Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

1 Введение
1.1 Налоги как экономическая категория.
1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.2 Классификация и виды налогов.
1.3 Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.

2 Бюджетный федерализм.
2.1 Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.1.1. Налогообложение предприятий.
2.1.2. Налогообложение физических лиц.

3 Системы налогообложения развитых стран.
Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует  политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный  бюджет, американский экономист Артур  Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

  • ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
  • точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка  А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Это положение можно проиллюстрировать  графически.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно  построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что  при такой ставке налога, как в  Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические  нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.

Индивидyализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к  классy экономических нормативов, они формирyются по принципам, присyщим нормативам. Например, ставкy налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но yстановленный на общегосyдарственном уровне.

Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет.

Одно из этих преимyществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами

Законами.

Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится  плательщик, от того, к какой социальной грyппе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов.

 

2 Бюджетный федерализм.

Понятие бюджетный федерализм - экономическая категория, и отражающий многоуровневость построения бюджетной системы. Этот термин был впервые применен американскими специалистами, и первые теоретические и практические разработки по проблемам межбюджетных отношений основывались на опыте и США и поэтому в этом термине использовалось слово "федерализм".

По мнению ученых модель бюджетного федерализма может эффективно функционировать при соблюдении следующих условий:

Имеются четкие разграничения  полномочий между различными уровнями власти по поводу различных расходов

Наличие достаточных финансовых ресурсов у каждого уровня власти для реализации этих полномочий

Наличие межбюджетных трансфертов, которые сглаживают различия между  бюджетами, с тем чтобы.1 Особенности  налоговая система Российской Федерации. Опыт развитых стран.

Налоги как основной источник формирования госбюджета РФ также трехуровневые

Состав единой налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991 г., когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации", "О  налоге на прибыль предприятий и  организаций", "О налоге на добавленную  стоимость" и другие.

В законе РФ от 27 лекабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Налоговая система включает следующие элементы: субъект налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управление России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Законом " Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой  системы налогообложения. В РФ впервые  все налоги были разделены на три  группы: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные  налоги.

Среди большого количества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" (федеральные  налоги - 15 видов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида) основными  являются: налог на прибыль предприятий  и организаций; налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на имущество  предприятий; налог для образования  дорожных фондов, налог для образования  пенсионного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сборы с физических лиц; плата за землю.

К федеральным налогам  относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными  бумагами; таможенная пошлина (все суммы  поступлений от этих налогов зачисляются  в федеральный бюджет); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость  появления новых налогов, непосредственно  связанных с формированием стоимости.

Таким налогом является налог  на добавленную стоимость. Для России этот налог является новым, так как  он введен лишь с 1 января 1992 г., хотя более  чем в 40 странах он используется уже более 30 лет. Добавленная стоимость  включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически  исчисляется как разница между  стоимостью готовой продукции, товаров  и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме  того, в добавленную стоимость  включается амортизация и некоторые  другие элементы. Таким образом, налог  на добавленную стоимость, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг  производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогооблагаемой базой  для данного налога служит валовая  стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости  товаров, новая, возрастающая на очередной  стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в  том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ  и оказанных услуг.

Объектами налогообложения  являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с  установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

НДС - показательный пример того, что субъект налога и носитель налога могут не совпадать( Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя).

В 1992 году НДС в России взимался по ставке 28%, но специалисты  эти ставки слишком высокими, что  могло вызвать сокращение производства, и с 1993 г. ставки были снижены до 20%. До 10% была снижена ставка на все  продовольственные товары (кроме  винно-водочных изделий и этилового  спирта) и отдельные товары детского ассортимента. НДС охватывает практически  все виды товаров и услуг, поэтому  при относительно низких ставках  пополняют казну лучше других видов налогов. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплатильщиков: от него труднее уклоняться, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплатильщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых  от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в  сфере народного образования, связанные  с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских  садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного  образования.

Сегодня ставка НДС в размере 20% заведомо завышена. Целесообразнее было бы ввести ставку 15% с понижением на 0,1 пункт за каждый процент роста. Успешным примером проведения такой  политики служит Волгоградская область. К тому же опыт развитых стран доказал  преимущества более низкой ставки этого  налога.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ  ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Законодательство "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не распространяется на банки, кредитные  учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими  сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом  является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению  в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в  валюте пересчитываются в рубли  по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.

2.1.1 Налоги с  предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. Схему налогообложения предприятий можно представить:

 

Выручка от реализации продукта

Валовый доход НДС

Валовая (балансовая) прибыль Налог на имущество, местные налоги

Чистый доход (чистая прибыль)

Необлагаемая налогом  прибыль Налогооблагаемая часть  прибыли

Налог на прибыль, прочие налоги, пени

 

На исходной стадии процесса распределения формируется валовый доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации продукции, товаров, услуг, от сдачи своего имущества в аренду и др.

Уже на этой стадии предприятие  встречается с необходимостью платить  налог на добавленную стоимость, если оно не освобождено от этого  налога. НДС широко распространен  в мире, такой вид налога взимается  практически во всех европейских  государствах. В России его предшественниками  были налог с оборота и налог  с продаж. НДС взыскивается с "добавленной  стоимости", равной сумме дохода за вычетом затрат рпедприятия на приобретение материалов, полуфабрикатов со стороны. НДС относится к числу косвенных.

Информация о работе Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития