Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия несовершенной конкуренции и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.
Задачи в связи с выдвинутой целью решались следующие:
- изучить понятие несовершенной конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
1 Рынок несовершенной конкуренции и его сущность
1.1 Основные характеристики рынка несовершенной конкуренции.....4
1.2Виды рынка несовершенной конкуренции……………………….....8
1.3Плюсы и минусы рынка несовершенной конкуренции………..….10
2 Перспективы функционирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Проблемы рынка несовершенной конкуренции…………………..13
2.2 Перспективы рынка несовершенной конкуренции в Республике
Казахстан на современном этапе…………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анализ данных таблицы 1 дает основу для выводов по проведенной оценке среди потребителей с разным уровнем благосостояния и позволяет предприятиям-производителям приобрести основу для корректировки их стратегии маркетинга.
Существуют модели оценки качества проводимой экспертизы методом парных сравнений весомости каждого объекта сравнений, путем использования коэффициента конкордации (согласия), рассчитанного по предлагаемым в работе формулам и приведены примеры подобных расчетов. В качестве рекомендации в данном изучении также рассмотрены оценочные величины критерия Пирсона и японские методы оценки качества, а также возможность внедрения в работу казахстанских предприятий японской системы управления качеством. Одновременно анализируется существующая в постсоветские времена и сложившаяся за годы рыночных реформ в Казахстане деятельность по достижению качества с оценкой ее положительных и отрицательных черт. Такой анализ позволяет разработать рекомендации по внедрению в деятельность казахстанских предприятий всеобщей системы управления качеством (ТАМ) как способа повышения конкурентоспособности республиканской продукции действий маркетологов в рамках этой системы.
При этом необходимо подчеркнуть роль и необходимость повсеместного обучения населения методам контроля по качеству продукции в рамках указанной системы ТАМ, так как главным в этой системе является самоаудит каждого работника. Необходимы разносторонние подходы к аудиту и самоаудиту качества, классификация которых позволила автору представить несколько моделей их проведения и предложить разные компоненты системы управления качеством, внутренние и внешние результаты которых должны быть хорошо согласованны между собой. Все эти компоненты опираются на определенные модели проведения аудита качества по международным стандартам ИСО и различным типом его оценки, описанным в данном исследовании.
Кроме способов достижения высокого качества своей продукции республиканскими фирмами-производителями, существуют средства управления ценами, формирования ценовой стратегии и способы управления торговой маркой (брендом) как основные направления повышения конкурентоспособности не только алкогольной, но и любой другой национальной продукции.
В условиях жесткой конкуренции качество выходит на первое место среди остальных показателей. Показатель «качество» присущ всем экономическим формациям, в то время как категория «конкурентоспособность» характеризует только рыночные отношения. Качество - универсальная категория, в разных научно-теоретических источниках представлен разный подход описания сущности качества. Наиболее принята формулировка качества, отраженная в международных стандартах (МС ИСО серии 9000). В них качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг способные удовлетворять условные или предполагаемые потребности. Анализ данной формулировки и работ различных ученых позволил представить в диссертации следующую авторскую характеристику: качество — это определенная совокупность свойств продукции или услуг, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять потребности при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Уровень качества зависит от рыночных характеристик и может колебаться в широких пределах, но основой его в законодательном порядке считается соответствие государственным стандартам и техническим условия.
Высокое качество продукции или услуг является самой весомой составляющей конкурентоспособности. Оценка качества с целью разработки конкретной стратегии его повышения должна носить конкретный характер и отражать ситуацию конкретного рынка.
Борьба за качество продукции требует создания системы управления качеством. В зарубежных странах действует система «Всеобщего управления качеством», которая позволяет им создавать высоко конкурентную продукцию, пользующуюся спросом на мировых рынках. Внедрение данной системы требует, чтобы борьба за качество начиналась с процесса планирования всех работ, достижения высокого качества всех используемых в производстве ресурсов, создания мотивационных систем поощрения и стимулирования работников в их стремлении достичь высокого качества контроля не только за результатами, но и за ходом всего процесса производства и реализации продукции /28/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные ситуации рынка несовершенной конкуренции, по-видимому, наиболее характерны для крупного бизнеса, который функционирует:
- во-первых, в условиях, весьма далеких от совершенной конкуренции;
- во-вторых, в неблагоприятных общих экономических и финансовых условиях;
- в-третьих, в отсутствие многих элементов рыночной и законодательной инфраструктуры, которые характерны для западных рыночных экономик.
Это, с одной стороны, побуждает наши фирмы зачастую пренебрегать правилами, существующими за рубежом, чаще следовать кооперативному поведению, поддерживаемому насильственными методами, и ставить во главу угла не столько долгосрочные стратегии, сколько интересы краткосрочной выгоды.
С другой стороны, это объясняет, почему при большой недозагруженности наших мощностей война цен у нас большая редкость. Все это, конечно, отрицательно сказывается на экономической эффективности.
Выводы:
1. Конкурентоспособность товара на рынке несовершенной конкуренции определяется типом рынка, качеством коммерческой работы, выгодностью или невыгодностью товара, качеством его изготовления, патентной чистотой, эффективностью маркетинговой деятельности. Конкурентное преимущество товара обеспечивается факторными условиями, условиями спроса, конкурентоспособности поддерживающих отраслей, способами вмешательства государства в рыночную конкуренцию. Высокое качество продукции или услуг является самой весомой составляющей конкурентоспособности. Качество - емкая, сложная, универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Оценка качества с целью разработки конкретной стратегии его повышения должна носить конкретный характер и отражать ситуацию конкретного рынка.
2.Анализ состояния конкурентоспособности товаров на рынке несовершенной конкуренции Казахстана показал, что оценка конкурентоспособности проводится методом сопоставления отдельных характеристик аналогичных товаров. Сложилась практика оценки характеристик товаров либо на основе опроса потребителей, либо экспертов. Исследования показали, что односторонний сбор такой информации не всегда объективен, поэтому предлагаем объединить показатели оценки конкурентоспособности товаров, как с точки зрения потребителей, так и экспертов. Для этого предложен способ расчета совместимости таких оценок в один интегральный показатель, путем определения коэффициента конкордации.
3.Оценка уровня конкурентоспособности на рынке несовершенной конкуренции не связана с одной какой-то отличительной характеристикой товара, а выявляет целый их комплекс. Наиболее приоритетным показателем является качество товара, так как в нем заключается не только привлекательность товара для потребителя, но и его безопасность. Оценка качества может проходить с учетом различий в его уровнях, низшим из которых является соответствие качества продукции государственным стандартам и системе сертификации. Однако для создания конкурентных преимуществ производителям этого не достаточно, они должны постоянно работать над повышением уровня качества своего товара.
4. Если брать рынок алкогольной продукции, то он противоречив и сложен. Алкогольная продукция относится к числу сверхдоходных и быстроокупаемых отраслей с низкой себестоимостью, поэтому данный рынок притягивает к себе не только производителей и реализаторов товара, но и «теневую» экономику. Анализ конкурентоспособности фирм-производителей национальной алкогольной продукции показал, что их уровень в настоящее время значительно вырос. На рынке Казахстана на начало 2009 г. действовало более 70 фирм, что дает основание считать, что этот рынок практически сложился. Однако, наличие теневого бизнеса на этом рынке, достигающего больших размеров требует, чтобы усилия по повышению конкурентоспособности национальной продукции шли не только со стороны производителей, но и со стороны государственных органов. Для этого, фирмы-производители должны направлять свои усилия на повышение качества своей продукции, создание системы управления рыночными ценами, создание необходимого имиджа. А государство должно поставить заслон контрабанде спирта, реэкспорту, нечестным бутлегерам, которые наводняют этот рынок некачественной продукцией и изыскивают методы продажи ворованной продукции по более низким ценам путем ухода уплаты от всех видов налогов и акцизов.
5.Основными методами поддержания качества как базы конкурентоспособности национальной продукции является точное соблюдение государственных стандартов, технических условий, сертификации товаров. Помощь в такой работе может оказать:
- внедрение системы «Всемирного управления качеством» (TQM) и «Всеобщего управления качеством» (ВТО) в деятельность казахстанских предприятий на основе стандартов ИСО и постулатов Деминга Э.У;
- улучшение вербальных и психологических оценок уровня качества на основе совершенствования методов экспертных оценок латентных свойств товара;
- обучение маркетологов определению классификационных, ограничительных и оценочных показателей качества с соответствующим их ранжированием и выделением шкалы отношений в соответствии с жизненным циклом товара;
- использование опыта зарубежных стран (Японии, США, Европы) по оценке качества товаров путем использования методов квалиметрии и статистико-математических методов;
- внедрение «стимулирования качества» как в виде надбавок к заработной плате и премий, так и путем создания Национальных премий Качества РК с широко поставленной системой информации в СМИ.
6.Наиболее важным моментом внедрения комплексного и системного подхода к управлению качеством на фирмах-производителях является проведением аудита и самоаудита. Необходимо усилить на Казахстанских предприятиях, а порой и внедрить там, где эта работа не ведется систему аудита и самоаудита за качеством. Одновременно государство должно поощрять такую деятельность, что требует создания национальной премии за высокое качество, вручаемой по результатам финансового года не большому числу предприятий при условии, что они могут доказать существование у них комплексной системы управления качества и главенствующую роль аудита и самоаудита в функционировании такой системы.
7. Важным моментом повышения конкурентоспособности национальной продукции на любом рынке является умение создавать и управлять ценовой стратегией предприятия. На рынке Казахстана в настоящее время преобладают затратные методы определения цен, которые в какой-то мере дополняются системой существования скидок и надбавок. Однако, рыночное ценообразование требует использования методов формирования цен либо в соответствии с уровнем конкуренции, либо в соответствии со спросом. Поэтому в работе представлены рекомендации создания системы управления ценами в соответствии со спросом населения. Одновременно отмечается, что создание такой системы может быть эффективным только в том случае, если рас- четом цен и определением ценовой стратегии на предприятии занимаются специализированные службы.
Опыт западных стран свидетельствует, что наибольшую роль в достижении высокой конкурентоспособности на современном конкурентном рынке играет создание товарной марки и определенного имиджа фирм-производителей. Под товарной маркой в данном случае подразумевается торговое название и логотип фирмы, под которым вся ее продукция поступает в сферу обращения.
Список использованной литературы
1. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича.- 3-е изд.- СПб.: "Питер", 2000.- 544 с.: ил.
2. Самуэльсон П. Экономикс.- М.: Экономика,2005.
3. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред.И.П.Николаевой.- М.: Финстатинформ, 1997.- 399 с.
4. Арутюнова Г.И. Экономическая теория: Учебник для студентов технических вузов.- М.: Междунар. отношения, 2003.- 368 с.
5. Даулбаев Д.А. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности // Молодые ученые - 10-летию Независимости Казахстана: Труды международной конференции. - Алматы: КазНТУ, 2007. - Ч.З.- С. 98-101.
6. Экономическая теория: микро - и макроэкономика / под ред. А.М. Гатаулина.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 432 с.: ил.
7. Жадигерова Г.А. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория // Научный мир Казахстана.- 2010.- № 1.- С. 159-164.
8. Жумжаев Г.К. Экономические основы формирования конкуренции и механизм демонополизации в региональном агропромышленном производстве (на примере Южно-Казахстанской области): Автореферат: 08.00.05.- Алматы, 2001.- 25 с.
9. Исаев Ы. Определение видов недобросовестной конкуренции по законодательству РК // Мир закона.- 2007.- N 9.- С. 10 – 12.
10. Азатбек Т. Монополистическая власть и антимонопольное регулирование в национальной экономике: теория, методология, механизмы: Автореферат: 08.00.01.- Алматы: [Б.и.], 2010.- 40, [4] с.: ил., табл.
11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб.- М.: Юристь, 2000.- 568 с.
12. Джумагельдиева Т.А. Экономический механизм развития конкуренции в Республике Казахстан: Автореферат: 08.00.01.- Алматы, 2002.- 25 с.
13. Курс экономической теории: Учеб. пособие / МГИМО МИД РФ.- Алматы: Унив. Кайнар, 1994.- 471 с.
14. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит.- изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 520 с.
15. Орманбаев А.Ж. Теории и модели государственного регулирования экономики Республики Казахстан: Автореферат: 08.00.01.- Алматы: Б.и., 2004.- 48 с.
16. Саханова А.Н. Понятие диверсификации в экономической теории / Саханова А.Н. // Транзитная экономика.- 2010.- № 3.- С. 43-49.
17. Сахариев С.С. Современный курс экономической теории. В 3 т. Т. 2 / Сахариев, С.С., Сахариева, А.С.; Астанин. Академия международ. права и международ. бизнеса "Данекер".- Алматы: Данекер, 2002.- 292 с.: табл.