Нетарифное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка принципов построения единой системы преференций таможенного союза.
Указанная цель обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
выделения целей определения страны происхождения товара;
рассмотрения модели единой системы преференций;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение единой системы преференций таможенного союза 4
1.1 Понятие единой системы преференций, как составляющей определения страны происхождения товара 4
1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара 7
2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза 16
2.1 Анализ реализации принципов ЕСП 16
2.2 Анализ внешнеторгового оборота, ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран и стран СНГ 18
3. Совершенствование единой системы преференций таможенного союза 18
Заключение 18
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Госкомстат России. www.gks.ru

 

Импорт России  в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и  по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из развивающихся стран– 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок,  тогда как  средние цены  ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. Для наглядности товарная структура ввоза в Россию преференциальных товаров в 2009 г. представлена в виде диаграммы на рисунке 4.

Рис. 4 Товарная структура ввоза  в Россию преференциальных товаров  в 2009г.

 

Доля импорта продовольственных  товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году.  Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%,  мяса птицы – на 20,8%, рыбы свежей и мороженой – на 10,1%, сыров и творога – на 7,8%, масла сливочного – на 27,1%, сахара-сырца – на 48,2%.

В товарной структуре импорта  из стран СНГ в 2009 году доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году – 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао – на 0,8%, масла подсолнечного – на 61,3 %, пшеницы – на 46,7%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году – 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов – на 4,1%.

Таблица 5

 

Импорт РФ преференциальных товаров из стран СНГ и развивающихся стран в 2010г.

 

Код

ТН ВЭД

Наименование

товара

Развивающиеся и наименее развитые страны

Страны СНГ

тыс.

тонн

млн.

долл.

тыс.

тонн

млн.

долл.

 

Всего:

-

135640,4

-

21770,7

0201-0204

Мясо свежее и мороженое

899,9

2873,3

12,6

42,6

0207

Мясо птицы свежее и

мороженое

259,2

376,3

0

0

0302-0304

Рыба свежая и мороженая

569,2

1144,2

7,1

7,2

0402

Молоко и сливки сгущенные

49,2

142,3

4,1

15

0405

Масло сливочное

50,3

163,6

-

-

0805

Цитрусовые

869,5

728,7

3,8

2

0901

Кофе

75,3

227,1

0,4

1,6

0902

Чай

129,7

405,2

3

6

1512

Масло подсолнечное

0,7

1,2

52

47,5

1602

Изделия и консервы из мяса

18,7

77,8

0,2

0,6

1801

Какао-бобы

34,2

131,5

-

-

2606

Руды и концентраты

алюминиевые

16,7

5,1

4,0

0,7


Источник: Госкомстат России. www.gks.ru

 

Импорт России  в 2010 года составил 202,0 млрд.долларов США и  по сравнению с 2009 года увеличился на 36,7%, в том числе из развивающихся стран– 155,6 млрд.долларов США (рост на 35,8%), из стран СНГ – 24,4 млрд.долларов США (рост на 42,6%). Товарная структура импорта преференциальных товаров за 2010г. представлена на рисунке 5.

Рис.5  Товарная структура ввоза  в Россию преференциальных товаров  в 2010г.

 

Доля импорта продовольственных  товаров и сырья для их производства составила 15,1% (в январе-октябре 2009 года – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-августом 2009 года возросли на 13,6%, в том числе: мяса свежего и мороженого – на 1,6%, рыбы – на 5,1%, сыров и творога – на 30,9%, сгущенного молока – в 15,5 раз, цитрусовых – на 16,3%, кофе – на 16,9%, сахара-сырца –  на 59,7%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 53,8%, кукурузы – на 19,1%, консервов из мяса – на 13,7%.

Рост стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с  январем-октябрем 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызван в основном ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 34,9%, сыров и творога – на 3,4%, пшеницы – на 2,7%, масла растительного – на 63,9%, продуктов содержащих какао – на 20,5%, нефтепродуктов – в 3,2 раза, удобрений – в 2,9 раза, пластмассы и изделий из нее – на 40,6%.

Рассмотрев показатели, товарную структуру  ввоза в Россию преференциальных товаров, необходимо проследить динамику ввоза преференциальных товаров в Россию из стран СНГ и развивающихся стран. Данная информация представлена на рисунке 6 в виде диаграммы.

 

Рис.6 Динамика ввоза преференциальных товаров в Россию в 2009-2010 гг.

 

Диаграмма однозначно показывает то, что показатели ввоза преференциальных товаров в 2009 году были значительно выше, особенно по некоторым товарным позициям. С вступлением в силу Решениея  Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС № 130 от 27.11.2009 «О едином  таможенно-тарифном  регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», мы наблюдаем спад импорта преференциальных товаров. Доля  наименее развитых стран в импорте России очень мала. Причем, необходимо учитывать, что преференции предоставляются в большей степени для развивающихся и наименее развитых стран. Все это указывает на то, что единая система преференций таможенного союза не совершенна. 

3. Совершенствование единой системы  преференций таможенного союза

Проведя анализ системы преференций, можно заключить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение. При этом в образовавшемся таможенном союзе Российской Федерации, Казахстана и республики Белоруссия список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, - в зависимости от дохода на душу населения(по сведениям Всемирного банка).

 Средний показатель данного  фактора в развивающихся странах  принимается равным от 2 до 6 тыс.  долл. США, что в 5 раз ниже  среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах  не в пользу нашего государства. Таким образом, выходит, что Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения, тем самым реализуя принцип верховенства международного законодательства. Такая льгота не является обоснованной. Считается целесообразным пересмотр перечня стран-пользователей преференций.

Таким образом, из проведенного во второй главе анализа, можно предложить исключение девяти стран из списка развивающихся стран, пользователей ЕСП таможенного союза: Антигуа и Барбуда, Венесуэла, Китай, Кувейт,  Ливия, Специальный административный район Китая Гонконг, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Чили.

Однако простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало  бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними.. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций, что оказало бы негативное влияние на торгово-политические отношения таможенного союза с другими странами.

Обратим внимание на то, каким образом  происходит изменение НСП в других странах. Например, программа Генеральной  системы преференций США распространяется на 150 государств и территорий. Общая система преференций ЕС распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций США и ЕС весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних проработок с целью не нанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом составе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом территориального охвата Генеральной системы преференций (отдельные пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально предоставляемых льгот. В результате, товарная ее номенклатура включает более 4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные преференции фактически распространяются всего на 7% совокупной стоимости импорта товаров в США. Технически же, если в США товар включен в Генеральную систему преференций, то он ввозится беспошлинно. Однако превышение импорта определенного уровня приводит к исключению данной товарной позиции из национальной схемы тарифных преференций.

Одно из решений для России - пойти по пути совершенствования  системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран, как показал анализ внешнеэкономической деятельности, занимает лишь малую долю в общем внешнеторговом обороте России.

Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядка внесения изменений. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций.

Список преференциальных товаров  имеет сельскохозяйственную направленность, тогда как все остальные страны, руководствуясь бурным развитием промышленного производства в развивающихся странах, уже переориентировали собственные преференциальные системы в интересах обрабатывающей промышленности. Международная производственная кооперация и забота органов власти этих стран по обеспечению недорогим сырьем, импортируемым на преференциальных условиях, собственные промышленные предприятия позволили развитым странам достигнуть в настоящий момент значительных преимуществ на мировом рынке товаров.

Таким образом, пересмотр действующего перечня преференциальных товаров  в сторону увеличения в нем  промышленной продукции, в которой  нуждается отечественная перерабатывающая промышленность, является, на мой взгляд, необходимым.

Подводя итог, можно сказать, что единая система преференций не совершена и требует частичного изменения. Достаточно обоснованными изменениями в Единой системе преференций таможенного союза являются:

- пересмотреть перечень стран-пользователей  преференций, ограничив его лишь  теми государствами, в которых среднедушевой доход ниже российского, то есть исключение девяти стран из данного списка;

- пересмотреть перечень товаров,  в отношении которых применяется  единая система преференций в  сторону увеличения товаров промышленной  продукции и возможного уменьшения продуктов продовольственного сектора.

 

Заключение

 

Изучив принципы построения единой системы преференций таможенного  союза, проведя анализ по основным показателям  импорта преференциальных товаров, можно сделать следующие выводы.

Единая система тарифных преференций  таможенного союза, применяемая  в целях содействия экономическому развитию развивающихся стран и  наименее развитых стран.

 Тарифные преференции являются  одной из разновидностей тарифных  льгот и связаны с применением  различного уровня ввозных пошлин таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми  предусматривают  РНБ, применяются базовые ставки таможенных пошлин. В отношении  товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое. Если в соответствии с единой системой преференций  предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении товаров и стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией единой системы преференций таможенного союза. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления  льгот.

Страна происхождения товара является одним из самых значимых элементов  для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций.

По итогам проведенного в курсовой работе анализа, следует выделить пути совершенствования единой системы преференций.

Для большей эффективности единой системы преференций целесообразно:

- пересмотреть перечень стран-пользователей  преференций, ограничив его лишь  теми государствами, в которых  среднедушевой доход ниже российского,  то есть исключение девяти стран из данного списка;

- пересмотреть перечень товаров,  в отношении которых применяется  единая система преференций в  сторону увеличения товаров промышленной  продукции и возможного уменьшения  продуктов продовольственного сектора.

Таким образом, полностью выполнены поставленные в начале работы цели и задачи.

 

Список использованных источников

 

  1. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130;
  2. О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18;
  3. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ): Утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130;
  4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный Закон РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
  5. О единых правилах определения страны происхождения товаров: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008;
  6. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010. – 191с.;
  7. Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // "Право и экономика".- 2008.- № 5;
  8. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле// Учебное пособие - СПб.: Изд-во «Бизнес-Пресса», 2004.- 253с.; 
  9. Ломакин В.К. Мировая экономика - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007. - 410 с.
  10. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования ВЭД // «Реформы и право».- 2008.- № 2;
  11. Эльянов А. Развивающиеся страны на кануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2000. - №8.;
  12. Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2007. - №2.;
  13. www.gks.ru
  14. www.economist.com
  15. www.expert.ru
  16. www.worldeconomy.ru
  17. www.wto.org
  18. www. gtmarket.ru
  19. www.budgetrf.ru
  20. www.customs.ru
  21. www.tks.ru
  22. www.vestsnab.ru
  23. www.vvs-info.ru
  24. http://www.tks.ru/news/nearby/2012/05/11/0005
  25. http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=15581&Itemid=1981

Информация о работе Нетарифное регулирование