Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Введение 3
Глава 1. Понятие налога и налоговой системы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации. 5
1.2. Классификация налогов. 8
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 10
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 10
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 13
Глава 3. Система налогов и сборов Российской Федерации. 18
3.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий: система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. 18
3.2. Федеральные налоги и сборы. 21
3.3. Региональные налоги и сборы. 26
Глава 4 Налоговая система в Российской Федерации в будущем. 28
4.1. Проблемы налоговой системы и пути их решения. 28
4.2. Перспективы развития налоговой системы РФ.Заключение. 28
Заключение. 29
Библиография. 30
Список литературы 30
Список рисунков 30
Нормативные акты. 31
Круг плательщиков ЕСН определён ст. 235 НК РФ. Данная статья устанавливает две группы налогоплательщиков. К первой группе относятся налогоплательщики - работодатели, производящие выплаты наемным работникам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Ко второй группе относятся налогоплательщики, осуществляющие самостоятельную частную деятельность: индивидуальные предприниматели, адвокаты. Члены крестьянских хозяйств в данном случае приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Важно отметить, что если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 235, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Для каждой из двух категорий плательщиков ЕСН НК предусматривает отдельный объект налогообложения. Для налогоплательщиков - работодателей, производящих выплаты наемным работникам объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключение вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для второй группы плательщиков признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Статьей 238 НК РФ установлен
перечень сумм, не подлежащих обложению
ЕСН. К ним относятся государственны
Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 НК РФ является регрессивной.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения представляет особый интерес, поскольку в ближайшее время он претерпит значительные изменения. В настоящее время названный налог регулируется законом РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, преходящего в порядке наследования или дарения». Плательщиками налога в соответствии с настоящим законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.21
В настоящее время величина налога с имущества, переходящего в порядке наследования зависит от очереди наследника и от стоимости имущества. При исчислении налога на дарение учитывается степень родства лиц и стоимости имущества.
Согласно Федеральному Закону от 1 июля 2005г. № 78-ФЗ «о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении в изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2020-1 «о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» утрачивает силу, как и пункт 7 статьи 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. 22
Федеральным законом от 2 ноября 2002 г. № 127-ФЗ «о внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была внесена в Налоговый кодекс РФ глава 25.3. Государственная пошлина. 23
Со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" был признан утратившим силу.
Государственной пошлиной признаётся сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Плательщиками государственной пошлины признаются: организации; физические лица случае, если они:
К государственной пошлине относятся так же лицензионные сборы, взимаемые на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Законом РФ «о сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции». В соответствии с первым законом соискателем лицензии, обязанным уплатить государственную пошлину, признаётся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.24
Закон РФ «о сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» плательщиков государственной пошлины определяет как организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (включая организации с иностранными инвестициями), подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на получение лицензии на право производства и оборота этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции (далее - лицензия) и получившие эти лицензии в установленном порядке. В целях настоящего Федерального закона под организациями следует понимать организации, имеющие статус юридических лиц.25
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.26
Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законом. Так же законодательными (представительными) государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.27
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.
Региональные налоги можно разделить на три группы:
НК РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги:
В качестве примера регионального налога можно рассмотреть налог на игорный бизнес. С 1 января 2004 г. данный налог регулируется гл. 29 НК РФ. До этого на территории РФ действовал Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О налоге на игорный бизнес». До вступления в силу гл. 29 НК РФ налог на игорный бизнес относился к федеральным налогам. Следует отметить, что большинство понятий, использовавшихся в Федеральном законе «О налоге на игорный бизнес» были восприняты Налоговым кодексом. Так в соответствии с Федеральным законом плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.28
Объектами налогообложения, как и в ранее действовавшем федеральном законе, признаются игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов РФ, однако, Налоговый
Кодекс определяет пределы, на которые
должны ориентироваться
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Следует так же отметить, что система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя три уровня, что объясняется особенностями федеративного устройства государства, а так же специальные налоговые режимы, призванные облегчить уплату налогов .для отдельных категорий налогоплательщиков.
Однако, как показывает
опыт развития благополучных
стран, успех национальной
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.