Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
Цель работы: Раскрыть сущность неценовой конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии, а также экономическую роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Изучены такие понятия как, конкуренция, виды конкуренции, неценовой конкуренции, формы неценовой конкуренции, методы неценовой конкуренции, реклама, виды рекламы, монополистическая конкуренция, олигополия, роль неценовой конкуренции.
Введение……………………………….…………………………………..……..5
1. Неценовая конкуренция…………….…………………………………..…….6
1.1. Конкуренция и ее виды…..……….……………………………………..….6
1.2. Сущность неценовой конкуренции..……………………………..….…..…8
2. Методы и формы проявления неценовой конкуренции.….…………….....12
2.1. Методы неценовой конкуренции…………………...……………………...12
2.2. Реклама как форма проявления неценовой конкуренции.……….………15
3. Роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии ………………………………………….………………………...21
3.1. Понятия монополистической конкуренции …….………………………..21
3.2. Понятие олигополии ……………………………………………….………23
3.3. Роль неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции и олигополии ………………..……………………………….......27
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32
Приложение А………………………………………………………………...…33
Приложение Б…………………………………………………………………....34
Наглядно разделение неценовой конкуренции по формам можно продемонстрировать с помощью схемы.
Схема – Формы неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров. Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится, по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.
В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен. При соответствующей рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.
Захват рынка с помощью проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. Но она на белорусском рынке еще невелика, поэтому применяется в основном при организации экспорта. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.
Одной из сложных проблем современной теории и практики организации конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую. К пионерным работам в этом направлении можно отнести труды Дж. Бьюлоу, Дж. Джинакоплоса и П. Клемперера, а также Ж. Тироля и Д. Фьюденберга.
Неценовая конкуренция порождает целый спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.
В краткосрочном периоде основным инструментом часто является цена. Его дополняют реклама, и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по - отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть, как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.
Таким образом, неценовая конкуренция - метод конкурирования не ценой, а самим товаром, то есть его качеством, техническими характеристиками, его упаковкой и рекламой. Неценовая конкуренция подразделяется на конкуренцию по условиям продаж и конкуренцию по продукту.
2. Методы и формы проявления неценовой конкуренции.
2.1. Методы неценовой конкуренции.
Неценовые методы предполагают изменение свойств продукции, придание ей качественно новых характеристик, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.). Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.
Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:
— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);
Дифференциация товаров означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент данного продукта. Различия найдут свое выражение в видах, типах, стилях, марках, степенях качества данного продукта, формах упаковки, что обеспечивает удовлетворение разнообразия и оттенков потребительских вкусов. Дифференциация товаров может найти свое проявление в выпуске товаров-заменителей и товаров-альтернатив, например сахар и его заменители, кофе и чай.
Дифференциация товаров и наличие конкурентов в отрасли стимулирует повышение качества данного продукта и придания ему определенных унифицированных характеристик, которые могут отсутствовать у продуктов другой фирмы. Это может усилить рыночную власть некоторых производителей.
— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).
Второй вид дифференциации применится когда:
— организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;
— организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;
— организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;
— внедрение новых форм продажного и послепродажного сервиса, чтобы привлечь новые категории потребителей, побудить к более частому использованию товаров и разовой покупке большего количества товаров.
Вторая группа– методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара.
Стимулирование сбыта имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия – потребителя или торгового посредника.
Потребитель обладает наибольшей значимостью,
и вся политика маркетинга сводится к
воздействию именно на потребителя. Цели стимулирования в
данном случае сводятся к увеличению числа
покупателей или увеличению количества
товара, купленного одним и тем же покупателем.
К средствам стимулирования продаж для
покупателей относятся: образцы на пробу,
премии, лотереи, скидки с цены, торговая
скидка, купоны, распродажи, игры и конкурсы,
клубы потребителей, «этикеточные мероприятия».
Торговый посредник, являясь естественным
звеном между производителем и потребителем,
представляет собой специфический объект
стимулирования, выполняющий в данном
случае регулирующие функции. При этом
цели стимулирования могут быть направлены
на то, чтобы:
— придать товару определенный имидж,
чтобы сделать его легко узнаваемым;
— увеличить количество товара, поступающего
в торговую сеть;
— повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т. д.
Средствами стимулирования сбыта для торговых посредников являются: премии и подарки, торговые премии, компенсации затрат на рекламу, призы, выставки продажи, сувениры, торговые брошюры.
Организации следует постоянно сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих на рынке изменений.
Третья группа– методы рекламы и связей с общественностью.
Реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и предназначена формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Телевизионная реклама самая массовая и самая дорогая форма рекламы.
Радиореклама является незаменимой частью нашей повседневной жизни. Однако ее основная трудность состоит в том, что довольно трудно выделить из этой аудитории потенциальных покупателей и заставить их слушать именно ту программу, в рамках которой идет реклама. Воздействовать на чувства можно с помощью соответствующих мелодий, шумов и голосов, рисующих захватывающие мысленные образы. Радио использует 3 основных инструмента для передачи послания:
— голос, помогающий слушателям представить героев;
— музыка, способствующую лучшему запоминанию;
— звуковые эффекты, использующиеся для передачи обстановки в которой происходит действие.
Успех рекламы в газетах и журналах определяется правильным выбором издания, хорошим текстом, броским оформлением текста, хорошим размещением текста на полосе издания, правильным выбором времени публикации и повторяемостью. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящее издание необходимо составить перечень всех газет и прочих периодических изданий, способных достигать желаемой группы потенциальных покупателей.
Основной функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещенной в других средствах массовой информации.
В наружной рекламе главную роль играет фактор повторяемости поэтому бюджет должен быть составлен из расчета необходимости закупки специально отобранных мест, которые регулярно попадают в поле зрения большого количества людей.(Приложение А)
2.2. Реклама как форма проявления неценовой конкуренции.
В данном подразделе подробнее рассмотрим такую форму проявления неценовой конкуренции как реклама.
Путь продукции от производителя к потребителю можно представить в виде следующей формулы:
Продукт + распределение + научно- исследовательская работа +Торговые агенты + перемещение + реклама = сбыт
Таким образом, мы видим, что реклама завершает процесс сбыта товара.
Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование любой продукции.
Реклама в различном виде, и в первую очередь на упаковке товара, помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.
Когда фирма произвела новый продукт, дополнительный или модифицированный старый, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы. Реклама должна быть направлена и на привлечение покупателей с тем, чтобы заменить тех, кого фирма потеряла в результате конкуренции.
Реклама вызывает активность клиентов тремя путями: она может побудить их к прямому действию (покупателя просят немедленно прийти и купить, прислать заказ и т.д.); косвенному действию (постоянно напоминая торговую марку и побуждая покупать только этот продукт); комбинацию двух указанных видов, прося покупателя сделать шаг в направлении покупки, но не требуя делать это немедленно.
Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в том, что фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.[7]
С целью совершенствования рекламной деятельности в Республике Беларусь создана нормативная база, опираясь на которую, возможно избежать ошибок и защитить законные права и интересы, как рекламодателей, так и потребителей.
10 мая 2007 г. году был издан Закон Республики Беларусь N 225-З «О рекламе». Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения на территории Республики Беларусь рекламы на рынках товаров, работ и услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Настоящий Закон распространяется на юридических лиц и граждан Республики Беларусь, иностранных юридических и физических лиц, а также на лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории Республики Беларусь. Закон не распространяется на политическую рекламу.
В соответствии с законом, реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.[5]
Реклама - один из основных элементов рыночной экономики и неценовой конкуренции. Она выполняет следующие задачи:
а) информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю;
б) повышает спрос на товар и побуждает увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены. Характерны ситуации, когда производитель, довольствуясь минимальной прибылью, с помощью рекламы значительно увеличивает объем реализуемой продукции, тем самым ускоряя оборачиваемость своего капитала и получая большую прибыль;