Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
рассмотрение основных понятий, основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
Введение………………………………………………………………………...........3
1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования……….…4
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………………………………………...………..21
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь………………………………………………………..……..34
Заключение……………………………………………….……………………......39
Список использованных источников……………………………
В 2001 году в Республике Беларусь произошли институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2001 года № 117 «О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, а также достижение повышенных показателей» разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 – 2005 годы.
Развитие в республике конкурентной среды на товарных рынках осуществляется посредством реализации мероприятий по демонополизации, в результате которых:
- создана правовая база
антимонопольного
- предотвращено создание
новых монополий, в том числе
в процессе реорганизации
- обеспечен постоянный
мониторинг отдельных товарных
рынков и выработка
- организован систематический
контроль за соблюдением
Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2011 – 2015 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2012 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
В рамках совершенствования антимонопольного законодательства:
принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Данным Указом:
усилена административная и введена экономическая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, которые определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», однако не в полной мере отражены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях;
антимонопольные органы наделены правом осуществления контрольных мероприятий (в том числе внеплановых, оперативных) в отношении хозяйствующих субъектов с целью анализа соблюдения ими антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях [21].
Разработаны и направлены в Правительство Республики Беларусь:
проект Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;
проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства».
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В 2012 году изучено:
• на республиканском уровне – 46 товарных рынков;
• на местном уровне – 141 товарный рынок.
По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включены:
• на республиканском уровне – 8 хозяйствующих субъектов;
• на местном уровне – 49 хозяйствующих субъектов.
В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:
• на республиканском уровне – 11 хозяйствующих субъектов;
• на местном уровне – 80 хозяйствующих субъектов.
По состоянию на 01.01.2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит из 557 хозяйствующих субъектов:
• на республиканском уровне – 162 хозяйствующих субъекта;
• на местном уровне – 395 хозяйствующих субъектов.
По состоянию на 01.01.2013г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий входят 194 хозяйствующих субъекта:
• на республиканском уровне – 27 хозяйствующих субъектов;
• на местном уровне – 167 хозяйствующих субъектов[21].
При осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках подготовлены решения:
1. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание холдинга, включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов;
2. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание союза, ассоциации и другого объединения хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения» согласовано создание 3 Ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения;
3. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.
4. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов» выдано 12 заключений.
В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:
• создание 9 холдингов;
• 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;
• преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;
• создание 4 Ассоциаций[21].
Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
• на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.
Вынесено 1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
• на местном уровне – 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. Облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами государственного управления[21].
В рамках международного сотрудничества, в целях реализации и осуществления контроля за соблюдением норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции принято участие в разработке и утверждении:
порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции;
порядка проведения расследования нарушения правил конкуренции;
порядка рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции;
порядка подачи в ЕЭК обращений по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения Евразийской экономической комиссией;
порядка взаимодействия, в том числе информационного, Комиссии Таможенного союза и уполномоченных органов Сторон;
методики определения монопольно высоких (низких) цен;
методики расчета и порядок наложения штрафов, предусмотренных настоящим Соглашением;
критериев отнесения рынка к трансграничному;
методики оценки состояния конкуренции.
Вместе с тем сложились и сохраняются возможности проявления монополистических тенденций в деятельности структур, одновременно осуществляющих хозяйственную деятельность и функции органов управления, в соответствии с их уставными документами или функциями, возложенными на них государством. В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных конкурентов на рынок, создавали неравные условия для предприятий разных форм собственности.
В 2013 году Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома проведено 602 проверки субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 301 внеплановая проверка (50,0 %), из них 235 проверок (39,0 %) осуществлено в соответствии с Указом от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». У 433 из проверенных субъектов (71,9 %) установлены нарушения законодательства. По проверкам, осуществленным в соответствии с Указом № 114, нарушения установлены у 192 субъектов (81,7 %)[21].
Департаментом ценовой политики и хозяйственными судами областей вынесено 735 постановлений об административном правонарушении на общую сумму в размере 2 330,8 млн. рублей. Из них 299 постановлений на сумму 2 195,5 млн. рублей – в отношении юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности), допустивших нарушения законодательства, и 436 постановлений на сумму 135,3 млн. рублей – в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности, по вине которых допущены нарушения.
Основными задачами для антимонопольных органов республики на 2011 – 2015 годы определены:
- предупреждение, ограничение
и пресечение
- пресечение недобросовестной конкуренции;
- обеспечение правовой
защищенности добросовестной
- содействие развитию
конкуренции на товарных
- классификация основных видов монополий (естественные, государственные).
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль (республиканские объединения «Белсемена», «Белзооветснабпром», «Белплодоовощхоз», «Белагромаш»).
Государство должно рассматривать эти преобразования с позиций необходимости создания условий развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям [18, с. 23].
Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления. В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления. По результатам изучения каждого конкретного факта применяются соответствующие санкции и меры пресечения.
Информация о работе Направления демонополизации экономики Республики Беларусь