Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обоснование необходимости перехода к конвертируемости национальной валюты, проанализировать и выработать перспективу конвертируемости национальной валюты для Республики Беларусь на основе анализа международного опыта.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие конвертируемой валюты, классифицировать режимы конвертируемости и выявить условия перехода к конвертируемой валюте;
исследовать подходы к валютным ограничениям в разных странах мира;
охарактеризовать условия конвертируемости белорусского рубля и исследовать его перспективы в качестве валюты с режимом полной конвертируемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
Теоретические основы конвертируемости национальных валют………...7
Понятие конвертируемости национальных валют………………………..7
Виды конвертируемости национальных валют……………………………9
Пути достижения конвертируемости валют……………………………..11
2. Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях………………………………………………………………………...15
2.1 Анализ международного опыта обеспечения конвертируемости национальных валют……………………………………………………….......15
2.2 Анализ конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
3. Перспективы развития конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......35
Список использованных источников………………………………………….37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 248.08 Кб (Скачать файл)

А)  выбор  момента и темпа введения обмена валюты;

Б)  для кого она предназначена (резидентов или нерезидентов);

В) по каким  операциям – текущим операциям  платежного баланса или финансовым;

Г) степени  необходимости валютных ограничений [3, стр. 451].

Но, несмотря на все это, конвертируемость валюты не является атрибутом «чистого рынка». В настоящее время обеспечение  конвертируемости кредитно-бумажных денег  в решающей степени зависит от воли и политики государства, берущего на себя разработку и реализацию соответствующих  правовых норм внутри страны и необходимых  договоренностей с заграницей.

Политика государства в этой сфере называется валютной политикой. Она являет собой часть экономической  политики государства и внешнеэкономической  политики, представляющую систему действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия  на валютный курс и валютные операции.

Валютная  политика вторична по отношению к  производству, поскольку на первом месте стоит комплекс мер, который  обеспечивает стабильный рост реального  сектора экономики, налаживание  процесса воспроизводства, достижение целей структурной политики страны, вытекающей из общегосударственной  экономической концепции. Но при  этом валютная политика является частью механизма для достижения целей  экономической политики и необходима ее тесная взаимосвязь с мерами по обеспечению устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, ограничению  инфляции, поддержанию равновесия платежного баланса.

Таким образом, валютная политика как часть экономической  политики государства способствует решению перспективных и текущих  задач, направленных на структурные  изменения в экономике для  достижения устойчивости экономического роста, сдерживания инфляционных процессов  и безработицы, на основе целенаправленного  и эффективного использования валютных средств. Содержание валютной политики составляет комплекс мер, обеспечивающих относительную эквивалентность  обменного курса национальной валюты, равновесие платежного баланса, формирование золотовалютных резервов страны [7, c. 5-6].

В рамках рассматриваемой темы наиболее интересными  для изучения представляются валютные ограничения как инструменты  валютной политики.

Валютные  ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов или нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями [3, c. 451-452].

Они преследуют следующие цели:

1) выравнивание платежного баланса; 

2) поддержание валютного курса; 

3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.  

Степень открытости экономики и уровень  экономических свобод субъектов  хозяйствования напрямую связаны с  возможными изменениями режима конвертируемости национальной валюты, что объясняет  важность модернизации системы валютных ограничений.

Впервые валютные ограничения стали применяться  в годы первой мировой войны в  воюющих странах. В период временной  стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат внешних долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валютные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.

С началом  Второй мировой войны валютные ограничения  распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения  отсутствовали лишь в США, Швейцарии. Канаде; некоторые страны Латинской  Америки сохранили свободу валютных операций под давлением США, заинтересованных в беспрепятственном переводе капиталов  и прибыли от своих инвестиций в этом регионе.

Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений  через МВФ. В статье VI Устава МВФ говорится, что государствам-членам предоставлена полная свобода в части введения мер валютного контроля для регулирования трансграничных потоков капитала в целях поддержания платежного баланса и обменного курса национальных валют [5, c. 7].

Углубление  внешнеэкономических связей в 80-е  годы породило еще большую необходимость  в либерализации валютных отношений, снятии валютных ограничений, продвижении  к конвертируемости национальных валют. Такую же позицию занимал и  МВФ. Рекомендации странам-участницам, прежде всего, сводились к необходимости  обеспечения конвертируемости по счету  текущих операций, хотя в целом  МВФ являлся сторонником постепенной  отмены всяких валютных ограничений. Совокупность этих факторов привела к тому, что  многие развивающиеся страны, сделавшие  ставку на развитие экспортного потенциала за счет привлечения иностранного капитала, вслед за индустриально развитыми  странами включились в процесс либерализации  трансграничных капитальных потоков.

В ряде случаев  либерализация валютных режимов  стран третьего мира носила вынужденный  характер, была обусловлена затяжным кризисом внешней задолженности, развернувшимся процессом конверсии долгов иностранным  банкам в национальные ценные бумаги. С 1984 г. в развивающихся странах  все отчетливее проявлялась тенденция  ослабления ограничений на трансграничное движение капиталов, принимались меры по расширению притока иностранного капитала [8, с. 20].

Дальнейшее  развитие рынка капиталов, связанное  с усилением процессов глобализации, снятием административных ограничений  во многих странах и проведением  экономических преобразований в  развивающихся странах и странах  с переходной экономикой, требовало  еще большей свободы движения капитальных средств. В связи  с этим все большее количество стран стремилось к устранению ограничений  на движение капиталов. Такую же позицию  оформил и МВФ в своем отчете за 1996 г.

Однако  в конце 90-х годов финансовые кризисы  в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки заставили  мировое экономическое сообщество взглянуть на либерализацию валютного  режима в ином свете. Проявились макроэкономические риски, которые заставили многие страны (прежде всего развивающиеся) пойти на попятный и ужесточить валютное регулирование, ограничив режимы конвертируемости. Примеры таких стран можно  увидеть в таблице 2.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Перечень некоторых стран, изменявших режим конвертируемости в 1973- 2001 гг.

Страна

Год введения конвертируемости

Год отказа от конвертируемости

Аргентина

1994

2001

Боливия

1987

1996

Гондурас

1973

1980

Гонконг

1973

1996

Индонезия

1973

1997

Иран

1975

1978

Малайзия

1974

1997

Мексика

1973

1982

Парагвай

1983

1984

Сингапур

1979

1996

Уругвай

1979

1993

Эквадор

1973

1993


Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Осознание того, что либерализация движения капитала увеличивает вероятность  возникновения финансового кризиса, усиливает чувствительность рынков к внешним шокам и приводит к формированиям т.н. «спекулятивных пузырей», привело к тому, что  как многие страны, так и МВФ  пересмотрели свое во многом одностороннее  отношение к режиму полной конвертируемости.

Мировой финансово-экономический  кризис 2007-2009 гг. заставил МВФ пересмотреть перечень рекомендаций, разработанных  ранее для развивающихся стран – потенциальных импортеров капитала. Чтобы снизить риски возникновения новых пузырей, МВФ предложил вводить ограничения на приток спекулятивного капитала, хотя свобода финансовых операций до кризиса являлась одним из главных принципов, закрепленных уставом МВФ.

С одной стороны, такая политика стала стимулом к экономическому росту, с другой – привела к необоснованному повышению стоимости активов и масштабным спекуляциям на фондовых рынках. В конечном итоге это вылилось в усугубление последствий мирового финансово-экономического кризиса для стран с развивающимися рынками.

Как следствие, МВФ пришел к выводу о необходимости введения ограничений, включая такие инструменты, как налоги и резервирование, которые  будут сдерживать быстрый рост объемов  международных инвестиций в развивающиеся  страны [8, c. 22].

Мировая практика и исследования показывают, что эффективность применения валютных ограничений определяется, прежде всего, краткосрочностью их действий, невозможностью обхода данных ограничений со стороны  экономических агентов и сопровождается наличием реформаторских процессов  в экономической и других сферах государства.

Помимо получения определенного  эффекта и выгод (уменьшение спроса на иностранные активы, сокращение оттока капитала из страны и т. д.), валютные ограничения и обременения имеют  и ряд существенных недостатков: дополнительный барьер для привлечения  иностранных инвестиций в экономику; дискриминация малого и среднего бизнеса; продолжительность их действия; асимметричность применения; возможность  осуществления арбитража; дополнительные издержки; увеличение теневого сектора  экономики; долларизация экономики; стимул для лоббирования и коррупции. Наличие  данных недостатков предопределяет в целом неэффективность применения валютных ограничений и обременений (в особенности по операциям текущего характера).

Сегодня большинство стран мира стремятся увеличить степень конвертируемости своих национальных валют. МВФ практически автоматически регистрирует заявку любой страны на ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже более 165 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня признаются конвертируемыми [9, с. 68].

Гораздо меньше существует денежных единиц, которые  являются полностью конвертируемыми: такой статус они могут получить лишь при условии снятия всех ограничений  на движение капитала.

Несмотря  на то, что в первой главе мы дали понятию «свободно конвертируемая валюта» определение, относящее  к таковым любые валюты, свободно и без ограничений обмениваемые на иные, на практике иногда под ними понимают другой круг денежных единиц. Часто, говоря о свободно конвертируемых валютах, подразумевают те валюты, которые  приняты для расчетов в международной  межбанковской системе CLS [10].

Система предоставляет крупнейшим мировым  банкам возможность обмена валюты между  собой, их клиентами и другими  третьими сторонами. Особенность полностью  конвертируемых валют, представленных в системе, заключается в том, что они не только обладают возможностью участвовать в любых платежах в неограниченном количестве, но и  действительно в них участвуют, то есть опосредуют мировой товарооборот.

В таблице 2.2 представлен список валют, участвующих в системе.

 

Таблица 2.2 – Перечень валют, принятых для расчетов в международной межбанковской системе CLS на 24.11.2012

Дата принятия

Наименование валюты

-

  • Австралийский доллар
  • Канадский доллар
  • Евро
  • Японская иена
  • Швейцарский франк
  • Британский фунт
  • Доллар США

2003

  • Шведская крона
  • Датская крона
  • Норвежская крона
  • Сингапурский доллар

2004

  • Гонконгский доллар
  • Южнокорейская вона
  • Новозеландский доллар
  • Южноафриканский ранд

2008

  • Израильский новый шекель
  • Мексиканский песо

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Таким образом, подходы к использованию валютных ограничений с течением времени  претерпевали значительные изменения. Наиболее аргументированной на данный момент является позиция, согласно которой  каждая страна должна стремиться к  максимальной интеграции в мировой  товарооборот, однако параметры валютной политики (и валютных ограничений  в частности), необходимые мероприятия  и темпы перехода к режимам  полной конвертируемости должны рассчитываться для каждого государства отдельно с учетом всех макроэкономических и  внешнеторговых факторов.

Информация о работе Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях