Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа
Целью работы является оценка принципов построения единой системы преференций таможенного союза.
Указанная цель обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
выделения целей определения страны происхождения товара;
рассмотрения модели единой системы преференций;
Введение 3
1. Сущность и назначение единой системы преференций таможенного союза 4
1.1 Понятие единой системы преференций, как составляющей определения страны происхождения товара 4
1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара 7
2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза 16
2.1 Анализ реализации принципов ЕСП 16
2.2 Анализ внешнеторгового оборота, ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран и стран СНГ 18
3. Совершенствование единой системы преференций таможенного союза 18
Заключение 18
Список использованных источников 18
Источник: Госкомстат России. www.gks.ru
Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из развивающихся стран– 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).
Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. Для наглядности товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2009 г. представлена в виде диаграммы на рисунке 4.
Рис. 4 Товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2009г.
Доля импорта
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году – 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао – на 0,8%, масла подсолнечного – на 61,3 %, пшеницы – на 46,7%.
Доля импорта топливно-
Таблица 5
Импорт РФ преференциальных товаров из стран СНГ и развивающихся стран в 2010г.
Код ТН ВЭД |
Наименование товара |
Развивающиеся и наименее развитые страны |
Страны СНГ | ||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. | ||
Всего: |
- |
135640,4 |
- |
21770,7 | |
0201-0204 |
Мясо свежее и мороженое |
899,9 |
2873,3 |
12,6 |
42,6 |
0207 |
Мясо птицы свежее и мороженое |
259,2 |
376,3 |
0 |
0 |
0302-0304 |
Рыба свежая и мороженая |
569,2 |
1144,2 |
7,1 |
7,2 |
0402 |
Молоко и сливки сгущенные |
49,2 |
142,3 |
4,1 |
15 |
0405 |
Масло сливочное |
50,3 |
163,6 |
- |
- |
0805 |
Цитрусовые |
869,5 |
728,7 |
3,8 |
2 |
0901 |
Кофе |
75,3 |
227,1 |
0,4 |
1,6 |
0902 |
Чай |
129,7 |
405,2 |
3 |
6 |
1512 |
Масло подсолнечное |
0,7 |
1,2 |
52 |
47,5 |
1602 |
Изделия и консервы из мяса |
18,7 |
77,8 |
0,2 |
0,6 |
1801 |
Какао-бобы |
34,2 |
131,5 |
- |
- |
2606 |
Руды и концентраты алюминиевые |
16,7 |
5,1 |
4,0 |
0,7 |
Источник: Госкомстат России. www.gks.ru
Импорт России в 2010 года составил 202,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 года увеличился на 36,7%, в том числе из развивающихся стран– 155,6 млрд.долларов США (рост на 35,8%), из стран СНГ – 24,4 млрд.долларов США (рост на 42,6%). Товарная структура импорта преференциальных товаров за 2010г. представлена на рисунке 5.
Рис.5 Товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2010г.
Доля импорта
Рост стоимостных объемов
Рассмотрев показатели, товарную структуру ввоза в Россию преференциальных товаров, необходимо проследить динамику ввоза преференциальных товаров в Россию из стран СНГ и развивающихся стран. Данная информация представлена на рисунке 6 в виде диаграммы.
Рис.6 Динамика ввоза преференциальных товаров в Россию в 2009-2010 гг.
Диаграмма однозначно показывает
то, что показатели ввоза преференциальных
товаров в 2009 году были значительно выше,
особенно по некоторым товарным позициям.
С вступлением в силу Решениея Комиссии
Таможенного Союза ЕврАзЭС № 130 от 27.11.2009
«О едином таможенно-тарифном регулировании
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации»,
мы наблюдаем спад импорта преференциальных
товаров. Доля наименее развитых стран
в импорте России очень мала. Причем, необходимо
учитывать, что преференции предоставляются
в большей степени для развивающихся и
наименее развитых стран. Все это указывает
на то, что единая система преференций
таможенного союза не совершенна.
Проведя анализ системы преференций, можно заключить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение. При этом в образовавшемся таможенном союзе Российской Федерации, Казахстана и республики Белоруссия список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, - в зависимости от дохода на душу населения(по сведениям Всемирного банка).
Средний показатель данного
фактора в развивающихся
Таким образом, из проведенного во второй главе анализа, можно предложить исключение девяти стран из списка развивающихся стран, пользователей ЕСП таможенного союза: Антигуа и Барбуда, Венесуэла, Китай, Кувейт, Ливия, Специальный административный район Китая Гонконг, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Чили.
Однако простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними.. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций, что оказало бы негативное влияние на торгово-политические отношения таможенного союза с другими странами.
Обратим внимание на то, каким образом
происходит изменение НСП в других
странах. Например, программа Генеральной
системы преференций США
Одно из решений для России - пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран, как показал анализ внешнеэкономической деятельности, занимает лишь малую долю в общем внешнеторговом обороте России.
Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядка внесения изменений. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций.
Список преференциальных товаров имеет сельскохозяйственную направленность, тогда как все остальные страны, руководствуясь бурным развитием промышленного производства в развивающихся странах, уже переориентировали собственные преференциальные системы в интересах обрабатывающей промышленности. Международная производственная кооперация и забота органов власти этих стран по обеспечению недорогим сырьем, импортируемым на преференциальных условиях, собственные промышленные предприятия позволили развитым странам достигнуть в настоящий момент значительных преимуществ на мировом рынке товаров.
Таким образом, пересмотр действующего
перечня преференциальных товаров
в сторону увеличения в нем
промышленной продукции, в которой
нуждается отечественная
Подводя итог, можно сказать, что единая система преференций не совершена и требует частичного изменения. Достаточно обоснованными изменениями в Единой системе преференций таможенного союза являются:
- пересмотреть перечень стран-
- пересмотреть перечень товаров,
Изучив принципы построения единой
системы преференций
Единая система тарифных преференций таможенного союза, применяемая в целях содействия экономическому развитию развивающихся стран и наименее развитых стран.
Тарифные преференции
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми предусматривают РНБ, применяются базовые ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое. Если в соответствии с единой системой преференций предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении товаров и стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией единой системы преференций таможенного союза. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления льгот.
Страна происхождения товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций.
По итогам проведенного в курсовой работе анализа, следует выделить пути совершенствования единой системы преференций.
Для большей эффективности единой
системы преференций
- пересмотреть перечень стран-
- пересмотреть перечень товаров,
Таким образом, полностью выполнены поставленные в начале работы цели и задачи.