Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.
Задачи исследования:
- изучить налоговый процесс и его составляющие;
- рассмотреть цели и функции налогового администрирования;
- исследовать развитие форм и методов в налоговом администрировании;
- рассмотреть особенности налоговой системы управления в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 4
1.Налоговое администрирование - как система управления налоговыми отношениями 6
2.Функции налогового администрирования: планирование, учет, контроль, регулирование 8
3.Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов 10
4.Модернизация налоговых органов - основное направление развитие системы налогового администрирования 18
5.Организация работы налоговых органов с налогоплательщиков 21
6.Обязанности налогоплательщика, его права и ответственность за нарушение налогового законодательства 57
7.Формы и методы контрольной работы налоговых органов 60
8.Министерство финансов РФ (права, обязанности и т.д.) 78
9.Функции и компетенция Федеральной службы по налогам и сборам Российской Федерации. 88
10.Структура ФНС РФ 100
11.Меры ответственности и обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц 102
Заключение 107
Библиографический список 108

Файлы: 1 файл

рефрат налоги.docx

— 720.66 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 4

1.Налоговое  администрирование - как система  управления налоговыми отношениями 6

2.Функции  налогового администрирования: планирование, учет, контроль, регулирование 8

3.Состав, структура,  функции, права и обязанности  налоговых органов 10

4.Модернизация  налоговых органов  - основное направление развитие системы налогового администрирования 18

5.Организация  работы налоговых органов с  налогоплательщиков 21

6.Обязанности  налогоплательщика, его права  и ответственность за нарушение  налогового законодательства 57

7.Формы и  методы контрольной работы налоговых  органов 60

8.Министерство  финансов РФ (права, обязанности  и т.д.) 78

9.Функции  и компетенция Федеральной службы  по налогам и сборам Российской  Федерации. 88

10.Структура  ФНС РФ 100

11.Меры ответственности  и обжалования действий налоговых  органов и их должностных лиц 102

Заключение 107

Библиографический список 108

 

 

Введение

Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Таким образом, понятие налоговое  администрирование раскрывается с  двух сторон. 

Во-первых, это система органов  управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение  прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и  правил, регламентирующих налоговые  действия и конкретную налоговую  технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства,

Актуальность исследования. Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например,  способствует улучшению инвестиционного климата.

Задачи исследования:

- изучить налоговый процесс  и его составляющие;

- рассмотреть цели и функции  налогового администрирования;

- исследовать развитие форм  и методов в налоговом администрировании;

- рассмотреть особенности налоговой  системы управления в Российской  Федерации.

 

 

1.Налоговое администрирование - как система управления налоговыми отношениями

 

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой  системой определяется характером и  задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной  экономической литературе не встречается  четкого определения понятия  «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Управление налоговой  системой можно рассматривать как  деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие  налоговой системы. В отношении  первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка  налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении  второго элемента (компетенции органов  власти и управления в налоговой  сфере) — это законодательное (в  конституционном, гражданском, налоговом  законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов  организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (совокупность налоговых органов) — это определение  функций и задач налоговых  органов, обеспечивающих налоговый  контроль и привлечение к ответственности  лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Таким образом, управление налоговой  системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое  законодательство), организационные  основы деятельности субъектов налоговых  отношений, налоговый контроль.

Налоговое администрирование  следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис. 1). В основу утверждения может  быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Таким образом, из первоначального  толкования термина «администрация»  и современного его содержания следует, что налоговое администрирование  — это деятельность государственных  органов управления, но не законодательных  органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются  основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование  как управленческая деятельность государственных  органов направлено на реализацию законодательных  норм.

Деятельность государственных  органов управления, направленная на реализацию регулирующих возможностей налогов, — это управление налоговыми отношениями в части, осуществляемой другими органами управления и власти (Минфин, МЭРТ РФ и др. заинтересованными  и уполномоченными управленческими  ведомствами). В частности, поправки в ч. I НК РФ перераспределили полномочия МФ РФ и ФНС России в налоговой сфере, передав все правоустанавливающие функции первому, а правоприменительные — второй. Деятельность иных управленческих органов исполнительной власти относится к налоговому администрированию лишь в узком (контрольном) сегменте.

Таким образом, налоговое  администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его  территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой  РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение  и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.

Рис. 1 Соотношение понятий  «управление налоговой системой»  и «налоговое администрирование»

2.Функции налогового администрирования: планирование, учет, контроль, регулирование

 

Планирование в налогового администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния налоговой системы и расчетах налоговых поступлений, а в составлении планов проведения всех форм налогового контроля, особенно последующего (метод нал. проверок) в целенаправленной работе по выбору НП-ка для выездных налоговых проверок, приоритетных к точке зрения большей вероятности обнаружения серьезных нарушений налогового законодательства.

 Организация - обеспечивает  эффективность контроля за уплатой Н, повышения уровня их собираемости, предупреждение неплатежей и пресечение ухода от налогов, общее улучшение работы НО. Эта функция находит свое проявление в построении организационной структуры НО, в создании механизма координации работы всех звеньев ФНС России и содействия с правоохранительными и др.контролирующими органами.

 Контроль- характеризуется уровнем мобилизации в бюджетной системе налогов и др.обязательных платежей, полнотой учета НП-ов и объектов налогообложения, снижением числа судебных разбирательств и жалоб НП на действия субъектов налогового контроля.

1. Функцию налогового  планирования реализуют финансовые  и налоговые органы. Основной  целью налогового планирования  является обеспечение обоснованных  качественных и количественных  параметров заданий по формированию  доходной части бюджетов различного  уровня. Основными формами являются  стратегическое и текущее налоговое  планирование. Основные методы налогового  планирования: косвенные методы, основанные  на прогнозировании экономических  валовых показателей; прямые методы, основанные на прогнозировании  налоговых баз по всему перечню  налогов; упрощенные методы, основанные  на экстраполяции существующих  трендов.

2. Функцию налогового  контроля реализуют налоговые  органы, а в предусмотренных НК  случаях также таможенные и  органы внутренних дел. Основной  целью налогового контроля является  обеспечение такого уровня налогового  производства, при котором исключаются  или сводятся к минимуму нарушения  законодательства о налогах и  сборах, а также выявление и  предупреждение этих нарушений.

3. Функцию налогового  регулирования реализуют финансовые, налоговые, а в некоторых случаях  и таможенные органы. Основной  целью этой функции является  достижение компромисса между  фискальными интересами государства  и экономическими интересами  налогоплательщиков. Фискальные интересы  государства, в свою очередь,  также неоднородны и требуют  нахождения компромисса между  интересами Федерации, субъектов  РФ и местного самоуправления. Основными здесь являются формы  налогового стимулирования и  дестимулирования, налогового льготирования, распределения налоговых поступлений между различными уровнями бюджетов. Основными являются следующие методы: регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения; регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов; регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций; регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

4. Функцию принуждения  реализуют налоговые, таможенные  и органы внутренних дел. Основной  целью этой функции является  обеспечение обязательности исполнения  всеми субъектами законодательства  о налогах и сборах, в том  числе принудительного исполнения  налоговых обязательств налогоплательщиками.  Основными формами принуждения  являются формы ответственности  за нарушение законодательства: налоговая, административная и  уголовная. К основным методам  можно отнести добровольное и  принудительное исполнение выявленного  нарушения законодательства.

 функция учета не  является самостоятельной: она  полностью подчинена контрольной  функции.

3.Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

 

Важная роль в обеспечении  эффективного функционирования налоговой  системы РФ отводится налоговым  органам, к которым в соответствии с действующим законодательством  относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения  по всей территории государства.

Система налоговых органов  в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным  делением, принятым в РФ, и состоит  из трех звеньев. Каждый уровень системы  и ее составляющие имеют свои функции  и специфику.

Структура налоговых органов  представлена на схеме(рис.1)

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС  России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

    • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим:

  1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  2. представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в  ведении Минфина России.ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Информация о работе Налоговое администрирование