Нетарифное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка принципов построения единой системы преференций таможенного союза.
Указанная цель обеспечивается путем решения следующих задач:
рассмотрения единой системы преференций, как составляющей страны происхождения товара;
выделения целей определения страны происхождения товара;
рассмотрения модели единой системы преференций;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение единой системы преференций таможенного союза 4
1.1 Понятие единой системы преференций, как составляющей определения страны происхождения товара 4
1.2 Модель единой системы преференций. Цель определения страны происхождения товара 7
2. Анализ принципов единой системы преференций Таможенного союза 16
2.1 Анализ реализации принципов ЕСП 16
2.2 Анализ внешнеторгового оборота, ввоза преференциальных товаров из развивающихся стран и стран СНГ 18
3. Совершенствование единой системы преференций таможенного союза 18
Заключение 18
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим, объем тарифных преференций, предоставленных странам  СНГ  в январе-октябре 2010г. – 660,92 млн. долларов США, притом около 93% тарифных преференций, предоставленных Россией, приходится на пять стран – Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан (Рисунок 1). Следует отметить, что с вышеуказанными странами Россия имеет давнюю тесно связанную внешнюю торговлю, которая построена на принципе взаимных уступок и носит не дискриминационный характер.

Рис.1 Доля отдельных государств-участников СНГ в общем объеме предоставленных Россией тарифных преференций странам СНГ

в 2010 г.

 

Объем тарифных преференций, предоставленных  развивающимся и наименее развитым странам  в январе-октябре 2010г. составляет 860,5 млн. долларов США.

 

Рис.2 Доля отдельных развивающихся стран в общем объеме предоставленных Россией тарифных преференций развивающимся странам в 2010 г.

 

Как видно, из рисунка 2 странами-лидерами, получаемых тарифные преференции от России стали Китай, Монголия, Бразилия, Индия, Республика Корея и Алжир. Следует заметить, что все вышеперечисленные страны относятся к перечню стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Реализация принципа наиболее благоприятствуемой нации подразумевает создание условий, при которых страны, договорившиеся об РНБ имеют право на основе взаимствования пользоваться всеми преимуществами, которые договаривающееся государство предоставляет третьим странам по согласованному кругу отношений.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, во внешней торговле Россией  реализуются принципы не дискриминационного характера преференций, заключающийся  в том, что они имеют распространение  на все развивающиеся страны и  наименее развитые страны без каких-либо исключений, и применяется, также,  режим наиболее благоприятствуемой нации. Вместе с тем стоит заметить и тот факт, что при рассмотрении данных принципов была выявлена одна из наиболее актуальных проблем в национальной системе преференций. Так Россией предоставляются таможенные преференции ряду развивающихся стран, в числе которых можно отметить быстро прогрессирующие государства (Южная Корея, Сингапур, Тайвань), а также некоторые европейские страны (Кипр, Словения, Мальта), которые только что стали полноправными членами Европейского союза. Для того, чтобы установить, целесообразно ли предоставление таких преференций всем странам, входящим в данный список, необходимо проанализировать экономические показатели данных стран. Список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, - в зависимости от дохода на душу населения. В таблице 3 представлен среднедушевой доход населения развивающихся стран и Российской Федерации в 2009 году.

Таблица 3

Среднедушевой доход населения развивающихся стран – пользователей единой системы преференций таможенного союза и Российской Федерации в 2010 - 2011 году в долл. США по данным Всемирного банка

Страна

долл. США

Российская Федерация

10400

Антигуа и Барбуда

12,060

Бруней 

31,800

Венесуэла

11,920

Китай

35360

Кувейт

48,900

Ливия

12,320

Специальный административный район Китая Гонконг

      35,160

Тринидад и Тобаго

15,040

Хорватия

13,850

Багамские Острова 

21,970

Барбадос 

12,660

Бахрейн 

15,920

Бразилия 

10,720

Катар 

80,440

Объединенные Арабские Эмираты

40,760

Оман

19,260

Саудовская Аравия

17,820

Сейшельские острова

11,130

Сент – Китс и Невис

12,480

Сингапур

42,930

Уругвай

11,860

Чили

12,280


 

Как видно из представленной таблицы  девять стран из списка развивающихся стран имеют среднедушевой доход в 2009 году выше среднедушевого показателя в Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод, что список развивающихся стран – пользователей ЕСП таможенного союза не совершенен. Принцип построения данного списка, принятый в ЕС, в зависимости от дохода на душу населения, не должен применяться в Российской Федерации. Предоставление преференций таким странам как Антигуа и Барбуда, Венесуэла, Китай, Кувейт,  Ливия, Специальный административный район Китая Гонконг, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Чили является нецелесообразным для России.

Отсюда следует, что Россия предоставляет  таможенные преференции не только слаборазвитым  странам, требующим экономической  поддержки со стороны мирового сообщества, но и экономически развитым государствам, которые по показателю ВВП на душу населения намного опережают Россию.

Значит, принцип невзаимного характера  преференций осуществляется не совсем целесообразно в отношении части  стран.

Принцип периодичности  пересмотра ЕСП реализуется на практике, так до вступления РФ в таможенный союз пересмотр национальной системы преференции осуществлялся не реже, чем один раз в год, что касается ЕСП, то тут ситуация не изменилась. Это обуславливается тем, что на данный момент внешнеэкономическая обстановка еще не стабилизировалась, это связано в первую очередь с вступлением РФ в таможенный союз, следствием чего является изменение нормативно-правовой базы, реформирование внешнеторговых отношений.

Чувствительность преференциальных товаров – Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества  
от 27 ноября 2009г. №18 утвержден список Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом. К основным факторам чувствительности товаров можно отнести: технологическую дифференциацию товарной номенклатуры, дифференцированную политики в зависимости от необходимости в протекционистской защите тех или иных национальных секторов и производств; степень регионально ориентированного протекционизма.

Рассмотрим на основании рисунка 3, импорт преференциальных товаров  из стран дальнего зарубежья и  стран СНГ в 2010 г. в Россию.

 

Рис.3 Объем ввоза преференциальных товаров в Российскую Федерацию (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США) из стран дальнего зарубежья и стран СНГ за 2010г.

 

Из диаграммы видно, что ввоз преференциальных товаров в 2010 году осуществлялся в основном из стран  дальнего зарубежья. Преобладали товары: цитрусовые, мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, рыба свежая и мороженая, а так же чай и кофе. Из стран СНГ преобладает ввоз волокна хлопкового, нечесаного. Таким образом, принцип чувствительности находит свое отражение во внешнеторговой политике РФ, поскольку изучение структуры российского импорта из развивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция. Вышеперечисленные импортируемые товары входят в перечень чувствительных товаров и составляют значительную долю в импорте товаров в РФ.

Принцип прозрачности и прогнозируемости подразумевает реализацию таможенной деятельности максимально понятной для всех, т.е. что касается таможенных преференций, то тут необходимо обратить внимание на то, что распределение преференций должно осуществляться по понятной для всех схеме. Согласно принципам ГАТТ\ВТО Принцип "прозрачности" (транспарентности) означает, что любые национальные законодательные и административные правила внешнеэкономического регулирования должны согласно условиям ВТО публиковаться, быть доступными, в том числе и для иностранных заинтересованных лиц и организаций. При правильной реализации данного принципа участники ВЭД, которым предоставляются преференции смогут максимально точно предсказать ход, основания и условия предоствления преференций. Можно сказать, что данный принцип реализуется, так как создана достаточно прозрачная, соотвтетсвующая международным нормам,  нормативно-правовая база данных, регламентирующая данные правоотношения, в том числе и ведомственные нормативные акты, а  также поскольку  существует оперделенный алгоритм (технология) предоставления преференций. Под технологией определения страны происхождения товара понимается совокупность таможенных процедур по установлению достоверности заявления страны происхождения товара и обоснованности предоставления тарифных преференций, выраженных в виде формализованных алгоритмов принятия решений.

1 этап – Установить группу  стран-пользователей ЕСП (относится  ли она к развивающимися или  наименее развитым);

2 этап – Относится ли ввозимый  товар к преференциальным;

3 этап – Относится ли страна  к числу развитых или наименее  развитых.

Отсюда можно сделать вывод, что страна происхождения товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит в основе единой системы преференций таможенного союза.

На основании проведенного анализа  ввоза преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран можно сделать вывод о том, что объемы внешней торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран. Не все принципы единой системы преференций реализуются на практике во внешней торговле России с другими странами, некоторые из них осуществляются не в полной мере. Так, к принципам, которые реализуются Единой системой преференций ТС относятся: обязательно выполнение условий международных соглашений, принцип прозрачности и прогнозируемости, принцип периодичности пересмотра ЕСП, принцип чувствительности товаров. Выполняются следующие принципы: принцип невзаимного характера преференций, не дискриминационного характера преференций, принцип применения режима наиболее благоприятствуемой нации. Следует заметить тот факт, что проведенный анализ показал необходимость пересмотра законодательной базу в области применения тарифных льгот в отношении товаров из ряда развивающихся стран  с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

2.2 Анализ внешнеторгового оборота,  ввоза преференциальных товаров  из развивающихся стран и стран  СНГ

 

Весьма актуальным в исследовании динамики и структуры товарооборота из стран, пользующихся ЕСП ТС, является анализ  предоставления преференций в отношении товаров, происходящих из стран-членов СНГ и развивающихся стран.

По данным таможенной статистики импорт преференциальных товаров из стран СНГ и развивающихся стран за 2009г. представлен в таблице 1, за январь-октябрь 2010г. – в таблице 4.

Таблица 4

 

Импорт преференциальных товаров из стран СНГ и развивающихся стран в РФ за 2009г.

 

Код

ТН ВЭД

Наименование

товара

Развивающиеся и наименее развитые страны

Страны СНГ

тыс.

тонн

млн.

долл.

тыс.

тонн

млн.

долл.

 

Всего:

-

167371

-

145587

0201-0204

Мясо свежее и мороженое

1 309,90

4 268,80

1290,6

4207,8

0207

Мясо птицы свежее и

мороженое

964,8

1 088,40

964,8

1088,4

0302-0304

Рыба свежая и мороженая

794,5

1 443,70

775,7

1428

0402

Молоко и сливки сгущенные

13,2

39,8

12

36,3

0405

Масло сливочное

61,5

162,4

61,2

161,7

0805

Цитрусовые

1 279,70

1 017,70

1267

1011,4

0901

Кофе

89,3

246,5

88,8

244,7

0902

Чай

182,1

500,4

179,7

495,7

1512

Масло подсолнечное

43,4

35,6

1,1

1,6

1602

Изделия и консервы из мяса

30,6

125,1

30,5

124,9

1801

Какао-бобы

51,4

160

51,4

160

2606

Руды и концентраты

алюминиевые

13,6

5,9

12,3

5,7

Информация о работе Нетарифное регулирование