Нетарифное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка принципов построения единой системы преференций таможенного союза.
Указанная цель обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
выделения целей определения страны происхождения товара;
рассмотрения модели единой системы преференций;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение единой системы преференций таможенного союза 4
1.1 Понятие единой системы преференций, как составляющей определения страны происхождения товара 4
1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара 7
2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза 16
2.1 Анализ реализации принципов ЕСП 16
2.2 Анализ внешнеторгового оборота, ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран и стран СНГ 18
3. Совершенствование единой системы преференций таможенного союза 18
Заключение 18
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

5) продукция, полученная в результате  охотничьего и рыболовного промысла  в данной стране;

6)  продукция  морского  рыболовного   промысла и другая продукция  морского промысла, полученная судном  данной страны;

7)  продукция, полученная на  борту перерабатывающего судна данной страны  исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;

8) продукция,  полученная  с морского  дна или из морских недр  за пределами  территориального  моря (вод) данной страны, при условии,  что данная  страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы  и  лом  (вторичное   сырье),  полученные  в результате  производственных  или  иных  операций по переработке в  данной стране, а также  бывшие  в  употреблении  изделия,  собранные  в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10)  продукция  высоких технологий, полученная в открытом космосе  на  космических  объектах,  если  данная  страна является  государством регистрации соответствующего  космического объекта.

Таможенным законодательством  предусмотрено, что, если в производстве  товаров участвуют две страны и более, страной происхождения  товаров считается страна, в которой  были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки  товара в данной стране являются:

1. Выполнение определенных производственных  или технологических операций, достаточных  для того, чтобы страной происхождения  товаров считалась страна, где эти операции имели место.

2. Изменение стоимости товаров,  когда процентная доля стоимости  использованных материалов или  добавленной стоимости достигает  фиксированной доли в цене  конечной продукции (правило адвалорной  доли).

3. Изменение классификационного кода по ЕТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

В удостоверение происхождения  товара из данной страны таможенный орган  вправе требовать представления  подтверждения страны происхождения  товара. Страна происхождения товара может определяться на основании сертификата происхождения или декларации о происхождении товара.

Сертификат происхождения товаров - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товаров  и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Существует несколько форм сертификата происхождения:

1. Сертификат формы «А» - удостоверяет  происхождение товаров из развивающихся или наименее развитых стран.

  1. Сертификат формы «СТ-1» - предоставляется при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза из стран СНГ.

3. Сертификат из свободных экономических  зон – применяются специальные  сертификаты:

      • одноразовые (на одну поставку);
      • генеральные (на один год).

Фактическое количество поставленного  товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более  чем на 5 процентов.

В случае утраты сертификата принимается  его официально заверенный дубликат (копия).В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности  заявленных сведений о происхождении  товара таможенный орган вправе потребовать  предоставления сертификата о происхождении  товара.

Еще одним документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация о происхождении товара.

Декларация о происхождении  товара представляет собой заявление  о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом  или отправителем в связи с  вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (товаросопроводительные документы, счет-фактура, счет-проформа и др.). Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

Таким образом, Единая система тарифных преференций таможенного союза  применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран и является одной из составляющих системы определения страны происхождения товара.

 

2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза

2.1 Анализ реализации принципов ЕСП

Как известно, преференции представляют собой предоставление льготных условий  в какой-либо сфере деятельности. Согласно преамбулы Протокола о  Единой Системе Преференций, цель их введения – содействие углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции.

В настоящее время статьей 7 Соглашения о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 года установлены общие принципы применения единой системы тарифных преференций Таможенного союза:

  • Обязательное выполнение условий международных соглашений
  • Невзаимный характер преференций
  • Недискриминационный характер преференций
  • Периодичность пересмотра ЕСП
  • Применение режима наиболее благоприятствуемой нации
  • Чувствительность преференциальных товаров
  • Прозрачности, прогнозируемости.

Рассмотрим подробнее реализацию вышеперечисленных принципов на примере внешнеторговой политики Российской Федерации.

Обязательное выполнение условий  международных соглашений – один из основополагающих принципов. Рассматриваемый  принцип должен реализоваться по нескольким направлениям, например:

  • таможенно-правовое сотрудничество стран-участниц таможенного союза со странами-участницами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья;
  • участие стран-участниц таможенного союза в международных торгово-таможенных организациях, например, РФ входит в состав участников ВТО (всемирная таможенная организация);
  • унификация таможенного дела стран-участниц таможенного союза с международными нормами и практикой.

Предоставление тарифных преференций  является одним из условий Генерального соглашения по тарифам и торговле, участницей которого является и Россия. Российская Федерация  предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам, а также государствам-участникам СНГ при одновременном выполнении ряда условий, связанных с наличием подтверждающих документов по происхождению товара, закупке товара и отгрузке товара из стран-пользователей единой системы преференций таможенного союза. Таким образом, система принципов применения единой системы тарифных преференций таможенного союза, с одной стороны, учитывает методологию национальной системы тарифных преференций, а с другой стороны, показывает, что предоставление тарифных преференций как важного элемента внешнеторговой политики таможенного союза осуществляется в соответствии и в рамках общепринятых международных норм и практики.

Принцип не взаимного  характера преференций. Реализация данного принципа – своего рода помощь в развитии экономики развивающихся и наименее развитых стран, которые в силу низкой развитости экономических отношений не могут в полной мере выйти на мировой рынок. Страны, которым предоставляются такие преференции, как правило, не имеют своих ресурсов для того, чтобы производить качественную, конкурентоспособную продукцию. Реализация этого принципа находится под тщательным контролем, чтобы избежать злоупотребления полученными привилегиями со стороны развивающихся и наименее развитых стран, так как, при отсутствии контроля над этим аспектом, государство, предоставляющее привилегию может понести потери и не избежать нанесения ущерба на своем внутреннем рынке;

Чтобы рассмотреть реализацию данного  принципа единой системой преференций  в РФ, рассмотрим показатели внешней  торговли РФ по странам в 2009-2010 гг. (см. таблица 1).

Таблица 1

Ипорт Российской Федерации по странам в 2008 – 2010 гг.

(в фактически действовавших  ценах; млн. долларов США)

 

2008

 

2009

 

2010

 
 

ИМПОРТ

доля

ИМПОРТ

доля

ИМПОРТ

доля

   

%

 

%

 

%

 Весь Мир

114858,5

100,00

148555,2

100,00

202439,6

100,00

 ЕС

51486,8

44,83

66869,8

45,01

84688,4

41,83

 АВСТРИЯ

1431,8

1,25

1817,5

1,22

2145

1,06

 БЕЛЬГИЯ

1728,6

1,50

2256,9

1,52

2884,4

1,42

 БОЛГАРИЯ

294,3

0,26

380,8

0,26

484,9

0,24

 ВЕНГРИЯ

1801,5

1,57

2358,6

1,59

2817,3

1,39

 ГЕРМАНИЯ

14518,7

12,64

18768,8

12,63

23623,1

11,67

 ГРЕЦИЯ

244,6

0,21

303,6

0,20

374

0,18

 ДАНИЯ

891,4

0,78

1209,7

0,81

1534,7

0,76

 ИРЛАНДИЯ

493,5

0,43

600

0,40

901,5

0,45

 ИСПАНИЯ

1558,3

1,36

2005

1,35

2668,1

1,32

 ИТАЛИЯ

5371

4,68

6999,3

4,71

8854

4,37

 КИПР

20,7

0,02

21,9

0,01

25

0,01

 ЛАТВИЯ

276,5

0,24

354,5

0,24

600,3

0,30

 ЛИТВА

625,8

0,54

759,6

0,51

851,3

0,42

 ЛЮКСЕМБУРГ

93,3

0,08

112,2

0,08

110,4

0,05

 МАЛЬТА

4

0,00

5,7

0,00

10,7

0,01

 НИДЕРЛАНДЫ

2525,6

2,20

3190,4

2,15

3869,3

1,91

 ПОЛЬША

2874,8

2,50

3772,7

2,54

5231,4

2,58

 ПОРТУГАЛИЯ

174,5

0,15

214,1

0,14

309,6

0,15

 РУМЫНИЯ

593,4

0,52

784,5

0,53

1199,6

0,59

 СЛОВАКИЯ

1392,7

1,21

1647,1

1,11

2277,5

1,13

 СЛОВЕНИЯ

502

0,44

685,8

0,46

924,2

0,46

 СОЕД.КОРОЛЕВСТВО

2394,6

2,08

3177,5

2,14

4012,1

1,98

 ФИНЛЯНДИЯ

2767,3

2,41

3547,2

2,39

4121,7

2,04

 ФРАНЦИЯ

5382

4,69

7315,3

4,92

8958,3

4,43

 ЧЕШСКАЯ  РЕСП.

1599,1

1,39

2046,3

1,38

2589

1,28

 ШВЕЦИЯ

1396,4

1,22

1838

1,24

2460,2

1,22

 ЭСТОНИЯ

277,9

0,24

344,8

0,23

475,5

0,23

 АТЭС

35684,7

31,07

46023,3

30,98

69749,5

34,45

 АВСТРАЛИЯ

427,4

0,37

538,9

0,36

664,5

0,33

 ВЬЕТНАМ

498,4

0,43

631,7

0,43

999,7

0,49

 ГОНКОНГ

25,3

0,02

30,1

0,02

55,1

0,03

 ИНДОНЕЗИЯ

463,1

0,40

581,6

0,39

930,4

0,46

 КАНАДА

860,2

0,75

1088,7

0,73

1249,7

0,62

 КИТАЙ

15191,1

13,23

20070,5

13,51

35147,1

17,36

 КОРЕЯ,  РЕСП.

3326

2,90

4365,3

2,94

6579,4

3,25

 МАЛАЙЗИЯ

780

0,68

1022,6

0,69

1172,4

0,58

 МЕКСИКА

184,3

0,16

226,1

0,15

395,8

0,20

 НОВАЯ  ЗЕЛАНДИЯ

95,6

0,08

112,1

0,08

133,5

0,07

 ПАПУА-НОВАЯ  ГВИНЕЯ

3,3

0,00

4,2

0,00

7

0,00

 ПЕРУ

19,8

0,02

24

0,02

55,2

0,03

 СИНГАПУР

595,4

0,52

661,3

0,45

301,1

0,15

 США

6300,3

5,49

8055

5,42

9677,8

4,78

 ТАИЛАНД

639,2

0,56

841,1

0,57

1212

0,60

 ТАЙВАНЬ  (КИТАЙ)

609,5

0,53

819,7

0,55

1370,9

0,68

 ФИЛИППИНЫ

111,1

0,10

143,1

0,10

268,8

0,13

 ЧИЛИ

207,8

0,18

242,3

0,16

297,6

0,15

 ЯПОНИЯ

5346,8

4,66

6564,7

4,42

9231,7

4,56

 СНГ

14808,2

12,89

19397,2

13,06

27064,8

13,37

 ЕВРАЗЭС

8226,7

7,16

10611,9

7,14

13561,1

6,70

 АЗЕРБАЙДЖАН

167,4

0,15

268,1

0,18

326,9

0,16

 АРМЕНИЯ

75,8

0,07

98,4

0,07

136,7

0,07

 БЕЛАРУСЬ

4723,8

4,11

6037

4,06

8916,5

4,40

 ГРУЗИЯ

23,4

0,02

23,4

0,02

-

 

 КАЗАХСТАН

2548,5

2,22

3278,4

2,21

2663,7

1,32

 КИРГИЗИЯ

281,9

0,25

346,5

0,23

359,8

0,18

 МОЛДОВА,  РЕСП.

218,7

0,19

310,5

0,21

370,6

0,18

 ТАДЖИКИСТАН

139,7

0,12

189,1

0,13

194,4

0,10

 ТУРКМЕНИЯ

31,1

0,03

40,7

0,03

120

0,06

 УЗБЕКИСТАН

532,8

0,46

760,8

0,51

1426,7

0,70

 УКРАИНА

6065,3

5,28

8044,1

5,41

12549,6

6,20

 АРГЕНТИНА

797,8

0,69

1014,7

0,68

823,2

0,41

 БРАЗИЛИЯ

2589,2

2,25

3133,7

2,11

3682,7

1,82

 ВИРГИН.ОСТР., БРИТ.

0

0,00

0

0,00

2,5

0,00

 ЕГИПЕТ

170,4

0,15

184,9

0,12

247,5

0,12

 ИЗРАИЛЬ

472,5

0,41

550,1

0,37

718,4

0,35

 ИНДИЯ

1038,3

0,90

1361,1

0,92

1919,4

0,95

 ИРАН, ИСЛАМ.РЕСП.

148,9

0,13

185,6

0,12

227,4

0,11

 КУБА

65,2

0,06

67,3

0,05

52,7

0,03

 МОНГОЛИЯ

30,7

0,03

52,1

0,04

70,6

0,03

 НОРВЕГИЯ

784,1

0,68

1000,5

0,67

1263,3

0,62

 ТУРЦИЯ

2185,2

1,90

2836,9

1,91

4240,8

2,09

 ШВЕЙЦАРИЯ

1298

1,13

1727,9

1,16

2054,2

1,01

 ЮЖНАЯ  АФРИКА

229,3

0,20

282,1

0,19

442,3

0,22

 ГРУЗИЯ (вне СНГ)

0,3

0,00

4,1

0,00

36,5

0,02

Прочие  страны

3068,9

2,67

3863,9

2,60

5155,2

2,55


Источник: Госкомстат России. www.gks.ru

 

В представленной таблице  приведены объемы импорта из основных стран - импортеров за 2010 год и 2009 год, выраженные в фактически действовавших ценах; млн. долларов США. Из таблицы видно, что импорт из наименее развитых стран практически отсутствует. Исламская Республика (Афганистан) – единственная страна, импортирующая товары в РФ и включенная в список наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Доля импорта из Афганистана очень мала и в указанном периоде составила всего   170,7 млн. долларов США, то есть 0,1 % доли общего импорта за январь-август 2010года. Это подтверждает то, что то таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи.

Достаточно большое  количество стран включено в перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Такие страны: Нидерландские Антильские острова, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Китай, Республика Корея, Малайзия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Чили, Аргентина, Бразилия, Британские Виргинские острова, Египет, Индия, Куба, Монголия, Турция, Южная Африка. В сумме поставки из этих развивающихся стран составляют 30,8 % от общего объема импорта за представленный период.

Можно сделать вывод о том, что, в целом, реализация принципа невзаимного  характера преференции находит  свое отражение во внешней торговле России. Таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Следующий принцип – принцип не дискриминационного характера преференций. Данный принцип должен реализоваться не зависимо от ситуации, сложившейся во внешнеторговых отношениях, это подразумевает то, что все страны на равных основаниях, не зависимо от их экономической развитости или положения на мировой арене имеют право на применение в отношении них данного принципа. В соответствии с Протоколом о Единой системе тарифных преференций в перечень стран-пользователей ЕСП включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода, а также, если объем ввоза из этой стран товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп ЕТН ВЭД за 2 предшествующих года не превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран-пользователей системы преференций.

Информация о работе Нетарифное регулирование