Направления демонополизации экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
рассмотрение основных понятий, основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...........3
1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования……….…4
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………………………………………...………..21
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь………………………………………………………..……..34
Заключение……………………………………………….……………………......39
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в странах с развитой рыночной экономикой и в переходной экономике 2014.doc

— 82.47 Кб (Скачать файл)

 

Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии;

2. Формальное заимствование  основных подходов американского  и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование  применительно к нашим условиям  особенно опасно тем, что может  оказаться суррогатом командно-административных  механизмов.

3.Охват практически всех  хозяйствующих субъектов, занимающих  монопольное или доминирующее  положение на рынке (при этом  данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);

4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

5. Осуществление в условиях  ломки АКС и плановых структур  в производстве и управлении  при сверхвысоком удельном весе  государственной собственности, при  практическом отсутствии конкуренции  и значительных размеров частного  капитала;

6. Нацеленность на уменьшение  государственного сектора экономики  входе приватизации, тогда как  в США, например, - на национализацию  собственности монополий;

7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на Западе - на устранение  барьеров, препятствующих развитию  конкуренции. Эта особенность объясняется  тем, что в трансформационной  экономике происходит движение  от монополии к конкуренции, а  в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к  монополии.

 

 

 

 

3. Направления демонополизации экономики Республики Беларусь

 

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

1) неблагоприятного состояния  экономики, включая спад производства  и хронический дефицит оборотных  средств;

2) ограниченной собственной  материально-сырьевой и энергетической  базы;

3) высокой зависимости  экономики республики от процессов  в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде всего в сфере  управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных  действий "искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам, а также вследствие обеспечения государственных интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 -- продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятству-ют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;

г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По окончании исследования и результатам проделанной работы, необходимо сделать ключевой вывод о том, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть предприятий-монополистов.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся: продолжение структурных преобразований в экономике Беларуси, особенно в отраслях естественных монополий; совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий; регулирование и контроль инвестиционных программ; создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности; повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий; приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами; целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей; сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в Республике Беларусь в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать, как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

Информация о работе Направления демонополизации экономики Республики Беларусь