Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие налога и налоговой системы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации. 5
1.2. Классификация налогов. 8
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 10
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 10
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 13
Глава 3. Система налогов и сборов Российской Федерации. 18
3.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий: система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. 18
3.2. Федеральные налоги и сборы. 21
3.3. Региональные налоги и сборы. 26
Глава 4 Налоговая система в Российской Федерации в будущем. 28
4.1. Проблемы налоговой системы и пути их решения. 28
4.2. Перспективы развития налоговой системы РФ.Заключение. 28
Заключение. 29
Библиография. 30
Список литературы 30
Список рисунков 30
Нормативные акты. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая (эк.теория).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА № 84

КУРСОВАЯ РАБОТА  
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ

доц., к.э.н.

     

В. Р. Былынь

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Налоговая система  РФ

 

по дисциплине: Экономическая теория

 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР.

8059к

     

О.А.Кудрявцева

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2011

 

Оглавление

 

Введение

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.1

Однако в настоящее время  многие исследователи отмечают, что  налоговым поступлениям принадлежит  важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней.2 В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации. А также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги известны давным-давно, еще  на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Принципы построения налоговой системы государства  обсуждаются практически с тех  пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре основополагающих («максимы»), ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики 3:

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие  принципы построения налоговой системы:

  • Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  • Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  • Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  • Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  • Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  • Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  • Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  • Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  • Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  • Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  • Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  • Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Налоговая система –  это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит  успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную  налоговую систему можно создать  только на серьезной теоретической  основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Глава 1. Понятие налога и налоговой системы в Российской Федерации

1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации.

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова даёт следующее  определение налога: «установленный обязательных платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц».4

Подобное определение, безусловно, нельзя считать полным, поскольку оно не отражает ряд  важнейших признаков рассматриваемого понятия, и, по сути, подходит как для  определения налога, так и для  определения сбора.

Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.5 Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.6 Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как «взносы  граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:

    • управление;
    • оборона;
    • суд;
    • охрана порядка.

Чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также права, обязанности  и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.7

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 

Рисунок 1 Элементы налога

 

Налоги бывают двух видов:

Первый вид - налоги на доходы и имущество:

    • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
    • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    • налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги:

    • налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
    • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
    • на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги. 8

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость. Они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги - это один из экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых  в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.

Информация о работе Налоговая система РФ