Нетарифное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка принципов построения единой системы преференций таможенного союза.
Указанная цель обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
выделения целей определения страны происхождения товара;
рассмотрения модели единой системы преференций;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение единой системы преференций таможенного союза 4
1.1 Понятие единой системы преференций, как составляющей определения страны происхождения товара 4
1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара 7
2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза 16
2.1 Анализ реализации принципов ЕСП 16
2.2 Анализ внешнеторгового оборота, ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран и стран СНГ 18
3. Совершенствование единой системы преференций таможенного союза 18
Заключение 18
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний  момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Целью работы является оценка принципов  построения единой системы преференций таможенного союза.

Указанная цель обеспечивается путем  решения следующих задач:

  1. рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
  2. выделения целей определения страны происхождения товара;
  3. рассмотрения модели единой системы преференций;
  4. проведения анализа реализации принципов единой системы преференций;
  5. определения путей совершенствования единой системы преференций.

Работа основана на изучении материалов таможенного законодательства ТС и иных правовых актов, содержащих нормы таможенного права; налогового права; ведомственных инструкции и приказов ФТС; монографической литературы; учебных пособий; аналитических материалов и  статистических данных. 

1. Сущность и назначение единой  системы преференций таможенного союза

1.1 Понятие единой системы преференций,  как составляющей определения  страны происхождения товара

 

Важной частью таможенного регулирования  является предоставление льгот и  преференций в виде: освобождения от пошлин, налогов и сборов; снижение ставок пошлин и возврата ранее уплаченных пошлин; тарифных преференций; льгот в области таможенного оформления и таможенного контроля и т.д. Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускоренных  интеграционных процессов в мировой экономике. Экономическая интеграция – это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект – взаимную выгоду для ее участников. Для этого государства-участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования  взаимодействия, прежде всего, в рамках интеграции, например путем создания льгот и преференций при таможенно-тарифном регулировании.

Основными нормативными правовыми  актами, определяющими Единую Систему  Преференций являются: ТК ТС, Cоглашение от 12 декабря 2008 года о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009г. № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010г. № 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза", Решение от 27 ноября 2009 г. № 130  "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

В соответсвии со статьей 5 Соглашения « О едином таможенно-тарифном регулировании» при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Таможенные преференции – благоприятный таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или группы стран. Таможенные преференции включают в себя тарифные преференции, льготы по таможенным сборам, косвенным налогам и таможенным процедурам.

Согласно статьи 7 Соглашения « О едином таможенно-тарифном регулировании», Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

В настоящее время статьей 7 Соглашения о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 года установлены общие принципы применения единой системы тарифных преференций Таможенного союза:

  • Обязательное выполнение условий международных соглашений
  • Невзаимный характер преференций
  • Недискриминационный характер преференций
  • Периодичность пересмотра ЕСП
  • Применение режима наиболее благоприятствуемой нации
  • Чувствительность преференциальных товаров
  • Прозрачности, прогнозируемости.

 

Предоставление тарифных преференций  напрямую связано со страной происхождения товаров.

Задача определения страны происхождения  товаров имеет особую важность, т. к. устанавливаемые ставки таможенного  тарифа в отношении товаров, ввозимых на территорию, применяются этими  странами, как правило, дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров. Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и соглашением  «О единых правилах определения страны происхождения товаров», страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения  товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

В зависимости от страны происхождения  в таможенном союзе применяются  разные ставки таможенных пошлин:

- беспошлинный ввоз товаров;

- 75% от базовой ставки таможенной  пошлины;

- базовая ставка таможенной пошлины;

- максимальная ставка таможенной  пошлины.

Рассмотрев понятие преференций  и страны происхождения, а также  их взаимосвязь, можно сделать вывод, что происхождение товара является основой применения тарифных преференций.

1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара

Единая система тарифных преференций  таможенного союза, применяемая  в целях содействия экономическому развитию развивающихся стран и  наименее развитых стран, состоит из следующих элементов:

    1. Группы стран-пользователей ЕСП;
    2. Система уровней ставок ввозных таможенных пошлин;
    3. Критерии и правила переработки товаров;
    4. Декларация и сертификаты СПТ;
    5. Принципы построения ЕСП;
    6. Технология определения СПТ.

Принципы построения Единой системы  преференций идентичны принципам построения национальной системы преференций. К таким принципам относятся:

  • Обязательное выполнение условий международных соглашений  (тарифные преференции предоставляются развивающимся и наименее развитым странам, а также государствам-участникам СНГ при одновременном выполнении ряда условий, связанных с наличием подтверждающих документов по происхождению товара, закупке товара и отгрузке товара из стран-пользователей ЕСП ТС).
  • Не взаимный характер преференций (данный принцип связан с тем, что таможенные преференции являются невзаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся и наименее развитых стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы).
  • Не дискриминационный характер преференций (преференциальный режим должен предоставляться вне зависимости от нюансов внешнеторговой политики на текущий момент)
  • Периодичность пересмотра ЕСП (связан с временной характеристикой действия ЕСП ТС. Зависит от изменений внутренней и внешнеэкономической среды. ЕСП ТС в настоящее время пересматривается один раз в пять лет)
  • Применение режима наиболее благоприятствуемой нации (является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товаров. В статье 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что «в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона»);
  • Чувствительность преференциальных товаров (этот принцип включает в себя  использование факторов, групп и критериев чувствительности товаров при определении страны происхождения товаров);
  • Прозрачности, прогнозируемости (принцип основан на том, что таможенная деятельность должна быть прозрачной и предсказуемой, а также нейтральной в ходе перераспределения преференций в отношении различных наименее развитых, развивающихся или конкурентоспособных стран, имеющих с Россией режим наибольшего благоприятствования).

Таможенные преференции предоставляются  в отношении товаров, происходящих из стран:

    • наименее развитых стран;
    • развивающихся стран;
    • стран СНГ;
    • стран Таможенного союза ЕврАзЭС;
    • стран двухсторонних соглашений;
    • части или региона страны.

В соответствии со статьей 4 Протокола  «О единых тарифных преференциях» перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются  тарифные преференции. Количество позиций  этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении  товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми страны –  участники таможенного союза предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), а также, если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Российская Федерация РНБ не предусматривает.

Ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные вдвое, установленные  для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми не предусматривается  РНБ, либо если при определении страны происхождения товаров таможенными органами обнаружены признаки того, что данный товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях с которой РНБ не предусматривается.

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и  происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой ЕСП таможенного союза (приложение  2   Решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 130-2), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми предусматривается РНБ.

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и  происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой единой системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3 Решения Комиссии Таможенного Союза  ЕврАзЭС   от   27.11.2009  N  130-3) не применяются ввозные таможенные пошлины.

Преференциальный режим, предоставляется  для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей схемой единой системой тарифных преференций таможенного союза, предусмотренных в приложение  4  Решения  Комиссии Таможенного  Союза   ЕврАзЭС   от   27.11.2009  N  130-4.

Тарифные преференции в отношении  товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах, прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции и наличие сертификата формы «А».

Определение страны происхождения  товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  зависит от страны происхождения  товаров. Другими словами, цели определения страны происхождения товара следующие. В зависимости от страны происхождения товара при начислении платежей могут быть использованы полная, льготная ставки пошлины или освобождение от ее уплаты.

Страна происхождения товара косвенно влияет на цену товара и, соответственно, — на величину таможенной стоимости. Например, таможенная стоимость товара происхождением из Китая может быть в несколько раз меньше таможенной стоимости товара того же наименования из Великобритании или Федеративной Республики Германии. Кроме того, таможенная стоимость является основой начисления для большинства платежей.

Правила определения страны происхождения  товара закреплены в Соглашении между  Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и  Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров".

В соответствии с международной  практикой, можно условно выделить два подхода к определению  критериев происхождения товаров. Страной происхождения товара является государство, где:

а) товар полностью произведен;

б) подвергнут достаточной переработке/обработке.

Существует целый ряд товаров, которые считаются полностью  произведенными в данной стране:

1) полезные ископаемые, добытые  из недр страны, в  ее  территориальном море (водах) или на дне этого моря;

2) продукция растительного происхождения,  выращенная или собранная в  данной стране;

3) живые животные, родившиеся и  выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной  стране от выращенных в ней животных;

Информация о работе Нетарифное регулирование