Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия несовершенной конкуренции и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.
Задачи в связи с выдвинутой целью решались следующие:
- изучить понятие несовершенной конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
1 Рынок несовершенной конкуренции и его сущность
1.1 Основные характеристики рынка несовершенной конкуренции.....4
1.2Виды рынка несовершенной конкуренции……………………….....8
1.3Плюсы и минусы рынка несовершенной конкуренции………..….10
2 Перспективы функционирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Проблемы рынка несовершенной конкуренции…………………..13
2.2 Перспективы рынка несовершенной конкуренции в Республике
Казахстан на современном этапе…………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1.2 Виды рынка несовершенной конкуренции
Характеризуя рынок несовершенной конкуренции, выделим следующие виды.
Монополия. В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены.
Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Чистая монополия - идеальное противопоставление совершенной конкуренции. И если можно так сказать, совершенный пример несовершенной конкуренции
При рассмотрении экономической модели чистой монополии мы предполагали, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара. Однако насколько реальной является такая ситуация в условиях рыночной экономики /11,с.89/.
Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста /12,с.458/:
1. Потенциальная.
2. Конкуренция нововведений.
Рисунок 3- Конкуренция на рынке монополий
3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей. Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется.
4. Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны (или даже нескольких стран), все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
Олигополия. В отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:
а) не учитывать поведения других производителей,
как и при совершенной конкуренции;
б) пытаться предвидеть поведение других производителей;
в) Вступать в сговор с другими производителями.
Частный случай олигополии - дуополия (два продавца) на рынке.
Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.
Рассмотрим рыночную структуру - олигополию, которая характеризуется наличием множества покупателей и несколькими продавцами.
Характеризуется дифференциацией, то есть неоднородностью продукции. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие однородности для совершенной конкуренции) /14,с.256/.
Рисунок 5- Количество фирм и потребителей на рынке несовершенной конкуренции определяет рыночную структуру
Выводы: Количество фирм и потребителей на рынке несовершенной конкуренции определяет рыночную структуру. Если использовать для характеристики рыночных структур таблицу Штакельберга, то можно сказать, что на рынке могут присутствовать много продавцов, несколько или один и, соответственно, много покупателей, несколько и один. В связи с этим, можно представить девять различных видов рынков, ключевыми характеристиками которых будет уникальная комбинация количества продавцов и покупателей. Нас интересуют рыночные структуры, для которых характерно присутствие множества покупателей на рынке, то есть мы не будем подробно изучать рынки, на которых действуют несколько или даже один потребитель, потому что подобные модели совсем далеки от реальности. Зато рыночные структуры, в рамках которых наблюдаются много, несколько или одна фирма, встречаются в реальной жизни постоянно. Ключевые различия этих рыночных структур:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- монополия;
- олигополия.
Различаются в следующих основных характеристиках:
- количество продавцов на рынке;
- наличие барьеров на вход в отрасль;
- однородность продукции.
Несовершенная конкуренция таким образом, это конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.
1.3 Плюсы и минусы рынка несовершенной конкуренции
Выделяя положительные стороны несовершенной конкуренции, следует отметить, что:
- несовершенная конкуренция, конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
- несовершенная конкуренция предполагает состязательность на рынке между множеством продавцов, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы подсказать потребителю особенности своего предложения.
- конкуренция на рынке, когда компании, фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком в зависимости от спроса и предложения.
В условиях несовершенной конкуренции целесообразно применение Антимонопольной политики государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке /15,с.25/.
Но есть и множество отрицательных моментов функционирования рынка несовершенной конкуренции - при несовершенной конкуренции:
- затруднены пути вступления в рынок;
- ограничен выход из рынка;
- ограничен доступ к информации.
Так, если чистая монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем продукта или услуги, не имеющих аналогов. Покупатели не имеют возможности выбора, нет альтернатив и они приобретают данную продукцию по цене, которую диктует монополист. Ценовая и неценовая конкуренция отсутствуют.
Чистый монополист диктует цену, так как он контролирует предложение в отрасли. При этом в отрасли имеется возможность выбора как цены, так и объема производства.
Вступление в отрасль заблокировано. Причины возникновение чистой монополии кроются в барьерах, препятствующих другим фирмам входить в отрасль. Эти препятствия объясняют также существование монополистической конкуренции и олигополии. Однако в условиях чистой монополии барьеры достаточно высоки и практически полностью блокируют потенциальных конкурентов.
Барьеры для вступления в отрасль /16,с.17/:
1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использование современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая, автомобильная, в отраслях пищевой промышленности чайная,
2) Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, общественный транспорт и т.п
3) Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс», «Казмунайгаз», «Казахтелеком» и др.
4)Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» с контролируемыми Казахстанскими свеклосахарными хозяйствами «Кант», «Алтынзолото» являясь собственником большинства мировых золоторудных жил, удерживает монопольное положение в этой отрасли.
Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и наконец недобросовестная конкуренция.
Максимализируя прибыль, монополист все же определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку уровень предельного дохода монополиста находится ниже уровня рыночного спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, об этом свидетельствует тот факт, что на монополизированных рынках цена превышает предельные издержки /17,с.79/.
Рыночная власть усиливается по мере ослабления добросовестной конкуренции, рисунок 6.
Рисунок 6- Влияние характера конкуренции на усиление рыночной власти
Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии.
Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
2 ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Проблемы рынка несовершенной конкуренции
Существуют отдельные проблемы функционирования фирм на рынке несовершенной конкуренции. Складываются различные типы поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Отметим поведение фирм в условиях олигополии.
Для обычной (некриминальной) олигополии характерны следующие типы поведения фирм /20,с.45/:
-Явный сговор.
-Молчаливый (тайный, неоформленный) сговор.
Конкуренция за долю рынка. Она существует и при сговорах фирм. В отсутствие сговора каждая фирма стремится увеличить свою долю на рынке, действуя с различной степенью агрессивности. Чаще всего для оттеснения конкурента применяется не снижение цен, а реклама, борьба за «соблазнительный» внешний вид товара и т.п. Иногда используются скрытые скидки с прейскурантных цен. Если технология и продукты меняются часто, то выгоды от этого (как и риски) могут оказаться больше выгод от сговора.
Важным условием сохранения олигополии является недопущение новых конкурентов, т.е. создание барьеров для входа на рынок. Война цен между олигопольными фирмами возникает очень редко. Соперничающие фирмы достаточно сильны, чтобы выдержать длительное снижение цен, что ведет к большим взаимным убыткам, но не дает гарантии устранения конкурента. Снижение цен, если и применяется, то по отношению к потенциальным новым конкурентам, пытающимся впервые проникнуть на рынок. Большие первоначальные затраты входа в случае неудачи могут оказаться полностью потерянными, что делает такие попытки рискованными. /21/.
Вход на казахстанские рынки, контролируемые крупными фирмами (нефть, цветные металлы, оборудование), затруднен не только для отечественных, но и для иностранных компаний вследствие плохой рыночной инфраструктуры, отсутствия достаточной информации о действующих там фирмах, неясности законодательства, регулирующего деятельность и налогообложение фирм, наличия сильных криминальных структур и коррупции в государственных учреждениях, агрессивности отечественных олигополии. Обратите внимание: иностранные фирмы практически не используют войну цен для завоевания российских рынков, цены на импортные товары, как правило, выше, а не ниже отечественных. Это соответствует общей практике олигополии, которые стараются избежать войны цен.