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь [10].
В Республике Беларусь
действует метод исчисления
НДС. Сумма налога, подлежащая
уплате плательщиком в бюджет,
определяется между общей
Не признаются объектом
- имущество, вносимое
в качестве взноса (вклада) в уставный
фонд организации в
- обороты по первичному
размещению ценных бумаг
- перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности.
Налог на добавленную
20% : общая налоговая ставка:
0 %: товары, помещенные под
таможенные режимы экспорта, а
также вывезенные в Российскую
Федерацию; работы и услуги
по сопровождению, погрузке, перегрузке,
и иные подобные работы и
услуги, непосредственно связанные
с реализацией экспортируемых
товаров; экспортируемые
10 %: при реализации производимой
на территории Республики
24% – при реализации
на территории Республики
Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 процента.
Имеется ряд наименований
товаров (работ, услуг), обороты
по реализации которых на
В соответствии
с действующим