Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
рассмотрение основных понятий, основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
Введение………………………………………………………………………...........3
1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования……….…4
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………………………………………...………..21
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь………………………………………………………..……..34
Заключение……………………………………………….……………………......39
Список использованных источников……………………………
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %[11, c.78].
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
Целью антимонопольной политики РФ является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и децентрализация концентрации экономических ресурсов в обществе. Достижение этой цели предполагает:
Для достижения поставленных целей в области политики демонополизации в РФ существует ряд методов:
Доминирующим в Украине признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35% [20, с. 216], а злоупотреблениями монопольным положением считаются:
В Украине к недобросовестной конкуренции относят:
В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю над реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений. В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет и его территориальные управления в принудительном порядке разделяют монопольные образования. Принудительный раздел не применяется только в случаях невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений и структурных единиц.
Антимонопольное законодательство Украины, как уже говорилось выше, отвечает требованиям мировых стандартов.
Таким образом, антимонопольное законодательство отличается в первую очередь не уровнем развития, а национальными особенностями и размерами самой экономики.
2.
Антимонопольное
Так, сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется государственным регулированием, высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики. Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция. Стратегической целью государственной политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства.
Республика Беларусь не избежала негативного воздействия отраслей – естественных монополий в условиях рынка. В Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства какого-либо товара) [13]. На сегодняшний день в реестр внесено более тысячи предприятий, доминирующих на республиканском и местном уровне.
Первый раздел включает естественные монополии. Второй – временные монополии, на рынках которых в течение какого-то времени может быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий, над которыми установлен госконтроль и к продукции которого применяется ценовое регулирование.
Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие в третий раздел реестра.
Третий раздел реестра, так называемый «черный» список монополистов, содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и продукты питания [1, с 103].
С общим сокращением производства в Беларуси спрос на продукцию и услуги отраслей – естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижается. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате растет доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.
В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [3, ст.569].
Тем не менее в 1993-1996 гг. отраслевые цены белорусских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями. Учитывая системообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек [1, с 94].
Объектами демонополизации являются монополизированные рынки, на которых действуют хозяйствующие субъекты государственной и негосударственной форм собственности, их объединения, ассоциации, другие интегрированные структуры, занимающие доминирующее положение на рынках товаров и услуг республики. Демонополизация охватывает все сферы экономики, и производство, и обращение товаров и услуг, финансовый рынок.
Демонополизация экономики это необходимое условие реализации конституционных гарантий обеспечения свободы экономической деятельности. Под этим термином понимается:
В Республике Беларусь с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.
Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. В Республике Беларусь запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. В Республике Беларусь запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции [1, с. 82].
Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
Министерство экономики Республики Беларусь в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов. Для совершения вышеуказанных сделок юридические и физические лица обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить информацию, необходимую для вынесения решения. Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке или ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных лиц.
Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным органам принимать акты, заключать соглашения, либо совершать иные действия, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.
Государственным органам запрещается также заключать соглашения с другими государственными органами или хозяйствующими субъектами, которые направлены на ограничение конкуренции, раздел товарного рынка, исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.
Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.
Одной из важнейших мер формирования конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий.
Деятельность Министерства направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных) барьеров вхождения на рынки республики.
Информация о работе Направления демонополизации экономики Республики Беларусь