Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа
В процессе перехода на рыночные отношения неизмеримо возрастает роль научно-технического прогресса в рыбном хозяйстве. Выпуск качественной, конкурентноспособной продукции возможен только при использовании прогрессивных технологий, технических нововведений. НТП является одним из важнейших факторов, определяющих характер и развитие как экономики любой страны в целом, так и каждой из ее отраслей. Именно благодаря достижениям НТП в рыбном хозяйстве мы можем видеть на прилавках магазинов большой выбор рыбных товаров. Особенно это стало ощутимым в условиях спада промышленного производства, когда происходит перераспределение рынка в пользу новых технологий, пользующихся наибольшим спросом.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Понятие, сущность научно-технического прогресса и общие направления……….………………………………………………………….5
Основные направления научно-технического прогресса
рыбодобывающем производстве и в аквакультуре………………………17
2.1. Технология и техника промышленного рыболовства …………...20
2.2. Рыбопромысловый флот…………...………………………………..22
2.3. Рыболовство и развитие пресноводной и морской аквакультуры
на внутренних водоёмах …...……………..……………………….22
Научно-технический потенциал отрасли………………………………..44
Образовательный комплекс рыбной отрасли…………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы
Сегодня в вузах отрасли ведется подготовка специалистов по 74 направлениям вместо 26 в 1990году, а в средних специальных учебных заведениях – по 26 специальностям вместо 19.
При этом Госкомрыболовство России считает, что и в дальнейшем для рыбной отрасли будет играть исключительно важную роль подготовка кадров по комплексному использованию биоресурсов, ихтиологии и рыбоводству, аквакультуре, охране окружающей среды и рыбоохране, промышленному рыболовству, технологии рыбных продуктов, кораблестроению, судовождению, специальностям механического профиля.
В новых условиях хозяйствования все большую значимость приобретает подготовка специалистов экономико-управленческих и правовых направлений.
В соответствии с государственной концепцией профессионального образования в рыбохозяйственных учебных заведениях ведется подготовка бакалавров с 4-летним сроком обучения. С 1997 года начата «штучная» подготовка магистров по специальным программам из числа студентов, проявивших наибольшие способности в учебе и научно-исследовательской работе. Продолжается подготовка специалистов с 5-летним сроком обучения.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и проводится на достаточно высоком научно-теоретическом и практическом уровне, что неоднократно отмечалось Государственными аттестационными комиссиями. Учитывая специфику работы командных кадров плавсостава, от деятельности которых зависит охрана человеческой жизни, безопасность судна и защита морской среды, установлены дополнительные требования к качеству подготовки специалистов. Все учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошли государственную аттестацию, многие используют в учебном процессе и научно-исследовательской работе систему Интернет.
За последние годы значительно укрепился руководящий и профессорско-преподавательский состав учебных заведений. Все ректоры вузов имеют
ученое звание профессора. В 1990 году в вузах отрасли работало 33 профессора, доктора наук и 650 кандидатов наук. Сегодня в них трудится 190 профессоров, докторов наук и 819 кандидатов наук. Во многом рост научной квалификации преподавателей объясняется быстрым развитием отраслевой аспирантуры.
Так, если в 1990 году в аспирантуре обучалось 111 аспирантов, то сегодня их насчитывается свыше 550 человек, в том числе 262 по дневной форме обучения 514.
В начале переходного периода в учебных заведениях отрасли наблюдалось значительное уменьшение приема студентов и курсантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, однако в последующие годы прием неуклонно возрастал. Это объясняется возросшей потребностью в молодых специалистах в отдельных регионах страны и ростом числа направлений и специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Однако по ряду рыбохозяйственных специальностей прием снизился. Кроме того, в вузах и средних специальных учебных заведениях обучается 161 гражданин из стран Азии, Африки и Латинской Америки, в их числе 131 человек на контрактной основе.
В соответствии с законом об образовании и приказами Минобразования России в учебных заведениях отрасли увеличивается прием студентов и курсантов на контрактной основе. Платное обучение дает учебным заведениям от 10 до 40 процентов средств по отношению к бюджетному финансированию, что позволяет им выживать в нынешних непростых условиях.
Большое значение для практического обучения курсантов имеют учебные парусные суда «Крузен-штерн», «Седов» и «Паллада». Эти суда ежегодно
обеспечивают плавательную практику свыше 1000 курсантов морских рыбохозяйственных учебных заведений России, помогая воспитывать в них мужество, морскую дружбу, любовь к морю.
Научно-технический прогресс
в отрасли представляет собой процесс
взаимосвязанного поступательного развития
науки, техники, производства и на практике
реализуется в виде сопряженного комплекса:
наука-техника-производство-
Отечественное рыболовство характеризуется преобладанием на промысле тралового лова (до 80% общего улова). Среди других способов лова - кошельковый (менее 10%), ярусный (более 2%), ловушечный (на Дальнем Востоке – до 3%) лов, лов на электросвет – до 3,6%.
Успешная работа добывающего флота
предполагает наличие современных
научно-исследовательских и
Ограниченные сырьевые ресурсы мирового океана смещают приоритеты производства рыбной продукции в сторону искусственного воспроизводства рыбных ресурсов за счет аквакультуры и рыбного хозяйства во внутренних и прибрежных водоемах. Аквакультура - самая быстрорастущая и динамично развивающейся отрасль производства продуктов питания в мире, с ежегодным приростом объемов производства высококачественной и экологически чистой продукции в 11%.
Важную роль в формировании экономической стабильности рыбной отрасли России и внедрения НТП играет научно-технический потенциал. Он комплексно характеризует развитие науки, инженерного дела, техники и ресурсов, которыми располагает отрасль для решения научно-технических проблем.
Образовательный комплекс рыбной отрасли включает в себя 6 высших учебных заведений, 11 средних профессиональных учебных заведений, Центральный учебно-методический кабинет, три учебных парусных судна, 2 института повышения квалификации.
Данная работа является актуальной, так как выпуск качественной, конкурентноспособной продукции возможен только при использовании прогрессивных технологий, технических нововведений и других мероприятий НТП.
Информация о работе Научно-технический прогресс в рыбодобывающем производстве и аквакультуре России