Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятия несовершенной конкуренции и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.
Задачи в связи с выдвинутой целью решались следующие:
- изучить понятие несовершенной конкуренции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

1 Рынок несовершенной конкуренции и его сущность
1.1 Основные характеристики рынка несовершенной конкуренции.....4
1.2Виды рынка несовершенной конкуренции……………………….....8
1.3Плюсы и минусы рынка несовершенной конкуренции………..….10

2 Перспективы функционирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Проблемы рынка несовершенной конкуренции…………………..13
2.2 Перспективы рынка несовершенной конкуренции в Республике
Казахстан на современном этапе…………………………………....17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..………………23

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Файлы: 1 файл

МадинаНесовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах - копия.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

Анализ данных таблицы 1 дает основу для выводов по проведенной оценке среди потребителей с разным уровнем благосостояния и позволяет предприяти­ям-производителям приобрести основу для корректировки их стратегии марке­тинга.

Существуют модели оценки качества проводимой экспертизы методом парных сравнений весомости каждого объекта сравнений, путем использования коэффициента конкордации (согласия), рассчитанного по предлагаемым в работе формулам и приведены примеры подобных расчетов. В качестве рекомендации в данном изучении также рассмотрены оценочные величины критерия Пирсона и японские методы оценки качества, а также воз­можность внедрения в работу казахстанских предприятий японской системы управления качеством. Одновременно анализируется существующая в постсо­ветские времена и сложившаяся за годы рыночных реформ в Казахстане дея­тельность по достижению качества с оценкой ее положительных и отрицатель­ных черт. Такой анализ позволяет разработать рекомендации по вне­дрению в деятельность казахстанских предприятий всеобщей системы управле­ния качеством (ТАМ) как способа повышения конкурентоспособности респуб­ликанской продукции действий маркетологов в рамках этой системы.

При этом необходимо подчеркнуть роль и необходимость повсемест­ного обучения населения методам контроля по качеству продукции в рамках указанной системы ТАМ, так как главным в этой системе является самоаудит каждого ра­ботника. Необходимы разносторонние подходы к ау­диту и самоаудиту качества, классификация которых позволила автору пред­ставить несколько моделей их проведения и предложить разные компоненты системы управления качеством, внутренние и внешние результаты которых должны быть хорошо согласованны между собой. Все эти компоненты опира­ются на определенные модели проведения аудита качества по международным стандартам ИСО и различным типом его оценки, описанным в данном исследовании.

Кроме способов достижения высокого качества своей продукции респуб­ликанскими фирмами-производителями, существуют средства управления ценами, формирования ценовой стратегии и способы управления торговой маркой (брендом) как основные направления повышения конкуренто­способности не только алкогольной, но и любой другой национальной продук­ции.

В условиях жесткой конкуренции качество выходит на первое место среди остальных показателей. Показатель «качество» присущ всем экономическим формациям, в то время как категория «конкурентоспособность» характеризует только рыночные отношения. Качество - универсальная категория, в разных научно-теоретических источниках представлен разный подход описания сущ­ности качества. Наиболее принята формулировка качества, отраженная в меж­дународных стандартах (МС ИСО серии 9000). В них качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг способные удовлетворять условные или предполагаемые потребности. Анализ данной формулировки и работ различных ученых позволил представить в диссертации следующую авторскую характеристику: качество — это определенная совокуп­ность свойств продукции или услуг, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять потребности при их использовании по назначе­нию, включая утилизацию или уничтожение.

Уровень качества зависит от рыночных характеристик и может колебаться в широких пределах, но основой его в законодательном порядке считается со­ответствие государственным стандартам и техническим условия.

Высокое качество продукции или услуг является самой весомой состав­ляющей конкурентоспособности. Оценка качества с целью разработки конкрет­ной стратегии его повышения должна носить конкретный характер и отражать ситуацию конкретного рынка.

Борьба за качество продукции требует создания системы управления каче­ством. В зарубежных странах действует система «Всеобщего управления каче­ством», которая позволяет им создавать высоко конкурентную продукцию, пользующуюся спросом на мировых рынках. Внедрение данной системы требу­ет, чтобы борьба за качество начиналась с процесса планирования всех работ, достижения высокого качества всех используемых в производстве ресурсов, создания мотивационных систем поощрения и стимулирования работников в их стремлении достичь высокого качества контроля не только за результатами, но и за ходом всего процесса производства и реализации продукции /28/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотренные ситуации рынка несовершенной конкуренции, по-видимому, наиболее харак­терны для крупного бизнеса, который функционирует:

- во-пер­вых, в условиях, весьма далеких от совершенной конкуренции;

- во-вторых, в неблагоприятных общих экономических и финансовых условиях;

- в-треть­их, в отсутствие многих элементов рыночной и законодательной инфра­структуры, которые характерны для западных рыночных экономик.

Это, с одной стороны, побуждает наши фирмы зачастую пренебрегать правилами, существующими за рубежом, чаще следовать кооперативному поведению, поддерживаемому насильственными методами, и ставить во гла­ву угла не столько долгосрочные стратегии, сколько интересы краткосроч­ной выгоды.

С другой стороны, это объясняет, почему при большой недозагруженности наших мощностей война цен у нас большая редкость. Все это, конечно, отрицательно сказывается на экономической эффективности.

Выводы:

1.  Конкурентоспособность товара на рынке несовершенной конкуренции определяется типом рынка, качеством ком­мерческой работы, выгодностью или невыгодностью товара, качеством его изготовления, патентной чистотой, эффективностью маркетинговой деятель­ности. Конкурентное преимущество товара обеспечивается факторными ус­ловиями, условиями спроса, конкурентоспособности поддерживающих от­раслей, способами вмешательства государства в рыночную конкуренцию. Высокое качество продукции или услуг является самой весомой составляю­щей конкурентоспособности. Качество - емкая, сложная, универсальная ка­тегория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Оценка качества с целью разработки конкретной стратегии его повышения должна носить конкретный характер и отражать ситуацию конкретного рынка.

2.Анализ состояния конкурентоспособности товаров на рынке несовершенной конкуренции Казахстана по­казал, что оценка конкурентоспособности проводится методом сопоставле­ния отдельных характеристик аналогичных товаров. Сложилась практика оценки характеристик товаров либо на основе опроса потребителей, либо экспертов. Исследования показали, что односторонний сбор такой ин­формации не всегда объективен, поэтому предлагаем объединить показатели оценки конкурентоспособности товаров, как с точки зрения потребителей, так и экспертов. Для этого предложен способ расчета совместимости таких оценок в один интегральный показатель, путем определения коэффициента конкордации.

3.Оценка уровня конкурентоспособности на рынке несовершенной конкуренции не связана с одной какой-то отличи­тельной характеристикой товара, а выявляет целый их комплекс. Наиболее приоритетным показателем является качество товара, так как в нем заключа­ется не только привлекательность товара для потребителя, но и его безопас­ность. Оценка качества может проходить с учетом различий в его уровнях, низшим из которых является соответствие качества продукции государст­венным стандартам и системе сертификации. Однако для создания конку­рентных преимуществ производителям этого не достаточно, они должны по­стоянно работать над повышением уровня качества своего товара.

4. Если брать рынок алкогольной продукции, то он противоречив и сложен. Алкогольная про­дукция относится к числу сверхдоходных и быстроокупаемых отраслей с низкой себестоимостью, поэтому данный рынок притягивает к себе не толь­ко производителей и реализаторов товара, но и «теневую» экономику. Анализ конкурентоспособности фирм-производителей национальной алко­гольной продукции показал, что их уровень в настоящее время значительно вырос. На рынке Казахстана на начало 2009 г. действовало более 70 фирм, что дает основание считать, что этот рынок практически сложился. Однако, на­личие теневого бизнеса на этом рынке, достигающего больших размеров тре­бует, чтобы усилия по повышению конкурентоспособности национальной продукции шли не только со стороны производителей, но и со стороны госу­дарственных органов. Для этого, фирмы-производители должны направлять свои усилия на повышение качества своей продукции, создание системы управления рыночными ценами, создание необходимого имиджа. А государ­ство должно поставить заслон контрабанде спирта, реэкспорту, нечестным бутлегерам, которые наводняют этот рынок некачественной продукцией и изыскивают методы продажи ворованной продукции по более низким ценам путем ухода уплаты от всех видов налогов и акцизов.

5.Основными методами поддержания качества как базы конкурентоспособно­сти национальной продукции является точное соблюдение государственных стандартов, технических условий, сертификации товаров. Помощь в такой работе может оказать:

- внедрение системы «Всемирного управления качеством» (TQM) и «Всеоб­щего управления качеством» (ВТО) в деятельность казахстанских предпри­ятий на основе стандартов ИСО и постулатов Деминга Э.У;

- улучшение вербальных и психологических оценок уровня качества на осно­ве совершенствования методов экспертных оценок латентных свойств това­ра;

- обучение маркетологов определению классификационных, ограничитель­ных и оценочных показателей качества с соответствующим их ранжирова­нием и выделением шкалы отношений в соответствии с жизненным циклом товара;

- использование опыта зарубежных стран (Японии, США, Европы) по оценке качества товаров путем использования методов квалиметрии и статистико-математических методов;

- внедрение «стимулирования качества» как в виде надбавок к заработной плате и премий, так и путем создания Национальных премий Качества РК с широко поставленной системой информации в СМИ.

6.Наиболее важным моментом внедрения комплексного и системного подхода к управлению качеством на фирмах-производителях является проведением аудита и самоаудита. Необходимо усилить на Казахстанских предприятиях, а порой и внедрить там, где эта работа не ведется систему аудита и самоаудита за качеством. Одновременно государство должно поощрять такую деятель­ность, что требует создания национальной премии за высокое качество, вру­чаемой по результатам финансового года не большому числу предприятий при условии, что они могут доказать существование у них комплексной сис­темы управления качества и главенствующую роль аудита и самоаудита в функционировании такой системы.

7. Важным моментом повышения конкурентоспособности национальной про­дукции на любом рынке является умение создавать и управлять ценовой стратегией предприятия. На рынке Казахстана в настоящее время преобла­дают затратные методы определения цен, которые в какой-то мере дополня­ются системой существования скидок и надбавок. Однако, рыночное цено­образование требует использования методов формирования цен либо в соот­ветствии с уровнем конкуренции, либо в соответствии со спросом. Поэтому в работе представлены рекомендации создания системы управления ценами в соответствии со спросом населения. Одновременно отмечается, что созда­ние такой системы может быть эффективным только в том случае, если рас- четом цен и определением ценовой стратегии на предприятии занимаются специализированные службы.

Опыт западных стран свидетельствует, что наибольшую роль в достижении высокой конкурентоспособности на современном конкурентном рынке игра­ет создание товарной марки и определенного имиджа фирм-производителей. Под товарной маркой в данном случае подразумевается торговое название и логотип фирмы, под которым вся ее продукция поступает в сферу обраще­ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича.- 3-е изд.- СПб.: "Питер", 2000.- 544 с.: ил.

2.                  Самуэльсон П. Экономикс.- М.: Экономика,2005.

3.                  Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред.И.П.Николаевой.- М.: Финстатинформ, 1997.- 399 с.

4.                  Арутюнова Г.И. Экономическая теория: Учебник для студентов технических вузов.- М.: Междунар. отношения, 2003.- 368 с.

5.                  Даулбаев Д.А. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности // Молодые ученые - 10-летию Независимости Казахстана: Труды международной конференции. - Алматы: КазНТУ, 2007. -  Ч.З.- С. 98-101.

6.                  Экономическая теория: микро - и макроэкономика / под ред. А.М. Гатаулина.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 432 с.: ил.

7.                  Жадигерова Г.А.   Конкурентоспособность продукции как экономическая категория // Научный мир Казахстана.- 2010.- № 1.- С. 159-164.

8.                  Жумжаев Г.К. Экономические основы формирования конкуренции и механизм демонополизации в региональном агропромышленном производстве (на примере Южно-Казахстанской области): Автореферат: 08.00.05.- Алматы, 2001.- 25 с.

9.                  Исаев Ы. Определение видов недобросовестной конкуренции по законодательству РК // Мир закона.- 2007.- N 9.- С. 10 – 12.

10.             Азатбек Т. Монополистическая власть и антимонопольное регулирование в национальной экономике: теория, методология, механизмы: Автореферат: 08.00.01.- Алматы: [Б.и.], 2010.- 40, [4] с.: ил., табл.

11.             Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб.- М.: Юристь, 2000.- 568 с.

12.             Джумагельдиева Т.А.  Экономический механизм развития конкуренции в Республике Казахстан: Автореферат: 08.00.01.- Алматы, 2002.- 25 с.

13.             Курс экономической теории: Учеб. пособие / МГИМО МИД РФ.- Алматы: Унив. Кайнар, 1994.- 471 с.

14.             Носова С.С.    Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит.- изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 520 с.

15.             Орманбаев А.Ж. Теории и модели государственного регулирования экономики Республики Казахстан: Автореферат: 08.00.01.- Алматы: Б.и., 2004.- 48 с.

16.             Саханова А.Н. Понятие диверсификации в экономической теории / Саханова А.Н. // Транзитная экономика.- 2010.- № 3.- С. 43-49.

17.             Сахариев С.С. Современный курс экономической теории. В 3 т. Т. 2 / Сахариев, С.С., Сахариева, А.С.; Астанин. Академия международ. права и международ. бизнеса "Данекер".- Алматы: Данекер, 2002.- 292 с.: табл.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах