Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие налога и налоговой системы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации. 5
1.2. Классификация налогов. 8
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 10
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 10
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 13
Глава 3. Система налогов и сборов Российской Федерации. 18
3.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий: система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов. 18
3.2. Федеральные налоги и сборы. 21
3.3. Региональные налоги и сборы. 26
Глава 4 Налоговая система в Российской Федерации в будущем. 28
4.1. Проблемы налоговой системы и пути их решения. 28
4.2. Перспективы развития налоговой системы РФ.Заключение. 28
Заключение. 29
Библиография. 30
Список литературы 30
Список рисунков 30
Нормативные акты. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая (эк.теория).doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

3.1. Понятие системы налогов и сборов. Разграничение понятий: система налогообложения, налоговая система, система налогов и сборов.

Для уяснения смысла понятия  системы налогов и сборов большое  значение имеет анализ её места в  налоговой системе в целом, что  невозможно без объяснения сущности понятия налоговой системы.

Прежде всего, важно  установить различия между правовыми категориями: система налогообложения и налоговая система. Система налогообложения является более узким понятием. Выделение системы налогообложения из налоговой системы как более сложного образования позволяет изучить обе правовые категории, тесно между собой связанные, обусловливающие друг друга и развивающиеся, как правило, в одном направлении. Особенность системы налогообложения состоит в ее направленности на создание условий для успешной уплаты налога его плательщиком.

К элементам системы налогообложения следует отнести:

  • все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные в Налоговом кодексе;
  • юридические конструкции налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о конкретных налогах;
  • бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения;
  • учет налогоплательщиков.
  • Система Министерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на три уровня:
  • Общефедеральный. Центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.
  • Региональный. Госналогинспекции  по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованьям, городам: Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций  назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
  • Местный. Госналогинспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются вышестоящими налоговыми органами.

Рисунок 3 Структура налоговой системы Российской Федерации

 

Перечень всех видов  налогов определяет форму правовой категории «система налогообложения», законодательное оформление каждого налога через установление его юридической конструкции наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый учет и учет налогоплательщиков составляют процессуальное оформление системы налогообложения, способствующее своевременному и полному расчету налога и внесению его в бюджет или внебюджетный фонд.

Таким образом, система  налогообложения - это сочетание  материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов.

Налоговая система представляет собой более сложное по структуре  и формированию системных связей образование. Система налогообложения  и налоговая система соотносятся как часть и целое. При анализе правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется их зависимость друг от друга, а система связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.

Рассматривая налоговую  систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно  выделить следующие образующие ее элементы:

  • юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем, чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);
  • система налогообложения государства, формирующаяся на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов;
  • нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения;
  • система налоговых органов;
  • налоговый контроль;
  • налоговая политика государства;
  • налоговая культура населения государства.

Таким образом, налоговую  систему можно определить как  совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.11

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Система разделения налогов  по уровням власти обеспечивает осуществление  государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и  экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов  по уровням власти целесообразно  проводить с учетом следующих  принципов:

  1. налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
  2. чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
  3. большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
  4. косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
  5. число совместных сфер ведения по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.12

Важно отметить, что ранее  действовавшее определение налоговой  системы в Российской Федерации, по сути, было подменено понятием системы налогов и сборов. Закон определял понятие налоговой системы как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке».13 Действующий Налоговый кодекс устранил эту ошибку, о чём можно сделать вывод исходя из названия главы 2 указанного нормативно-правового акта: Система налогов и сборов в Российской Федерации. Глава 2 Налогового Кодекса РФ определяет, три уровня системы налогов и сборов в Российской Федерации, даёт краткую характеристику каждому из них, определяет составляющие их налоги и сборы, а так же специальные налоговые режимы. Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);
  3. местные налоги и сборы.14

Из сказанного можно  сделать вывод, что, уяснив ошибки предыдущего  законодательства, Налоговый кодекс более полно, всесторонне и правильно  регламентирует налоговые правоотношения, что, безусловно, способствует наиболее эффективному выполнению государством своих функций и, в конечном счёте, построению правового государства.

3.2. Федеральные налоги и сборы.

Согласно ст. 2 Налогового Кодекса РФ «Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации»15

Следовательно, можно  выделить такие особенности федеральных  налогов и сборов, как, во-первых, установление законодательными актами РФ; во-вторых, взимание на всей её территории, и, в третьих, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ, что, тем не менее, не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.16

К федеральным налогам  и сборам действующее законодательство относит следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

Большинство федеральных  налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы17, которая полагается ему в соответствии с законодательством.

Важно так же отметить, что Налоговым Кодексом «устанавливаются специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а так же порядок введение в действие и применения указанных специальных налоговых режимов».18

Необходимо так же обратить внимание на то, что не могут  устанавливаться федеральные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом. То же самое относится и к региональным и к местным налогам.

Рассмотрим некоторые  из федеральных налогов и сборов.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) регулируется гл. 21 НК РФ и является косвенным налогом. Это  означает, что фактические и юридические его плательщики не совпадают. Фактическими плательщиками НДС можно назвать потребителей товаров, работ и услуг.

Перечень юридических  плательщиков НДС устанавливается  ст. 143 НК РФ. К плательщикам НДС относятся  организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.

К объектам налогообложения  НДС относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.19

К особенностям данного налога следует отнести и тот факт, что для него предусмотрено 3 вида ставок: стандартная (применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной или нулевой ставке); пониженная (применяется при реализации ряда товаров питания, а так же товаров для детей) и нулевая (применяется при экспорте товаров и в иных случаях, предусмотренных НК РФ).

Налог на доходы физических лиц описан в гл. 23 НК РФ. В отличие  от НДС он относится к прямым налогам.

Налогоплательщиками в  данном случае признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физически лица, получающие доходы от источников, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации(ст. 207 НК РФ). Следует пояснить, что к физическим лицам - налоговым резидентам действующее законодательство относит физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году(ст. 11 НК РФ).

Объектом налогообложения  для данного налога являются доходы от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; и доходы от источников в РФ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами. К таким доходам можно отнести доходы, полученные от использования транспортных средств, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду и т.д. Ст. 217 НК РФ предусматривает ряд доходов, не подлежащих налогообложению данным налогом. К ним относятся, например, алименты, получаемые налогоплательщиком, а так же имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Однако с 1 января 2006 г. начинает действовать ряд изменений в Налоговый кодекс. В частности п. 18 ст. 217 будет изложен в следующей редакции:

«Доходы, полученные в  порядке дарения, освобождаются  от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);»20

По общему правилу  ставка данного налога составляет 13 процентов, однако НК РФ предусматривает  ряд исключений.

Единый социальный налог (ЕСН) регламентирован главой 24 НК РФ.

Информация о работе Налоговая система РФ