Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……..….4
1.1 Сущность, виды и функции налогов………………………………….……4
1.2 Принципы налогообложения………………………………………….….…8
1.3 Становление, развитие и особенности организации налоговой системы в России…………………………………………………………………….….11
Глава 2. МОДЕЛЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………......14
2.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги……………14
2.2 Эластичность и распределение налогового бремени…………………..…16
2.3 Потеря эффективности из-за налогов………………………………….…..18
КРОССВОРД……………………………………………………………….……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 310.49 Кб (Скачать файл)

- косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов  или оборота товаров, работ  и услуг. Косвенными налогами  облагается оборот или операции  по реализации, в результате чего  фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель.  Эти налоги включаются в виде  надбавки в цену товара, а также  тарифа на работы или услуги  и оплачиваются потребителем.    

В основу классификации можно положить и такой признак как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

  • налоги, плательщиками которых являются физические лица;
  • налоги, плательщиками которых являются организации;
  • налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица.

По  источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

  1. налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями;
  2. налоги, включаемые в себестоимость продукции;
  3. налоги, относимые на финансовые результаты и уплачиваемые за счет прибыли до уплаты налога на прибыль;
  4. налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль предприятий и организаций;
  5. налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По  степени обложения выделяют три группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения;
  • пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта;
  • регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

  1. общие - могут быть использованы для финансирования любых нужд государства;
  2. специальные - имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе.

 

    По  времени уплаты налоги бывают:

  • текущие налоги - взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности;
  • единовременные - уплата налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий; чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях.

 

    Функции налогов:    

- фискальная - налоги являются важнейшими  финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов.     

- регулирующая функция: используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.    

- распределительная заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.     

- контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.    

- стимулирующая функция налогообложения  направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.     

- дестимулирующая функция налогообложения  направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.    

 

1.2. Принципы налогообложения      

Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения. Принципам  налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение.    

Одним из основоположников системы налогообложения  считается английский экономист А. Смит, который в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» сформулировал основные принципы налогообложения:

  1. подданные всякого государства  обязаны участвовать в поддержке  государства по возможности, сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;
  2. налог, который должен уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны;
  3. каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые удобны для плательщика;
  4. каждый налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана населения возможно меньше  сверх того, что поступает в  кассы государства.

 

    Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.     

Основные  принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие  принципы:     

1) Налоги устанавливаются  законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть  поименован в Налоговом кодексе  Российской Федерации. Во-вторых, в устанавливающем налог законе  должен быть определен налогоплательщик  и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая  база; налоговый период; налоговая  ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.     

2) Принцип всеобщности  налогообложения. Согласно этому  принципу каждая организация  и физическое лицо без каких-либо  исключений должны посредством  уплаты налогов и сборов участвовать  в финансировании общегосударственных  расходов.    

3) Принцип равного налогообложения.  Он предполагает равенство всех  плательщиков перед налоговыми  законами.    

4) Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый  плательщик обязан принимать  участие в финансировании расходов  государства соразмерно своим  доходам и возможностям.    

5) Принцип соразмерности.  Он заключается в том, что  налоговое бремя должно быть  экономически сбалансировано с  интересами плательщика и интересы  государства не должны оказывать  неблагоприятные последствия для  налогоплательщика.    

6) Равное налоговое бремя.  Под налоговым бременем понимается  мера экономических ограничений,  создаваемых отчислением средств  на уплату налогов. Не допускается  установление и применение налогов  и сборов, различающихся в зависимости  от политических, этнических, конфессиональных  и иных подобных различий между  налогоплательщиками. Согласно этому  принципу не допускается установление  дифференцированных ставок налогов  и сборов либо налоговых льгот  в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала.    

7) Налоги и сборы должны  иметь экономическое обоснование.  Поэтому, во-первых, налоги должны  быть экономически эффективны, т.е.  суммы платежей по каждому  налогу должны многократно превышать  затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо  учитывать экономические последствия  для: государственного бюджета;  развития экономики;  налогоплательщика.     

8) Налоги и сборы не  должны препятствовать реализации  гражданами своих конституционных  прав. Налогообложение всегда связано  с ограничением прав. Но это  ограничение должно происходить  с учетом Конституции Российской  Федерации, которая определяет, что  права и свободы могут быть  ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты  основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц,  обеспечения обороны страны и  безопасности государства.    

9) Налоги и сборы не  должны нарушать единое экономическое  пространство, которое гарантировано  ст. 8 Конституции РФ. Поэтому налоги  не могут ограничивать свободное  перемещение в пределах России  товаров или денежных средств,  либо по-другому ограничивать  или препятствовать законной  деятельности налогоплательщика.  Незаконно установление дополнительных  пошлин, сборов или повышение  ставок налогов на товары, происходящие  из других регионов страны  или вывозимых в другие регионы.     

10) Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы, а также взносы  и платежи, если они не обладают  признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не  предусмотрены НК РФ, либо установлены  в ином порядке, чем это определено  в кодексе. Федеральные налоги  и сборы, устанавливающиеся путем  внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и  сборы субъектов Федерации, и  местные налоги и сборы распространяется  принцип законного установления  налогов и сборов. Если такие  налоги и сборы не предусмотрены  НК РФ или они введены с  нарушением порядка, предусмотренного  кодексом, то они считаются незаконными.  Поэтому никто не обязан их  уплачивать.    

11) Принцип удобного налогообложения.  Каждый точно должен знать,  какие налоги и сборы, когда  и в каком порядке он должен  платить. Этот принцип направлен  на эффективное исполнение налогоплательщиком  своих обязанностей, а с другой  стороны, предотвращает возможные  злоупотребления со стороны должностных  лиц исполнительных органов власти.     

12) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах, толкуются в пользу налогоплательщика.  Этим принципом установлена презумпция  правоты налогоплательщика, которая  направлена на обеспечение дополнительной  защиты прав налогоплательщика.    

13) Безусловный приоритет  норм, установленных в налоговом  законодательстве, над положениями  по налоговым вопросам в законодательных  актах, не относящихся к сфере  налогообложения.    

14) Равенство защиты прав  и интересов налогоплательщиков  и государства. Это значит, что  каждый из участников налоговых  отношений имеет право на защиту  своих законных прав и интересов  в установленном законом порядке.     

15) Определение в федеральном  законодательстве перечня прав  и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных  лиц. 
  

1.3 Становление, развитие и особенности организации налоговой системы в России    

В укреплении экономической позиции  России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность.     

 В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.     

 В формировании налоговой системы  в России можно выделить 3 этапа:     

1 этап (1991-1993) - принятие закона об  основах налоговой системы РФ.

Налоговая система в РФ практически была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Информация о работе Налоговая система