Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

1 Введение
1.1 Налоги как экономическая категория.
1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.2 Классификация и виды налогов.
1.3 Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.

2 Бюджетный федерализм.
2.1 Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.1.1. Налогообложение предприятий.
2.1.2. Налогообложение физических лиц.

3 Системы налогообложения развитых стран.
Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

К местным налогам относятся:

- налог на имущество  физических лиц. Сумма платежей  по этому налогу зачисляется  в местный бюджет по месту  нахождения (регистрации) объекта  налогообложения;

- земельный налог.;

- регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью.  Сумма сбора зачисляется в  бюджет по месту их регистрации;

- налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне; курортный сбор;

- сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местными  органами власти и уплачивается  путем приобретения разового  талона или временного патента  и полностью зачисляется в  соответствующий бюджет;

- целевые сборы с граждан  и предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно-правовых  форм на содержание милиции,  на благоустройство территорий  и другие цели.

Ставки устанавливаются  соответствующими органами государственной  власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических  лиц имеют определенные ограничения;

- налог на рекламу. Этот  налог уплачивают юридические  и физические лица, но не более  5% от стоимости услуг по рекламе;

- налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и персональных компьютеров. Налог  уплачивают юридические и физические  лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10% суммы  сделки;

- сбор с владельцев  собак. Сбор вносят физические  лица, имеющие в городах собак;

- лицензионный сбор за  право торговли винно-водочными  изделиями.

- сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

- сбор со сделок, совершаемых  на биржах (за исключением законодательно  оформленных операций с ценными  бумагами). Сбор вносят участники  сделки в размере не более  0,1% суммы сделки;

  • сбор за уборку территории населенных пунктов.

К этой группе налогов относятся  и вновь введенные налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% от стоимости работ и  услуг) и налог на нужды образования.(1% фонда оплаты труда).

Большинство местных налогов  устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов  определяются законодательными актами республик или решением органов  государственной власти краев, областей и т.д.

Отдельные из местных налогов  могут вводиться региональными  и городскими органами власти и зачисляются  в местные бюджеты.

3 Система налогообложения  развитых стран.

США. Бюджетно-налоговый плюрализм.

США являют парадоксальный пример стабильности бюджетно-налоговых отношений  государства и ренионов при полном, казалось бы отсутствии к тому законодательных предпосылок. Действительно, Конституцией США, принятой более 200 лет назад, не регулируются бюджетно-налоговые отношения внутри федерации. Фактически штаты имеют те же права в этой сфере, что и федерация в целом. Поэтому в штатах имеются те же налоги по наименованию, которые собираются в федеральный бюджет - подоходный налог с населения и с корпораций. Однако право устанавливать эти налоги в плане их размеров является исключительной прерогативой самих штатов.

Наиболее существенным ограничением налоговых прав штатов служит запрещение установления мощных косвенных налогов, таких, как с оборота или НДС. Эти налоги рассматриваются как  препятствующие свободной торговле между штатами, что запрещено  Конституцией США.

"Политика выравнивания" тоже никак не регламентирована  в Конституции США. Более того, согласно разделу 8 статьи 1, Конгресс  имеет право назначать расходы  только на "всеобщее благоденствие  США". Это препятствует прямому  перераспределению средств отдельным  штатам.

Местные бюджеты на 40% формируются  за счет отчисления из вышестоящих  бюджетов. Основным собственным налогом  является имущественный, или налог  на недвижимость. К местному управлению относятся муниципалитеты, городские  управления, школьные округа и ряд  других единиц.

Германия. Государственная  регламентация. Контрастным антиподом  опыту США является бюджетно-налоговое  регулирование Германии. Важнейшим  положением в этой области служит признание Конституцией равноценными потребностей Федерации, земель и общин в финансовых средствах, что на практике означает примерно равную долю налоговых поступлений в доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система в целом характеризуется четким разграничением полномочий между тремя уровнями.

Все налоги делятся на три  группы: собственные, закрепленные за соответствующим уровнем ( и полностью поступающие в его бюджет) и общие, разделяемые по соответствующим нормам между бюджетами. Собственными налогами федерации являются главным образом акцизы и пошлины; землям принадлежит поимущественный налог, налог с наследства и дарения, налог с владельцев автомобилей, акциз на пиво; общинам - поземельный и промысловый. К общим налогам относятся подоходный, корпорационный и НДС.

Основное законодательство в области налогообложения конституируется  на федеральном уровне, и земли  не могут менять ставки и порядок  взимания основных налогов. Общинам, которые  являются местным уровнем управления, запрещено взимание налогов, аналогичных  тем, которые взимаются на вышестоящих  уровнях. Законодательная компетенция  в отношении местных налогов  принадлежит только федерации и  землям. Другими словами, земли не имеют права самостоятельно устанавливать  налоги и могут их только собирать.

Австралия. Примат централизации. Если США дает пример конституционно нерегулируемых, а Германия - регулируемых бюджетно-налоговых систем, то Австралия  в финансовом отношении является высокоцентрализованным государством. После второй моровой войны была введена система единого налогообложения, которая практически отменила прежние  конституционно гарантированные права  штатов. Федеральный уровень власти получил полномочия использовать любые  формы налогообложения, а штатам было запрещено вводить какие бы то ни было налоги на продажи, а также на личные доходы и доходы на компании. В федеральный бюджет собирается 80% всех налоговых доходов страны. Ясно, что при таких объемах централизуемых налоговых поступлений штатам не хватает собственных доходов для финансирования закрепленных за ними расходов. Поэтому федеральный уровень широко применяет систему субсидий штатам, из своего бюджета одновременно осуществляя "политику выравнивания". Таим образом, Австралия, несмотря на федеративный статус, в финансовом отношении скорее приближается к унитарному государству.

Швейцария. Бюджетно-налоговый  конфедерализм. Региональные бюджетно-налоговые системы в Швейцарии могут с полным правом называться конфедеративными (что соответствует официальному статусу страны). За федеральным уровнем закреплены в основном "международные" функции: внешнчч политика, внешняя торговля, оборона и соответствующие финансы. А значит налоговая база федерального уровня достаточно узкая - это главным образом таможенные пошлины и ряд акцизов. Государственная политика выравнивания практически на проводится, поэтому имеют место значительные различия в экономическом развитии кантонов.

 

Налоговые реформы начала80 конец 90Х

В конце 80-Х в большинстве  развитых стран было проведена налоговая  реформа. В этот период денежно-кредитная  политика тесно взаимодействовала  с налоговой и бюджетной. Целью было перераспределить финансовые ресурсы в пользу предприятий и населения.

В США реформа привела  к снижению налогов для стимулирования спроса, сокращению сроков амортизации  оборудования, введению налоговых кредитов для расходов в НИОКР и инвестиций в наукоемкие отрасли.

Для предприятий фискальная политика в Германии была ориентирована  на поддержание совокупного спроса. В целях увеличения доступности  финансовых средств была понижена норма  обязательного налогообложения  и увеличения заработной платы.

В конце 80-х годов налоговая  реформа была проведена и в  Японии. В результате уменьшения налогов  произошло увеличение внутреннего  спроса. Такая политика - политика дефицита федерального бюджета - позволила освободить предприятия и населения от части  налоговых выплат и перенести  обеспечение расходов государственного бюджета с доходных статей на дефицит. Эти действия явились важным фактором оживления экономической активности. Дефицит государственного бюджета  обеспечивал также необходимый  темп роста денежной массы для  финансирования всего потенциального объема производства. При этом был  взят курс на покрытие дефицита за счет средств денежного рынка.

В США для увеличения объема финансовых ресурсов в экономике  в качестве приоритета была принята  ориентация на стимулирование притока  иностранного капитала в страну. Бюджетный  дефицит в 1986 году составил 220 млрд. $. Политика бюджетного дефицита в США  способствовала возрождению экономической  активности. Она дала возможность  держать на низком уровне налоги на предприятия, что стимулировало  инвестиции, и домашние хозяйства, что  поддерживало потребительский спрос. Следствием этого явилось увеличение процентных ставок, что стимулировало  приток в страну иностранных инвестиций. В 80-е годы самым быстрорастущим видом зарубежных вкладов были инвестиции в корпоративные облигации, что  привело к возрастанию внешней  задолженности страны.

В Германии сосредоточение значительных ресурсов в руках предприятий  было достигнуто благодаря тому, что  здесь сознательно был взят курс на сохранение дефицита государственного бюджета. Наряду с сокращением уровня налогообложения оно позволяло  предотвратить увеличение издержек предприятий. В 80-е годы во всех развитых странах наблюдается рост денежной массы на фоне снижения инфляции.

Наименее удачно складывались дела во Франции в первой половине 80-х годов, где приняли в качестве приоритета поддержание бюджетного равновесия. Политика "жесткой экономии" или, точнее, ограничение внутреннего  спроса населения проходило в  форме сдерживания заработной платы, уменьшение социальной помощи, снижение кредитов на жилищное строительство, субсидии государственному сектору. Увеличение внутреннего спроса началось лишь в 1989 году, когда была принята новая  либеральная денежно-кредитная политика, что обеспечило экономический подъем.

Таким образом, наибольших успехов  экономика развитых стран добилась в результате появления новых  приоритетов - стимулирования экономического роста и поддержания совокупного  спроса.

 

III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В МИРЕ И

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  yпрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический резyльтат, меньше забот при составлении отчетных докyментов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдyмывание того, как снизить себестоимость продyкции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью yплаты налогов, что позволяет yменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще сyществyет один единственный налог на добавленнyю стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложнyю стрyктyрy. В ней присyтствyют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сyти почти ничем дрyг от дрyга не отличаются.

Однако такая масса  платежей приводит к томy, что бyхгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в резyльтате чего предприятие платит пени за несвоевременнyю yплатy налога. Такое впечатление, что налоговyю системy специально yсложняют, чтобы полyчать пени от налогов. Радует, что в последнее время делаются попытки со стороны самих регионов упростить налоговую систему, сделать ставки по некоторым налогам гибкими.

Общий уровень налоговых  изъятий должен быть существенно  снижен, а число налоговых поступлений - сокращено. Начиная с 1994 г. их число  постоянно росло (с 45 - в 1993 г. до 287 - в 1996г.) При этом неблагоприятным для  налогоплатильщиков является то, что некоторые местные налоги и сборы уплачиваются за счет чистой прибыли. Введение некоторых из них оправдано, так как позволяет решить социально-экономические проблемы региона, многие же приводят к спаду производства.

Для решения этой проблемы в регионах в целях развития производства пытаются льготировать прибыль, полученную предприятием в результате роста объема и реализации продукции. Например, есть опыт в Воронежской и Волгоградской областях. Сущность этого опыта состоит в применении дифференцированных понижающих ставок по региональным налогам. Оптимизация дифференцированных налоговых ставок осуществляется по налогам на прибыль (в части, зачисляемой в бюджет региона) и имущество. Волгорадская областная дума предлагает распространить и на федеральные налоги понижающие ставки для дополнительного производства, при условии что предприятия без задержки вносят текущие налоговые платежи. Это предложение поддерживают 24 субъектов РФ, так как высвободившиеся средства предприятия смогут направить только на увеличение объемов производства. Для промышленных предприятий ставка НДС уменьшается на 0,1 пункт за каждый процент роста объема реализации продукции. Понижающая ставка НДС применяется при условии оплаты налоговых платежей по данному налогу в отчетном налоговом периоде.

Недостатки налоговой  системы РФ и пути ее усовершенствования, тенденции развития.

Радует еще объем налоговых  поступлений в 1998 г. в госбюджет, несмотря на всю сложность и запутанность нашей налоговой системы. В минувшем полугодии впервые начиная с 1995 года были перевыполнены ( на 8,3млрд рублей) утвержденные обязательства по сбору средств в доходную часть федерального бюджета Доходы казны составили226,6 млрд рублей. Это увеличение произошло прежде всего за счет поступлений в результате отклонения фактического роста курса доллара США от предусмотренного бюджетом, поступления НДС по ставке 20% против учтенных в бюджете 15. Однако нерешенной остается проблема объема задолженности по налоговым платежам.

Информация о работе Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития