Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь; отразить виды налогов; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
В работе изучены такие понятия как налоги, субъекты и объекты налогообложения, фискальная политика; эффект Лаффера. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………...5
Сущность и функции налогообложения………………………....5
Налоговая система и ее эффективность………………………….8
Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия………………………………………………………..13
Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси ……………………………………………………………………..16
РАЗДЕЛ 2: ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……20
2.1. Подоходный налог с физических лиц………………………………20
2.2. Налог на прибыль…………………………………………………….21
2.3. Налог на добавленную стоимость…………………………………..23
2.4. Акцизы………………………………………………………………..26
2.5. Налог на недвижимость……………………………………………..28
2.6. Земельный налог……………………………………………………..29
2.7. Экологический налог………………………………………………...29
2.8. Местные налоги и сборы…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………….........................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

   На идее наличия  платёжеспособности основываются  этические принципы горизонтальной  и вертикальной справедливости.

   Принцип горизонтальной справедливости сводится к тому, что лица, находящиеся в равном материальном положении, в системе налогообложения должны трактоваться одинаково.

   Принцип  вертикальной справедливости  сводится к тому, что находящиеся в неравном положении граждане страны должны трактоваться неодинаково. Тот, кто получает больше дохода и кто богаче, тот должен платить больше налогов.

   Идея вертикальной и горизонтальной справедливости соответствует общему принципу платёжеспособности. Альтернативный принцип также имеет свой смысл: платить за «правительственный продукт» в виде налогов должен тот, кто пользуется соответствующим благом.

   Принцип нейтральности означает, что система налогов по возможности не должна оказывать прямого влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

   Принцип  эффективности ориентирует на то, что система налогообложения призвана способствовать достижению устойчивого экономического роста.

   Принцип  доходчивости означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.

   Принцип  оптимальности предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства всегда минимальны.

   Эффективность налоговой системы. Есть основание говорить об эффективности налоговой системы в широком и в узком смысле слова.

   В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через ее способность выполнять возложенные на нее функции. При таких оценках, обращают внимание на исключение «утечек» налоговых поступлений и на размеры административных расходов, связанных с содержанием налоговой системы.

   Так как ситуация  непрерывно изменяется, то существует  необходимость постоянного совершенствования  налоговой системы с учётом  развития национальной экономики.

  Безусловно, налоговая система оказывает значительное воздействие на экономические процессы. Но не станем переоценивать преобразующий потенциал налоговой системы, приписывать ей несвойственные функции. К примеру, отсутствие эффективного собственника невозможно компенсировать лишь реформированием налоговой системы. Здесь нужны иные действия – реформирование экономических отношений. К тому же само отсутствие такого хозяина значительно сдерживает модернизацию существующей налоговой системы.  

В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий. Например, таких как наличие оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц, масштаб налоговых льгот, характер применяемых штрафных санкций, уровень сложности расчёта налогооблагаемой базы, а также наличия лазеек для ухода от налогообложения.

   Очень часто вывод  о наличии в стране «хорошей»  или «плохой» налоговой системы  определяется в первую очередь  с учётом степени налоговой  нагрузки.

   Предельные ставки налогообложения. Разговор на эту тему начнём с уровня налоговой нагрузки. Данный показатель определяется как удельный вес государственных налогов и сборов в ВВП.

   Чем богаче общество, тем большая часть ВВП огосударствляется через налоговую систему.

   Не случайно высокоразвитые страны мира сегодня называют -«налоговые государства». Расширение и активизация функций современного государства создают общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки.

   Для отдельного предприятия показатель налоговой нагрузки можно рассчитывать как  удельный вес всех налоговых изъятий в денежной выручке, полученной от реализации произведённой продукции.

   То, что заниженная  налоговая нагрузка значительно усложняет выполнение государством соответствующих функций, сопровождается дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Но оказывается, что сокращение налоговых поступлений и кризис государственных финансов возникают и в условиях, когда налоговая нагрузка, непрерывно повышаясь, достигает какой-то невидимой черты. Возникает так называемый эффект Лаффера.

   Эффект Лаффера. Желание государства через повышение налоговой ставки получить больше налоговых поступлений сдерживается через закономерность, которая в экономической науке получила название «эффект Лаффера»: чем больше налоговая ставка, тем меньше с определённого момента налоговые поступления в государственный бюджет».

   Поступления налогов зависит не только от применяемой ставки, но и от налоговой базы. Налоговая база сокращается, т.к. экономика уходит  «в тень»; и из-за высокого налогообложения, скорее всего, сокращается деловая активность.

 

   Предельная ставка  налогообложения рассчитывается  по основным видам налогов.  Особое внимание уделяется подоходному  налогу. Уровень предельной налоговой  ставки непосредственно зависит  от ВВП на душу населения.

1.3. Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия.

   Содержание  фискальной политики. «Фиск» означает казна, «фискал» - сборщик налогов. Можно сказать видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики, государство изыскивает не только налоговые  поступления в бюджет, а и доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также поступления, получаемые с «государственного капитала».

   У фискальной политики  обнаруживается и второй компонент  – это «линия расходов». Здесь  государство стремится регулировать  и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

   Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

   В цивилизованной  стране фискальная политика формируется  и контролируется парламентом, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

   Нам известно, что  основными задачами экономической  политики государства выступают  обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платёжного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляется как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение задач социально-экономического развития.

   Вектора фискальной политики современного государства зависят от:

   а) состояния национальной  экономики;

   б) принятой национальной  концепции социально-экономического  развития страны и сформулированных  в ней задач;

   в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством;

   г) степени демократизации  страны и уровня развития гражданского  общества.

   Важнейшим условием  проведения современной фискальной  политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

   Разновидности фискальной политики. Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счёт изменения порядка налогообложения и привлечения других видов дохода, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

   В случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику.

   Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов.

   Сдерживающая фискальная политика имеет место в период как фазы промышленного цикла. Главная задача такой политики – за счёт сдерживания деловой активности ограничить быстрое «разогревание» национальной экономики. Основное содержание сдерживающей фискальной политики – сокращение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки. При этом мы должны знать, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличение безработицы, а сдерживающая объёма выпуска переродится в стагфляцию.

    Потенциал налоговой политики. Каждая функция налогообложения и все функции налогов, вместе взятые многое значат. Поэтому в современных условиях налоги выступают как активное средство косвенного государственного регулирования национальной экономики.

   Содержание налоговой политики определяется не только уровнем налоговой нагрузки, перечнем налогов и сборов, но и достигнутой степенью собираемости налогов, характером используемых штрафных санкций, наличием или отсутствием налоговых льгот и т.п.

   Оценивая потенциал  налоговой политики, следует обратить  внимание на то, что налоговые  изменения воздействуют на экономические  процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объёма потребления и на рост инвестиционной активности. Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов.

   Современная налоговая  политика непосредственно затрагивает амортизационную политику. Чем выше норма амортизации, тем меньше налог на прибыль. Если говорить прямо, то ускоренная амортизация есть скрытая налоговая льгота, которая сокращает поступление в бюджет налога на прибыль. Одновременно это должно увеличивать инвестиционные возможности предприятий. Но в период кризиса при низкой норме прибыли и низких ценах увеличение амортизационных отчислений слабо воздействует на инвестиционную активность.

   Инструменты налоговой  политики различают и по скорости начала их воздействия. Одно дело, когда речь идёт об индивидуальном подоходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника доход».

   Повышение налогов  вряд ли можно отнести к  популярным мерам. Поэтому любое  правительство, в современных  условиях предпочитает пореже затрагивать такие «нервные окончания».

 

1.4. Особенности  фискальной политики в условиях  современной Беларуси.

Общие задачи становления. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо, а именно:

  1. выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;
  2. сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;
  3. освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.  

Обратим внимание на то, что  предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса.

   Что касается выработки  принципов современной фискальной  политики и освоения новой  бюджетно-налоговой технологии, то  здесь не обойтись без заимствования  передового опыта, накопленного  развитыми странами мира.

   Впрочем, нет сомнений  и в том, что в переходный  период фискальная политика в  максимальной степени должна  быть направлена на решение  стратегических задач социально-экономического  развития.

   Фискальная политика  призвана оказывать позитивное  воздействие на темпы экономического  роста, способствовать преодолению  официальной и скрытой безработицы,  не допускать чрезмерного возрастания  государственного долга и дефицита  бюджета, повышать эффективность  государственных расходов и на  приемлемом уровне сдерживать  инфляцию.

   Оценка структуры доходов бюджета. В последние годы удельный вес доходов бюджета ВВП сложился на уровне 42 – 45%.

   В переходный период реструктизация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счёт налоговых поступлений (90 – 94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38 – 40% от ВВП.

Информация о работе Налоговая система РБ