Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование необходимости перехода к конвертируемости национальной валюты, проанализировать и выработать перспективу конвертируемости национальной валюты для Республики Беларусь на основе анализа международного опыта.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие конвертируемой валюты, классифицировать режимы конвертируемости и выявить условия перехода к конвертируемой валюте;
исследовать подходы к валютным ограничениям в разных странах мира;
охарактеризовать условия конвертируемости белорусского рубля и исследовать его перспективы в качестве валюты с режимом полной конвертируемости.
Введение………………………………………………………………………….5
Теоретические основы конвертируемости национальных валют………...7
Понятие конвертируемости национальных валют………………………..7
Виды конвертируемости национальных валют……………………………9
Пути достижения конвертируемости валют……………………………..11
2. Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях………………………………………………………………………...15
2.1 Анализ международного опыта обеспечения конвертируемости национальных валют……………………………………………………….......15
2.2 Анализ конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
3. Перспективы развития конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......35
Список использованных источников………………………………………….37
2.2 Анализ конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь
В условиях распада СССР и приобретения в 1991 г. Республикой Беларусь политического суверенитета, перед монетарными властями возник вопрос формирования независимой валютной политики. К началу 90-х гг. денежная единица Советского Союза значительно потеряла покупательную способность и не отвечала интересам внутренних торговых связей экономики Республики Беларусь.
До 1992 г.
монетарная политика властей республики
сильно зависела от экономических приоритетов
Российской Федерации. Однако в феврале
1992 г. направления валютных политик
РБ и РФ разошлись: Центробанк РФ при
определении курсовой политики начал
придерживаться рыночных основ и
приступил к установлению официального
рыночного курса, в то время как
РБ сохранила прежнюю
Механизм
валютного курса, максимально приближенный
к режиму свободного плавания, на практике
сочетался с разовыми интервенциями
Национального банка для
Фиксированный
режим обменного курса, не отражавший
экономическую ситуацию в стране
и повлекший новый виток
Планируемый
для реализации в 1996 г. режим регулируемого
плавания в рамках валютного коридора
фактически привел к возврату к административному
режиму множественности валютных курсов.
В целях либерализации
С целью исправления ситуации в 1997 г. Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты. В январе 1997 г. курс белорусского рубля снизился на 47 %. В течение остального периода 1997 г. проводилась плавная девальвация национальной валюты с целью снижения разрыва между официальным курсом белорусского рубля и котировкой белорусского рубля на рынке нерезидентов.
В сентябре
2000 г. Национальный банк от множественной
системы курсов перешел к установлению
единого валютного курса, что
на тот момент явилось одним из
важнейших достижений денежно-кредитной
политики. Этот момент стал переломным
и для проводимой монетарными
властями политики в отношении валютных
ограничений: Национальный банк начал
процесс либерализации
В ноябре 2001 г. Республика Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, то есть белорусский рубль был признан валютой, обладающей признаками внутренней и внешней конвертируемости по текущим операциям. Это стало возможным, в первую очередь, благодаря обеспечению Национальным банком свободного доступа нерезидентов к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах рынка. Помимо этих мероприятий Национальный банк впервые провел масштабную либерализацию валютного законодательства в части проведения резидентами валютных операций капитального характера и тем самым снял практически все ограничения на приток инвестиций в республику [8, c. 23].
Активная
фаза либерализации была завершена
в 2003-2004 гг. путем совершенствования
нормативной базы, а именно с принятием
основополагающих документов по валютному
регулированию: Закона Республики Беларусь
«О валютном регулировании и валютном
контроле» и Правил проведения валютных
операций, утвержденных постановлением
Правления Национального банка 30
апреля 2004 г. Закон обобщил основные
нормы законодательства в области
валютного регулирования и
Проследить за процессами эволюции валютных ограничений в РБ и изменением степени конвертируемости национальной валюты можно используя приложение А.
Таким образом, Национальный банк последовательно увеличивал степень конвертируемости национальной валюты, которая прежде была на весьма низком уровне из-за действия множества ограничений, которые в основном были связаны с необходимостью защиты национального валютного рынка от назревающих кризисных явлений.
За реформацией
валютного законодательства и отменой
валютных ограничений на приток капитала
в форме прямых и портфельных
инвестиций, а также на приобретение
недвижимости в 2001-2004 гг. последовал следующий
этап либерализации валютного
На фоне
этих положительных тенденций
Собственно,
начиная с 2007 г. кардинальных реформ
валютного законодательства, направленных
на увеличение степени конвертируемости
белорусского рубля, не проводилось. Наоборот,
вследствие неблагоприятных
На протяжении 2007 г. в Правила проведения валютных операций было внесено еще несколько изменений, одна часть которых была направлена на либерализацию валютного режима, а другая – на его ужесточение. В 2008 г. Национальный банк продолжил вносить изменения в порядки проведения операций. Большинство этих изменений были связаны с увеличением степени конвертируемости национальной валюты.
Однако принятие этих мер совпало с началом мирового финансово-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация характеризовалась увеличением спроса на иностранную валюту с одной стороны и сокращением поступлений валютной выручки в республику с другой стороны. Помимо этого значительная часть рублевых депозитов населения была изъята держателями с целью покупки иностранной валюты. При всей сложности положения на валютном рынке, среди мер, предпринятых Национальным банком (а они также включали снижение курса белорусского рубля (4.5% к USD) , введение реестра предварительных заявок на покупки иностранной валюты банками и др.), дополнительных административных ограничений было установлено немного. Наиболее серьезное из них содержалось в постановлении Правления №165 от 11.11.2008 г., где устанавливалось ограничение на осуществление субъектами хозяйствования авансовых платежей. Никаких других значительных мер по пресечению свободного оттока капитала из страны предпринято не было.
В 2009 г. Национальный банк продолжил реализацию комплекса мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране. 2 января 2009 г. Национальный банк девальвировал белорусский рубль, снизив его обменный курс на 20.5% к USD [14]. В то же время никаких дополнительных валютных ограничений введено не было. В 2009 г., несмотря на серьезные последствия экономического кризиса, было продолжено смягчение режима валютного регулирования. 3 июня 2009 г. были внесены значимые поправки в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Новая редакция закона предусматривала несколько иные принципы отнесения валютных операций к текущим либо капитальным. В частности,
Таким образом, уже на конец 2009 г. практически все валютные операции капитального характера, осуществляемые между резидентами и нерезидентами в рамках притока иностранного капитала в Республику Беларусь, проводились без ограничений. Отток денежного капитала был все еще подвержен контролю со стороны регулятора. Однако режим внешней конвертируемости действует и в отношении операций капитального характера: нерезидентам для проведения валютных операций (не только связанных с репатриацией прибыли) получать разрешения у Национального банка не требуется [8, c. 28]. В 2010 году никаких значительных реформ не производилось, поэтому на 2011 г. объем валютных ограничений практически не изменился.
С начала 2011 г. на фоне девальвационных ожиданий населения в республике наблюдалось развитие валютного кризиса. В итоге с середины марта того же года спрос на иностранные валюты возрос настолько, что через несколько дней их продажа населению полностью остановилась (данные представлены в таблице 2.3). В целях стабилизации положения на валютном рынке Национальный банк ввел некоторые ограничения по расчетам по импорту (которые, напомним, считаются текущими операциями). Так, 5 января 2011 г. регулятор запретил авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков. Существенные изменения в схемы расчетов с нерезидентами были внесены и совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 февраля 2011г. № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров».
Таблица 2.3 – Информация о покупке – продаже физическими лицами наличной иностранной валюты за период 2011-2012 гг. ,млн долларов США
Примечание – Источник: [15, с. 163]
Как уже раннее было отмечено, в марте 2011 года наблюдался резкий скачок спроса на иностранные валюту (1191,1 млн долларов США), и сальдо за текущий месяц составило 560 млн долларов США, если сравнивать с предыдущим месяцем данного года, то наблюдаем динамику роста покупки иностранной валюты на 172,7% .
Несмотря
на то, что монетарные власти официально
заявили о том, что дополнительные
ограничительные меры в сфере
валютного контроля более применяться
не будут, основным условием выполнения
этого обязательства будут
Информация об основных показателях платежного баланса Республики Беларусь за 2005 – 2011 гг. представлена в приложении Б.
Проанализировав динамику изменения показателей, можно отметить, что большинство показателей имеет положительную динамику в 2011 году, в сравнении с 2010 годом (сальдо счета текущих операций с -8280.2 млн долларов США в 2010 году увеличилось до -5121.0 млн долларов США в 2011 году, сальдо внешней торговли товарами и услугами – с -7480.6 до
-1223.5 млн долларов США, экспорт товаров и услуг - с 29340.3 до 46553.8 млн долларов США и др.), что свидетельствует о проведении благоприятной политики в области оптимизации платежного баланса [16].
Подводя
итоги, можно отметить, что на протяжении
всего периода своей
Эволюцию режимов обменного курса в республике можно проследить по таблице 2.4
Информация о работе Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях