Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……..….4
1.1 Сущность, виды и функции налогов………………………………….……4
1.2 Принципы налогообложения………………………………………….….…8
1.3 Становление, развитие и особенности организации налоговой системы в России…………………………………………………………………….….11
Глава 2. МОДЕЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………......14
2.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги……………14
2.2 Эластичность и распределение налогового бремени…………………..…16
2.3 Потеря эффективности из-за налогов………………………………….…..18
КРОССВОРД……………………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 310.49 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, нужно ослабить  налоговое давление на предприятия  и организации, особенно на  отечественных производителей. Необходимо  создать им предпосылки для  восстановления утраченных оборотных  фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы начать новый подъем.    

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования  текущего бюджета по доходам и  расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения  финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.  

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением  большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.    

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический  и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.     

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной  промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.    

Кризис  выявил крупные недостатки в налоговом  законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу.    

3 этап (1998-наше время) - этап введения  в действие единого документа  по налогам.     

Первый  проект кодекса был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года Распоряжением  Правительства РФ от 02.02.96 № 114-Р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.    

Окончательно  первая часть кодекса была принята  Думой уже в период правления  кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля - в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление № 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.    

1 января 1999 года  Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу.     

Вторая  часть Налогового Кодекса принята  Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.     

В настоящее время налоговая система  Российской Федерации состоит из следующих взаимосвязанных элементов - подсистем, формирующих ее структуру.     

Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют  между собой, а налоговая система  в целом взаимодействует с  субъектом налогообложения в  лице налогоплательщиков. В настоящее время налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы: единства, подвижности, множественности налогов, стабильности, принцип исчерпывающего перечня налогов.     

Налоговую систему можно определить как  целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы  налогов и сборов, плательщиков налогов  и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.    

Из  всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе  РФ, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и НДФЛ) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими.    

Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения планировалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - играть роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.    

Исключительные  особенности имеет российская налоговая  система в части классификации  налогов по субъекту уплаты. Структура  налоговой системы России в зависимости  от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица.    

Специфика структуры российской налоговой  системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:     

- низким жизненным уровнем  абсолютного большинства населения  Российской Федерации и вызванной  этим недостаточной налоговой  базой;    

- в структуре населения  страны высокий удельный вес  занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;    

- существенную роль играет  и созданная в стране система  уклонения от уплаты налогов,  используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень  доходов.    

В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли, практически в двух случаях: при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества; прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.    

В российской налоговой  системе преимущественно  устанавливаются и применяются  пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.    

Таким образом, налоговая система РФ прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. 

 

 

Глава 2. МОДЕЛЬ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

 

2.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги

 Любые рассуждения по поводу принципа налогообложения получаемых налогоплательщиком благ или его платежеспособности в конечном счете приводят к вопросу о налоговых ставках и об их изменении по мере роста доходов.

Определения. Налоги делятся  на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эта классификация указывает на соотношение между налоговыми ставками и доходом просто потому, что все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, товара, здания или участка земли, в конечном счете изымаются из чьего-либо дохода.

1. Налог называется прогрессивным, если его средняя ставка увеличивается по мере роста дохода. Такой налог не только больше в абсолютном выражении, но также представляет собой большую долю или процент от дохода по мере его роста.

2. При регрессивном налоге средняя ставка уменьшается по мере роста дохода. Когда доход увеличивается, все меньшая и меньшая его доля взимается в виде налога. В некоторых случаях регрессивный налог может привести к увеличению абсолютной величины, изъятой из дохода при его возрастании.

3. При пропорциональном налоге его средняя ставка остается неизменной, независимо от размера дохода.

Эту классификацию налогов можно проиллюстрировать на примере подоходного налога. Допустим, что при данных налоговых ставках домохозяйство отчисляет в виде налога 10%, независимо от размера дохода. Такой подоходный налог называется пропорциональным.

Теперь предположим, что  при данной налоговой ставке домохозяйство с налогооблагаемым доходом, составляющим менее 10 тыс. руб., платит 5% подоходного налога; домохозяйство, имеющее доход от10 тыс. до 20 тыс. руб., платит 10%, а с дохода от20 тыс. до 30 тыс. руб. взимается 15% подоходного налога и т.д. Такой налог называется прогрессивным.

А теперь рассмотрим ситуацию, когда ставки падают по мере роста налогооблагаемого дохода. При заработке менее 10 тыс. руб. вы платите 15% налога; при заработке от 10 тыс. до 20 тыс. руб. - 10%, а при заработке от 20 тыс. до 30 тыс. руб. - 5% и т.д. Такой подоходный налог называется регрессивным.

Вообще говоря, бремя прогрессивных  налогов больше всего давит на богатых, а регрессивных — на бедных.

Применение:

1. Подоходный налог с физических лиц. В главе 5мы уже отмечали, что федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным, причем предельные налоговые ставки составляют от 15до 39,6%. Снижение процентных ставок по закладным и налоги на имущество, а также освобождение от налогов на доход с облигаций, выпускаемых штатами и муниципалитетами, несколько подрывают систему прогрессивных налогов.

2. Налог с продаж. На первый взгляд, общий налог с продаж, например в размере 3%, может показаться пропорциональным. Но по отношению к доходу он фактически оказывается регрессивным. Доля дохода, изымаемого в виде налога у бедного человека, превышает долю дохода богатого, который не платит налог со своих сбережений, а у бедного нет возможности делать сбережения. Допустим, доход «бедняка» Смита составляет 15 тыс. руб., которые он полностью расходует. «Богач» Джонс имеет 300 тыс. руб. дохода, а тратит только 200 тыс.руб. При условии, что 3%-ный налог с продаж взимается со всех видов расходов каждого отдельного человека, Смит будет платить в виде налога с продаж 450 руб.  ( 3% от 15 тыс. руб.), а Джонс 6 тыс. руб.(3% от 200 тыс. руб.). В то время как доход Смита в 15 тыс. руб. полностью подлежит налогообложению, доход Джонса в 300 тыс. руб. облагается налогом только на две трети. Это приводит к выводу о регрессивности налога с продаж.

3. Налог на прибыли  корпораций. Федеральный налог на прибыли корпораций по своей сути является пропорциональным налогом с единой 35%-ной ставкой. Но это значит, что налоги платят владельцы корпораций, то есть акционеры. Некоторые специалисты в области налогообложения утверждают, что по крайней мере часть этого налога перекладывается на плечи потребителей через повышение цен на продукцию. В этом смысле налог с корпораций, также как и налог с продаж, является регрессивным.

4. Налоги на заработную плату. Налоги, взимаемые с заработной платы, или налоги для социального страхования, носят регрессивный характер, потому что ими облагается фиксированная сумма дохода в абсолютном  выражении. Например, налоговые ставки с заработной платы составляли 7,65%, но это относилось только к первым61 200 руб. зарплаты. Человек, зарабатывающий ровно 61 200 руб., должен был платить 4681,80 руб., или 7,65% дохода; получающий в два раза больше —122 400 руб. - платит такую же сумму-4681,80 руб., то есть только 3,825% заработка. Регрессивность увеличивается потому, что этим налогом облагается только зарплата, а не все виды доходов. Если она составляет 122 400 руб., но работник получает кроме нее еще 77 600 руб. дохода(дивиденды, проценты, рента), то налог с его общего дохода будет равен всего 2,34% (4681,80 руб.:: 200 000 руб.).

5. Имущественные налоги. Большинство экономистов считает имущественные на здания регрессивными по той же причине, что и налоги с продаж. Во-первых, владельцы собственности включают этот налог в арендную плату. Во-вторых, в

процентном отношении к доходам имущественные налоги для бедных семей оказываются выше, чем для богатых, потому что бедные платят более значительную часть своего дохода за жилье. Регрессивный характер имущественного налога может усугубляться, потому что его ставки зависят от местоположения собственности. Если, например, ее стоимость уменьшается в разрушающемся центре города, то ставки имущественного налога должны подняться, чтобы принести необходимый доход. А в богатом пригороде, где рыночная стоимость жилья повышается, налоговые поступления можно поддерживать на определенном уровне и при более низких налоговых ставках.

 

2.2 Эластичность и распределение налогового бремени

 Предположим, что на рис. 31-2 показан рынок определенного сорта американского вина и что равновесная цена без вычета налога составляет 4 руб. за бутылку, а равновесное количество - 15 млн бутылок. Теперь допустим, что правительство вводит специальный акцизный налог (косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны) или налог с продаж, равный 1 руб. в расчете на бутылку такого вина.

Введение акцизного  налога величиной, например, в 1 руб. смещает кривую предложения вверх на величину налога. Это приводит к повышению цены для потребителя (до 4,50 руб.) и к снижению цены после вычета налогов для производителя(до 3,50 руб.) В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между потребителями и производителем.

Распределение налогового бремени. Допустим, правительство облагает налогом продавцов (поставщиков), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Таким образом, если продавцы хотели предложить, например, 5 млн бутылок не облагаемого налогом вина по 2 руб. за штуку, то теперь они должны получить по 3 руб. (2 руб. за бутылку плюс 1 руб. налога) за те же самые 5 млн бутылок. Продавцы должны теперь заработать на 1 руб. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 31-2, где кривая предложения «без налога» обозначена буквой S, а кривая предложения «после введения налога» - S,.

Информация о работе Налоговая система