Направления демонополизации экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть место антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в механизме рыночной инфраструктуры.
Главными задачами являются:
рассмотрение основных понятий, основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...........3
1. Антимонопольное законодательство и антимонопольное
регулирование: понятие, основные принципы…………………………………….4
1.1. Понятие, основные принципы антимонопольного регулирования……….…4
1.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………..8
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
в Республике Беларусь…………………………………………………...………..21
3. Направления демонополизации экономики
Республики Беларусь………………………………………………………..……..34
Заключение……………………………………………….……………………......39
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в странах с развитой рыночной экономикой и в переходной экономике 2014.doc

— 82.47 Кб (Скачать файл)

В 2001 году в Республике Беларусь произошли институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2001 года № 117 «О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, а также достижение повышенных показателей» разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 – 2005 годы.

Развитие в республике конкурентной среды на товарных рынках осуществляется посредством реализации мероприятий по демонополизации, в результате которых:

- создана правовая база  антимонопольного регулирования;

- предотвращено создание  новых монополий, в том числе  в процессе реорганизации хозяйствующих  субъектов и их объединений;

- обеспечен постоянный  мониторинг отдельных товарных  рынков и выработка оперативных  мер по улучшению конкурентной  ситуации на них, в том числе  рынок услуг государственной  вневедомственной экспертизы строительных  проектов, рынок мобильной телефонной  связи, рынок круп;

- организован систематический  контроль за соблюдением хозяйствующими  субъектами, республиканскими и  местными органами управления  норм антимонопольного законодательства.

Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2011 – 2015 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2012 году продолжена работа по предупреждению,  ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

В рамках совершенствования антимонопольного законодательства:

принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Данным Указом:

усилена административная и введена экономическая  ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, которые определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», однако не в полной мере отражены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях;

антимонопольные органы наделены правом осуществления контрольных мероприятий (в том числе внеплановых, оперативных) в отношении хозяйствующих субъектов с целью анализа соблюдения ими антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях [21].

Разработаны и направлены в Правительство Республики Беларусь:

проект Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»;

проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства».

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В 2012 году изучено:

• на республиканском уровне –  46 товарных рынков;

• на местном уровне –  141 товарный рынок.

По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включены:

• на республиканском уровне –  8 хозяйствующих субъектов;

• на местном уровне –  49 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

• на республиканском уровне –  11 хозяйствующих субъектов;

• на местном уровне –  80 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013 года  Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит  из  557 хозяйствующих субъектов:

• на республиканском уровне –  162 хозяйствующих субъекта;

• на местном уровне –  395 хозяйствующих субъектов.

По состоянию на 01.01.2013г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий входят 194 хозяйствующих субъекта:

• на республиканском уровне –  27 хозяйствующих субъектов;

• на местном уровне –  167 хозяйствующих субъектов[21].

При осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках подготовлены решения:

1. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание холдинга, включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов;

2. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание союза, ассоциации и другого объединения хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения» согласовано создание 3 Ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения;

3. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.

4. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями),  долями уставных фондов хозяйствующих субъектов» выдано 12 заключений.

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено   116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

• создание 9 холдингов;

• 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;

• преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;

• создание 4 Ассоциаций[21].

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

• на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.

Вынесено 1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства  Республики Беларусь.

• на местном уровне – 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. Облисполкомами, Минским горисполкомом установлено  28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами государственного управления[21].

В рамках международного сотрудничества, в целях реализации и осуществления контроля за соблюдением норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции принято участие в разработке и утверждении:

порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции;

порядка проведения расследования нарушения правил конкуренции;

порядка рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции;

порядка подачи в ЕЭК обращений по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения Евразийской экономической комиссией;

порядка взаимодействия, в том числе информационного, Комиссии Таможенного союза и уполномоченных органов Сторон;

методики определения монопольно высоких (низких) цен;

методики расчета и порядок наложения штрафов, предусмотренных настоящим Соглашением;

критериев отнесения рынка к трансграничному;

методики оценки состояния конкуренции.  

Вместе с тем сложились и сохраняются возможности проявления монополистических тенденций в деятельности структур, одновременно осуществляющих хозяйственную деятельность и функции органов управления, в соответствии с их уставными документами или функциями, возложенными на них государством. В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных конкурентов на рынок, создавали неравные условия для предприятий разных форм собственности.

В 2013 году Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома проведено 602 проверки субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 301 внеплановая проверка (50,0 %), из них 235 проверок (39,0 %) осуществлено в соответствии с Указом от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». У 433 из проверенных субъектов (71,9 %) установлены нарушения законодательства. По проверкам, осуществленным в соответствии с Указом № 114, нарушения установлены у 192 субъектов (81,7 %)[21].

Департаментом ценовой политики и хозяйственными судами областей вынесено 735 постановлений об административном правонарушении на общую сумму в размере 2 330,8 млн. рублей. Из них 299 постановлений на сумму 2 195,5 млн. рублей – в отношении юридических лиц (субъектов предпринимательской деятельности), допустивших нарушения законодательства, и 436 постановлений на сумму 135,3 млн. рублей – в отношении должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности, по вине которых допущены нарушения. 

Основными задачами для антимонопольных органов республики на 2011 – 2015 годы определены:

- предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления;

- пресечение недобросовестной  конкуренции;

- обеспечение правовой  защищенности добросовестной конкуренции;

- содействие развитию  конкуренции на товарных рынках  республики;

- классификация основных  видов монополий (естественные, государственные).

Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль (республиканские объединения «Белсемена», «Белзооветснабпром», «Белплодоовощхоз», «Белагромаш»).

Государство должно рассматривать эти преобразования с позиций необходимости создания условий развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям [18, с. 23].

Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления. В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления. По результатам изучения каждого конкретного факта применяются соответствующие санкции и меры пресечения.

Информация о работе Направления демонополизации экономики Республики Беларусь