Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
Цель работы: Раскрыть сущность неценовой конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии, а также экономическую роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Изучены такие понятия как, конкуренция, виды конкуренции, неценовой конкуренции, формы неценовой конкуренции, методы неценовой конкуренции, реклама, виды рекламы, монополистическая конкуренция, олигополия, роль неценовой конкуренции.
Введение……………………………….…………………………………..……..5
1. Неценовая конкуренция…………….…………………………………..…….6
1.1. Конкуренция и ее виды…..……….……………………………………..….6
1.2. Сущность неценовой конкуренции..……………………………..….…..…8
2. Методы и формы проявления неценовой конкуренции.….…………….....12
2.1. Методы неценовой конкуренции…………………...……………………...12
2.2. Реклама как форма проявления неценовой конкуренции.……….………15
3. Роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии ………………………………………….………………………...21
3.1. Понятия монополистической конкуренции …….………………………..21
3.2. Понятие олигополии ……………………………………………….………23
3.3. Роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии ………………..……………………………….......27
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32
Приложение А………………………………………………………………...…33
Приложение Б…………………………………………………………………....34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Неценовая конкуренция и ее роль в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Студент
УЭФ, 2-й курс, РЭУ-1
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат……………………………………………………………
The essay………...…………………………………………………
Введение……………………………….………………………
1. Неценовая конкуренция…………….…………………………………
1.1. Конкуренция и ее виды…..……….……………………………………..….6
1.2. Сущность неценовой
2. Методы и формы проявления неценовой конкуренции.….…………….....12
2.1. Методы неценовой конкуренции……
2.2. Реклама как форма проявления неценовой конкуренции.……….………15
3. Роль неценовой конкуренции в условиях
монополистической конкуренции и олигополии
………………………………………….………………………...
3.1. Понятия монополистической конкуренции …….………………………..21
3.2. Понятие олигополии ……………………………………………….………23
3.3. Роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии ………………..……………………………….......27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..32
Приложение А………………………………………………………………...…
Приложение Б…………………………………………………………………....
РЕФЕРАТ
Работа включает в себя 3 главы. Первая глава раскрывает основные теоретические вопросы, связанные с понятием конкуренции и ее видами, в частности неценовой конкуренции. Во второй главе отражены основные особенности методов неценовой конкуренции и формы ее проявления. В третьей главе раскрывается сущность монополистической конкуренции, олигополии и роль неценовой конкуренции в условиях данных рыночных структур.
Курсовая работа содержит: 34 страницы, 17 источников, 1 таблицу, 3 рисунка, 1 схема, 2 приложения с таблицей и схемой.
Ключевые слова: конкуренция, неценовая конкуренция, реклама, монополистическая конкуренция, олигополия.
ТЕМА: «Неценовая конкуренция и ее роль в условиях монополистической конкуренции и олигополии».
Цель работы: Раскрыть сущность неценовой конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии, а также экономическую роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Изучены такие понятия как, конкуренция, виды конкуренции, неценовой конкуренции, формы неценовой конкуренции, методы неценовой конкуренции, реклама, виды рекламы, монополистическая конкуренция, олигополия, роль неценовой конкуренции.
Для более полного и углубленного изучения были проработаны статьи из журналов, основные законы Республики Беларусь.
THE ESSAY
The paper work includes 3 chapters. The first chapter discloses the main theoretic issues related to competition and its types, in particular not price competition.. The second chapter reveals the main peculiarities methods of not price competition and form of its manifestation. The third chapter highlights the essence of the monopolistically competition, oligopoly and a role of not price competition in the conditions of these market structures.
The course paper includes: 34 pages, 17 sources, 1 table, 3 illustrations, 1 scheme, 2 attachments with a scheme and a table.
The keywords: competition, non-price competition, advertising, monopolistic competition, oligopoly.
The TOPIC: “Non-price competition and its role in monopolistic competition and oligopoly”
The aim of the work is to reveal the essence non-price competition, monopolistic competition and oligopoly, and the economic role of non-price competition in a monopolistic competition and oligopoly.
The competition, types of competition, price competition, forms of non-price competition, methods of non-price competition, advertising, types of advertising, monopolistic competition, oligopoly, the role of non-price competition have been studied in the paperwork.
Magazine articles and principle laws of the Republic of Belarus have been studied for a more complete and profound research.
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе подробно рассмотрена деятельность неценовой конкуренции, а также ее роль в условии монополистической конкуренции и олигополии.
Актуальность работы: В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, что является признаками неценовой конкуренции, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
Цель курсовой работы: подробно рассмотреть сущность неценовой конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии, а также роль неценовой конкуренции в условиях данных рыночных структур .
Задачи для достижения цели:
При написании этой работы были изучены материалы, взятые из различных монографий, публикаций из сети Интернет, из экономических журналов и газет.
Конкуренция - состояние взаимодействия между двумя или более единицами (которые могут быть людьми, группами, учреждениями, биологическими структурами и т.д.), при котором они находятся в состязательном преследовании одних и тех же целей или вещей. Этот термин используется в общем значении, и участники этого взаимодействия могут находиться в прямых контактах друг с другом, или могут преследовать цели независимо друг друга. Соревнование – распространенный синоним для обозначения случая, когда имеются прямые контакты, но он обычно не употребляется, когда он опосредствованы.[4]
КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [10]
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И.Шумпетер считал, что конкуренция - это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
По А.Маршаллу «строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего- либо. Этот вид состязания теперь, несомненно, интенсивнее и шире распространен, чем прежде, однако это лишь второстепенное и, можно даже сказать, случайное следствие коренных особенностей современной индустриальной жизни.
Таким образом, конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.
В таблице приведено сравнение конкуренции и монополии.[3]
Таблица - Конкуренция и монополия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства. либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.
В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. с. конкуренты доплачивали покупателям за то, что те брали у них товар). .
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара (например, использование товара не приводит к загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления (товар не взрывается при попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.[1]
Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышленный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio — отделение) договоры между некоторыми конкурентами и т. д.
Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Данная курсовая работа посвящена неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, “сервизации” сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.