Несостоятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является: освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. Основные задачи: проследить современное состояние вопроса регулирования процедур банкротства; рассмотреть признаки банкротства по современному российскому законодательству; выявить недостатки современного законодательства о несостоятельности и пути их разрешения;

Содержание работы

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1.Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики -----------------3
1.1 Понятие банкротства, основные критерии, законодательство ----------------------3
1.2 Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из кризиса ----------------------------------------------------------------------------------------------------------12
1.3 Методика оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия ----------------------------------------------------------------------------------------------------------18
Глава 2.Диагностика банкротств предприятий ---------------------------------------------25
2.1 краткая характеристика предприятия ---------------------------------------------------25
2.2Расчет финансовых коэффициентов -------------------------------------------------------26
2.3Анализ расчетных коэффициентов и рекомендации по стабилизации финансового положения предприятия---------------------------------------------------------------------------30
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------34
Список литературы---------------------------------------------------------------------------------36

Файлы: 1 файл

Несостоятельность предприятия !!!!!!!!!!Курсовая работа!!!.docx

— 96.38 Кб (Скачать файл)

 Сам процесс банкротства  состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: o наблюдения (ст.56 Закона) - процедуры банкротства,  вводимой  с  момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель -   обеспечение сохранности имущества и проведение  анализа  финансового   состояния должника);o внешнего управления  (ст.68 Закона)  -  процедуры банкротства,  которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит  в  целях восстановления  платежеспособности  должника  с  передачей  полномочий  управления должником внешнему управляющему; o конкурсного производства  (ст.97 Закона)  -  процедуры  банкротства,  проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований  кредиторов  из  средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.112 Закона) имущества должника.

    Рассмотрим основные процедуры более подробно. Досудебная санация -  предоставление  должнику  финансовой  помощи  в размере,  достаточном  для  погашения  денежных  обязательств,  обязательных платежей  и  восстановления  платежеспособности  (п.1   ст.27   Закона). Участвовать в досудебной  санации  могут  учредители  (участники)  должника, собственник имущества должника -  унитарного предприятия,  кредиторы,  иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника). Предоставление финансовой помощи в рамках  досудебной  санации  может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств  в пользу субъектов, осуществивших санацию.

    Возможно осуществление  досудебной санации и за  счет  средств  бюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации)  либовнебюджетныхфондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими законами.

    Логично предположение  о том, что экономически сильный  должник  найдет возможность убедить кредиторов  либо  заинтересованных  третьих  лиц  в  его потенциальных возможностях.

   Если досудебная  санация не проводилась, возбуждается  производство  поделу о банкротстве;  с  данного  момента  начинается  период  наблюдения.  Втечение  периода наблюдения проводятся  мероприятия, направленные в том   числена выявление экономического  состояния должника и  способные   определить  егодальнейшую судьбу. В течение  наблюдения,  наряду  с  руководством  должника(которое   не  отстраняется  от  исполнения  своих  обязанностей),  действуетвременный  управляющий. Рассмотрим его функции.

1. Принимать меры по  обеспечению сохранности имущества  должника;

  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

2. Временный управляющий  по окончании наблюдения, но не  позднее, чем за пять дней  до установленной даты заседания  арбитражного суда, указанной в  определении арбитражного суда  о введении наблюдения, обязан  представить в арбитражный суд  отчет о своей деятельности, сведения  о финансовом состоянии должника  и предложения о возможности  или невозможности восстановления  платежеспособности должника, протокол  первого собрания кредиторов  с приложением документов, определенных  в пункте 7 статьи 12 Федерального  закона.

Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в  объединениях юридических лиц (ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).

Помимо выражения (либо не выражения) согласия с указанными сделками и решениями должника временный  управляющий должен следить за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона решения:

а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);

б) о ликвидации должника;

в) о создании юридических  лиц или об участии в иных юридических  лицах (за исключением ассоциаций (союзов));

г) о создании филиалов и  представительств;

д) о выплате дивидендов;

е) о размещении должником  облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг;

ж) о выходе из состава  участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым  направлены на стабилизацию его экономического положения.

3. Третья основная обязанность временного управляющего - осуществление анализа финансового состояния должника.

Временный управляющий изучает  и выявляет количество и состояние  активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность  деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.

  В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы:

а) О достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов.

б) О возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

С момента признания арбитражным  судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения  мирового соглашения наблюдение прекращается.

Внешнее управление;

  • Осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
  • План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению

  Платежеспособности  должника. (Платежеспособность  должника  признается восстановленной при  отсутствии признаков банкротства,  рассмотренных выше).

  По результатам   рассмотрения  отчета  внешнего  управляющего  собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

  • О прекращении  внешнего  управления  в  связи  с  восстановлениемплатежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • Об  обращении  в  арбитражный  суд  с  ходатайством  о  продлении установленного срока внешнего управления;
  • Об обращении в арбитражный суд с  ходатайством  о  признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • О заключении мирового соглашения.

Конкурсное производство

  В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С момента  признания должника банкротом:

  • Срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
  • Прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
  • Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.
  • Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:
  • Принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;
  • Анализирует финансовое состояние должника;
  • Предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • Осуществляет иные функции в соответствии с законом.

  Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах.

  Вырученные от реализации имущества средства используются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью:

Вне очереди покрываются судебные расходы;

  В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

  Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

 В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

 Вчетвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

 В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

  Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

  После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение

  На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение может  содержать условия:

  • Об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
  • Об уступке прав требования должника;
  • Об исполнении обязательств должника третьими лицами;
  • О скидке с долга;
  • Об обмене требований на акции;
  • Об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

  Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего управления является также основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

 Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства).

 Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.

Закон призван осуществить  ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков  кредиторам); во-вторых, с соблюдением  баланса интересов как должника, так и кредиторов и государства.

Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового положения  должника, испытывающего временные  трудности, обладающего значительным финансовым потенциалом.

1.2 Причины банкротства  многих российских предприятий  и пути выхода из кризиса. 

Закон о банкротстве 2012 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает  минимальный размер задолженности  субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее 100 тыс. руб7.   

Законодательное закрепление минимального размера  требований кредиторов означает, что  права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного  минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.      

Вместе  с тем из этого не следует, что  в ходе осуществления процедур банкротства  не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для  признания субъекта банкротом.  

Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов, размер требований каждого  из которых существенно меньше установленной  законом нормы. 

Информация о работе Несостоятельность предприятия