Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
рассмотрение основных понятий, основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
Введение………………………………………………………………………...........3
1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования……….…4
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………………………………………...………..21
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь………………………………………………………..……..34
Заключение……………………………………………….……………………......39
Список использованных источников……………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы
антимонопольного
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь……………………
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь……………………………………………………….
Заключение……………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
В ходе написания работы использованы учебные пособия различных авторов, публикации в средствах массовой информации.
1.
Антимонопольное
1.1. Понятие, основные
принципы антимонопольного
Монополия (от греч. Monopolium - один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства. Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий,
которые можно классифицировать на три
основных: естественная, административная
и экономическая.
Монополизм в экономике государства базируется
на универсальной государственной собственности
и отсутствии цивилизованного рынка, т.е.
тотальном огосударствлении экономики.
[9, c . 63-69]
Негативными последствиями
монополизма государственной собственности
(государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества — отсутствие экономической
свободы, вырождение экономической системы;
2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных
интересов;
3) на уровне предприятия — негибкость,
неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника — отчуждение
от собственности, управления и от
результатов собственного труда.
Одним словом, по всем позициям
государственный монополизм наносит экономике
и народному хозяйству в целом огромный
вред.
Антиподами монополизма всегда были рынок
и конкуренция, основанные на частной
собственности на средства производства
и предпринимательскую деятельность.
Отсюда следует, что основными путями
преодоления монополизма являются: формирование
нормально действующей рыночной экономики
и конкурентной среды на товарных рынках,
развитие малого предпринимательства,
а также разгосударствление собственности
и приватизация предприятий. Одним словом,
сюда относятся все меры по демонополизации
экономики.
Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство— это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Все эти меры направлены поддержание
конкурентной среды, противодействие
монополизму и недобросовестной конкуренции,
на регулирование действий фирм и корпораций
на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов,
отсекая те из них, которые признаются
недобросовестными, некачественными по
отношению к правам производителей и потребителей,
а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных
мер, составляющих антимонопольную политику,
заложено общее концептуальное представление,
согласно которому наивысшее благосостояние
граждан достигается в случае, когда они
имеют возможность свободно обмениваться
производимыми ими товарами и услугами
на конкурентном рынке. Причем считается,
что если все сделки по подобному обмену
будут заключаться на уровне
цен, устанавливаемых в результате конкурентной
борьбы между поставщиками товаров и услуг,
то общество в целом получит больший объем
материальных благ, чем в случае, когда
часть подобных сделок будут заключаться
по ценам, отклоняющимся от конкурентных
в сторону, как завышения, так и занижения.
Конкурентный рынок, таким образом, выступает
универсальным регулятором общественного
производства, его пропорций. При этом
вопрос о том, что производить и в каком
количестве, объективно решает сам потребитель,
предъявляя на рынке спрос на те или иные
виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуют две основные формы
борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение использования монопольной
власти [6, c.233].
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [2, c . 324-325]
Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила.
Противодействие монополизации
экономики выражается в форме запретов
на ведение производственно-коммерческой
деятельности, в разукрупнении фирм, их
реорганизации, разделении,
вплоть до ликвидации. Несмотря на различия
антимонопольных законодательств разных
стран, они имеют общие черты и цели. К
таковым относятся: поощрение конкуренции;
контроль над фирмами, занимающими доминирующие
положение на рынке, и над процессом слияний
и поглощений компаний; защита интересов
потребителей; содействие развитию малого
и среднего бизнеса.
Незаконными признаются действия субъектов,
направленные на территориальный раздел
рынков, бойкот конкурентов, прикрепление
покупателя к определенным источникам
снабжения, установление согласованных
цен и скидок, на согласование квот производства
с целью манипулирования обменом и характером
предложения, а также на
назначение единых директоров конкурирующих
фирм.
В странах Восточной Европы проблема антимонопольного
регулирования возникла сравнительно
недавно. Следует отметить, что монополии
здесь были созданы искусственно, путем
концентрации производства, приведшей
к образованию гигантских предприятий
и объединений.
В постсоветских странах антимонопольная
политика первоначально была направлена
на преодоление "командно-административного
монополизма", т.е. на изменение типа
экономических систем.
Обобщая сказанное, отметим, что свободная
конкуренция обусловила
концентрацию производства, приведшую
не к появлению, а к господству рыночных
монополий. Наиболее распространенными
их видами являются чистая, или абсолютная,
естественная и искусственная, производственная
и организационная монополии. Классическими
организационными формами монополий являются
картели, синдикаты, тресты, концерны,
которые в модернизированном виде существуют
и в настоящее время.
1.2. Зарубежный опыт
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Информация о работе Направления демонополизации экономики Республики Беларусь