Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие налога и налоговой системы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации. 5
1.2. Классификация налогов. 8
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 10
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 10
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 13
Глава 3. Система налогов и сборов Российской Федерации. 18
3.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий: система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. 18
3.2. Федеральные налоги и сборы. 21
3.3. Региональные налоги и сборы. 26
Глава 4 Налоговая система в Российской Федерации в будущем. 28
4.1. Проблемы налоговой системы и пути их решения. 28
4.2. Перспективы развития налоговой системы РФ.Заключение. 28
Заключение. 29
Библиография. 30
Список литературы 30
Список рисунков 30
Нормативные акты. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая (эк.теория).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Классификация  налогов.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям. Если взять  за основу субъект налогообложения (налогоплательщика), то можно подразделить налоги на налоги с организаций и налоги с физических лиц. Основные налоги с организаций: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и другие. В числе налогов с физических лиц можно назвать налог на доходы физических лиц.

По способу взимания или изъятия налоги делятся на:

  • прямые - более активно воздействуют на процесс производства. К прямым налогам относятся те, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли или дохода. Прямые делятся па индивидуальные (налог на прибыль, подоходный налог) и целевые (земельный налог). Считается, что плательщиком прямых налогов является тот, кто получает прибыль;
  • косвенные - к ним относятся те, которые связаны с процессом использования прибыли. Делятся на налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений (НДС), акцизы.

Прямым налог считается  в том случае, если его окончательным  плательщиком является владелец собственности  или обложенного объекта.

Косвенные налоги - это  налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д. В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения - это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.

Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.

В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть  дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно. Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного налогообложения  заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющихся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.

Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, например, по 1 руб. с каждых 100 руб. Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением  единицы обложения увеличивается  и ставка налога. Например, со 100 руб. взимается 1 руб., а с 200 руб. - уже не 2, а 3 руб. и более. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Регрессивный способ налогообложения означает, что для  более высоких доходов устанавливаются  пониженные ставки налога. На практике встречаются последние три принципа взимания налогов, социальные последствия  которых бывают совершенно противоположными.

Помимо указанной классификации  Налоговый Кодекс РФ разделяет налоги на федеральные, региональные и местные.9 При этом важно отметить, что подобная классификация была введена ещё Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», однако перечень налогов и сборов, принадлежащих к каждой из этих категорий, существенно изменён по сравнению с указанным законом.

 

Глава 2. Общая характеристика налоговой  системы Российской Федерации

2.1. Характеристика  элементов построения налоговой системы РФ

Построение налоговой  системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними  взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).10

Налогоплательщики могут  в некоторой степени оказывать  обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога – его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа – фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную  базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:

  • федеральный (на уровне РФ);
  • региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го-родов федерального значения);
  • местный (на уровне муниципальных образований).

В связи с этим может  возникнуть вопрос: можно ли рассматривать  дробность налоговой системы  страны по территориям?

Думается, что такой  подход не имеет под собой научной  основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню  налоговых платежей российская налоговая  система в основном соответствует  системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему  налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Рисунок 2 Стуктура налоговой системы РФ

 

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные  виды товаров, плательщиками которых  формально являются юридические  лица, фактически (не номинально, как  другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

Акциз - федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в  действие федеральным законодательством  и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного  товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.

Поэтому в ст. 50 БК РФ к  налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут  разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья -по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.

Такая же ситуация с налогом  на добычу полезных ископаемых, который  в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.

Вместе с тем, из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Таким образом, установленный  в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.

До введения НК РФ в  российской налоговой системе существовало деление региональных и местных  налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории  российской налоговой системы был  четырехлетний период - этап неустойчивого  налогообложения, когда органам  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.

Вместе с тем в  части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Информация о работе Налоговая система РФ