Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……..….4
1.1 Сущность, виды и функции налогов………………………………….……4
1.2 Принципы налогообложения………………………………………….….…8
1.3 Становление, развитие и особенности организации налоговой системы в России…………………………………………………………………….….11
Глава 2. МОДЕЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………......14
2.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги……………14
2.2 Эластичность и распределение налогового бремени…………………..…16
2.3 Потеря эффективности из-за налогов………………………………….…..18
КРОССВОРД……………………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 310.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Кузбасская государственная  педагогическая академия

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Налоговая система.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

2 курса 1 группы ТЭФ

Яппарова Р.Ш.

 

Научный руководитель:

К.т.н.; Базайкина Т.В.

 

                                    

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……..….4

    1. Сущность, виды и функции налогов………………………………….……4
    2. Принципы налогообложения………………………………………….….…8
    3. Становление, развитие и особенности организации налоговой системы в России…………………………………………………………………….….11

Глава 2. МОДЕЛЬ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ……………………………......14

2.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги……………14

2.2 Эластичность и распределение налогового бремени…………………..…16

2.3 Потеря эффективности из-за налогов………………………………….…..18

КРОССВОРД……………………………………………………………….……21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25

 

ВВЕДЕНИЕ

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. 

Исторически налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.     

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.    

От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, насколько  продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.    

С точки зрения науки об управлении, государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно  выбраны цели, известны имеющиеся  средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять  эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.    

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для    более полного выполнения  государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти,  грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился.    

Также актуальность  изучения налогов  заключается в том, что налоги в жизни общества играет ключевую роль в механизме налогообложения. Поэтому на сегодняшний день необходимо уделять особое внимание налогообложению. Необходимо использовать правовую категорию налогового обязательства для регулирования налоговых отношений. Это позволит создать безупречный механизм налогообложения.     

Целью курсовой работы является изучение сущности налоговой системы  государства и видов налогов.    

Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:    

1)раскрыть сущность, виды и функции налогов;    

2)проанализировать принципы налогообложения;    

3)рассмотреть условия формирования налоговой системы Российской Федерации;     

4)раскрыть особенности организации налоговой системы Российской Федерации;     

5)рассмотреть одну из моделей налоговой системы и доказать её эффективность.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

    1. Сущность, виды и функции налогов

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.    

Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг. Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.     

Прежде  чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. К элементам налога относятся:     

1) налогоплательщик - это  организации и физические лица, на которых в соответствии  с НК РФ возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы.    

2) объект налогообложения  являются: операции по реализации  товаров; имущество; прибыль; доход;  стоимость реализованных товаров;  иной объект, имеющий стоимостную,  количественную или физическую  характеристики, с наличием которого  у налогоплательщика законодательство  о налогах и сборах связывает  возникновение обязанности по  уплате налога.    

3) налоговая база - для  того чтобы исчислить налог,  недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую  базу. Она служит для количественного  измерения объекта налога.    

4) единица обложения - для получения налоговой базы  необходимо выбрать единицу обложения.  На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная  сила) единицы обложения.    

5) налоговые льготы - предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков  и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах, по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор, либо уплачивать их  в меньшем размере. К основным налоговым льготам относятся: необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;  налоговые вычеты; изъятие из под обложения определенных частей объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение ставок налога; отсрочка взимания налогов.    

6) налоговая ставка - это  величина налоговых начислений  на единицу измерения налоговой  базы. Различают процентные и  твердые ставки. Процентные ставки  установлены в процентах к  налоговой базе.    

7) порядок исчисления - налогоплательщик  самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за  налоговый период исходя из  налоговой базы, налоговой ставки  и налоговых льгот, установленных  законодательными актами. Таким  образом, в качестве основного  порядка налоговое законодательство  закрепило приоритет порядка  «самообложения». Обязанность по  исчислению налога может быть  возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму  налога, подлежащую уплате за  соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую  базу и применив установленную  законом налоговую ставку. В ряде  случаев законом установлено,  что налоговый орган должен  исчислить сумму налога.    

8) налоговый оклад - если  налоговую базу умножить на  налоговую ставку, то в результате  получим величину, которая называется  налоговым окладом.    

9) источник налога - это  доход, из которого субъект  уплачивает налог. По ряду налогов  объект и источник налога могут  совпадать.    

10) налоговый период - это  календарный год или иной период  времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого  определяется налоговая база, и  исчисляется сумма налога, подлежащая  уплате. Налоговым периодом может  быть квартал, месяц, год и  др.    

11) порядок уплаты - это  определенные приемы внесения  суммы налога в соответствующий  бюджет или во внебюджетный  фонд.    

Порядок уплаты налога включает определение:

  • направления платежа, т.е. в бюджет или внебюджетный фонд;
  • средства уплаты налогов;
  • механизма платежа. Большинство налогов платится исходя из фактических данных за отчетный период;
  • субъекта налога, т.е. субъекта, который должен уплатить (перечислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент;
  • форму уплаты налога (наличная, безналичная).

 

    12) срок уплаты налога - это период  времени, когда налог вносится  в бюджет или внебюджетный  фонд. Срок уплаты налога определяется  календарной датой или истечением  периода времени, исчисляемого  годами, кварталами, месяцами, неделями  и днями, а также указанием  на событие, которое должно  наступить или произойти, либо  действие, которое должно быть  совершено.     

 Множественность налогов,  их различное назначение и  построение делают необходимой  классификацию налогов.    

НК  РФ предусмотрено деление налогов  по видам на три группы:    

- федеральные налоги установлены  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории страны.    

- региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов.    

- местные - налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.    

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета  или внебюджетного фонда, в который  они направляются. Например, налог  с владельцев транспортных средств, платится в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.     

По  форме взимания различают налоги:    

- прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом  налогообложении денежные отношения  возникают непосредственно между  налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения  в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество физических лиц.    

Информация о работе Налоговая система