Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обоснование необходимости перехода к конвертируемости национальной валюты, проанализировать и выработать перспективу конвертируемости национальной валюты для Республики Беларусь на основе анализа международного опыта.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить понятие конвертируемой валюты, классифицировать режимы конвертируемости и выявить условия перехода к конвертируемой валюте;
исследовать подходы к валютным ограничениям в разных странах мира;
охарактеризовать условия конвертируемости белорусского рубля и исследовать его перспективы в качестве валюты с режимом полной конвертируемости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
Теоретические основы конвертируемости национальных валют………...7
Понятие конвертируемости национальных валют………………………..7
Виды конвертируемости национальных валют……………………………9
Пути достижения конвертируемости валют……………………………..11
2. Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях………………………………………………………………………...15
2.1 Анализ международного опыта обеспечения конвертируемости национальных валют……………………………………………………….......15
2.2 Анализ конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
3. Перспективы развития конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......35
Список использованных источников………………………………………….37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 248.08 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ конвертируемости национальной валюты в Республике Беларусь

 

 

В условиях распада СССР и приобретения в 1991 г. Республикой Беларусь политического  суверенитета, перед монетарными  властями возник вопрос формирования независимой валютной политики. К  началу 90-х гг. денежная единица Советского Союза значительно потеряла покупательную  способность и не отвечала интересам  внутренних торговых связей экономики  Республики Беларусь.

До 1992 г. монетарная политика властей республики сильно зависела от экономических приоритетов  Российской Федерации. Однако в феврале 1992 г. направления валютных политик  РБ и РФ разошлись: Центробанк РФ при  определении курсовой политики начал  придерживаться рыночных основ и  приступил к установлению официального рыночного курса, в то время как  РБ сохранила прежнюю направленность и даже повысила коммерческий курс [11, с. 21].

Механизм  валютного курса, максимально приближенный к режиму свободного плавания, на практике сочетался с разовыми интервенциями  Национального банка для сглаживания  резких скачков, что свидетельствует  о реализации так называемого  управляемого плавания. Положительное направление развития валютных отношений в начале 1995 г., обусловленное функционированием режима управляемого плавания и рядом мер Национального банка, привело к повышению реального обменного курса белорусского рубля, что грозило серьезными последствиями в первую очередь для предприятий-экспортеров.

Фиксированный режим обменного курса, не отражавший экономическую ситуацию в стране и повлекший новый виток структурного кризиса, было решено изменить Указом Президента Республики Беларусь № 31 от 27 января 1996 г. «О совершенствовании  государственной денежно-кредитной  политики» на режим валютного  коридора с постепенной девальвацией курса.

Планируемый для реализации в 1996 г. режим регулируемого  плавания в рамках валютного коридора фактически привел к возврату к административному  режиму множественности валютных курсов. В целях либерализации валютного  рынка в конце 1996 г. были предприняты  меры, среди которых следует отметить разрешение уполномоченным банкам проводить  сделки на внебиржевом валютном рынке  без ограничений и предоставлять  субъектам хозяйствования кредиты  в инвалюте. Однако существенных сдвигов  в направлении стабилизации валютного  рынка не произошло. По-прежнему, спрос  на свободно конвертируемые валюты и  российские рубли превышал предложение.

С целью  исправления ситуации в 1997 г. Национальный банк начал проводить девальвацию  курса национальной валюты. В январе 1997 г. курс белорусского рубля снизился на 47 %. В течение остального периода 1997 г. проводилась плавная девальвация национальной валюты с целью снижения разрыва между официальным курсом белорусского рубля и котировкой белорусского рубля на рынке нерезидентов.

В сентябре 2000 г. Национальный банк от множественной  системы курсов перешел к установлению единого валютного курса, что  на тот момент явилось одним из важнейших достижений денежно-кредитной  политики. Этот момент стал переломным и для проводимой монетарными  властями политики в отношении валютных ограничений: Национальный банк начал  процесс либерализации регулирования  валютного режима страны. Прежде всего, это проявлялось в снятии валютных ограничений, введенных в действие в предыдущие годы с целью устранения кризисных явлений на валютном рынке.

В ноябре 2001 г. Республика Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, то есть белорусский рубль был признан валютой, обладающей признаками внутренней и внешней конвертируемости по текущим операциям. Это стало возможным, в первую очередь, благодаря обеспечению Национальным банком свободного доступа нерезидентов к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах рынка. Помимо этих мероприятий Национальный банк впервые провел масштабную либерализацию валютного законодательства в части проведения резидентами валютных операций капитального характера и тем самым снял практически все ограничения на приток инвестиций в республику [8, c. 23].

Активная  фаза либерализации была завершена  в 2003-2004 гг. путем совершенствования  нормативной базы, а именно с принятием  основополагающих документов по валютному  регулированию: Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка 30 апреля 2004 г. Закон обобщил основные нормы законодательства в области  валютного регулирования и валютного  контроля, сохранив при этом их преемственность. Правилами, в свою очередь, были установлены  основные принципы осуществления валютных операций между резидентами, резидентами  и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов за границей. Кроме  того, впервые было установлено четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения [12]. Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений.

Проследить  за процессами эволюции валютных ограничений  в РБ и изменением степени конвертируемости национальной валюты можно используя  приложение А.

Таким образом, Национальный банк последовательно  увеличивал степень конвертируемости национальной валюты, которая прежде была на весьма низком уровне из-за действия множества ограничений, которые  в основном были связаны с необходимостью защиты национального валютного  рынка от назревающих кризисных  явлений.

За реформацией  валютного законодательства и отменой  валютных ограничений на приток капитала в форме прямых и портфельных  инвестиций, а также на приобретение недвижимости в 2001-2004 гг. последовал следующий  этап либерализации валютного законодательства. В течение 2005-2006 гг. Национальный банк декларировал уведомительный порядок  совершения некоторых операций с  капиталом, а также увеличил максимальные суммы по операциям купли-продажи  иностранной валюты без регистрации  паспортных данных физического лица, при ввозе иностранной валюты из-за рубежа без обязательного декларирования и некоторые другие [8, c. 23].

На фоне этих положительных тенденций монетарное руководство страны позволяло себе оптимистические прогнозы относительно будущего белорусского рубля как  конвертируемой валюты. Председатель Национального банка Петр Прокопович сообщил, что, при условии достаточного объема золотовалютных резервов (не менее 5 млрд. USD), национальная валюта Беларуси может стать полностью конвертируемой к 2010 г. Эти заявления были сделаны на фоне активных действий российских властей, направленных на получение российским рублем статуса валюты с полной конвертируемостью [13].

Собственно, начиная с 2007 г. кардинальных реформ валютного законодательства, направленных на увеличение степени конвертируемости белорусского рубля, не проводилось. Наоборот, вследствие неблагоприятных макроэкономических и внешнеторговых факторов некоторые  ограничения были ужесточены. Так, «газовый кризис» в начале 2007 г. вынудил  Национальный банк уменьшить лимит  суммы авансовых платежей, проводимых резидентом без разрешения Национального  банка, в 6 раз (с 3000000 USD до 500000 USD).

На протяжении 2007 г. в Правила проведения валютных операций было внесено еще несколько  изменений, одна часть которых была направлена на либерализацию валютного  режима, а другая – на его ужесточение. В 2008 г. Национальный банк продолжил  вносить изменения в порядки  проведения операций. Большинство этих изменений были связаны с увеличением  степени конвертируемости национальной валюты.

Однако  принятие этих мер совпало с началом  мирового финансово-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация характеризовалась  увеличением спроса на иностранную  валюту с одной стороны и сокращением  поступлений валютной выручки в  республику с другой стороны. Помимо этого значительная часть рублевых депозитов населения была изъята держателями с целью покупки  иностранной валюты. При всей сложности  положения на валютном рынке, среди  мер, предпринятых Национальным банком (а они также включали снижение курса белорусского рубля (4.5% к USD) , введение реестра предварительных заявок на покупки иностранной валюты банками и др.), дополнительных административных ограничений было установлено немного. Наиболее серьезное из них содержалось в постановлении Правления №165 от 11.11.2008 г., где устанавливалось ограничение на осуществление субъектами хозяйствования авансовых платежей. Никаких других значительных мер по пресечению свободного оттока капитала из страны предпринято не было.

В 2009 г. Национальный банк продолжил реализацию комплекса  мер, направленных на стабилизацию экономической  ситуации в стране. 2 января 2009 г. Национальный банк девальвировал белорусский  рубль, снизив его обменный курс на 20.5% к USD [14]. В то же время никаких дополнительных валютных ограничений введено не было. В 2009 г., несмотря на серьезные последствия экономического кризиса, было продолжено смягчение режима валютного регулирования. 3 июня 2009 г. были внесены значимые поправки в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Новая редакция закона предусматривала несколько иные принципы отнесения валютных операций к текущим либо капитальным. В частности,

  • расчеты между резидентами и нерезидентами по всем сделкам, обеспечивающим экспорт или импорт, стали относиться к текущим операциям вне зависимости от срока проведения подобных расчетов;
  • операции, связанные с кредитованием или заимствованием, стали относиться к операциям капитального характера (а значит, стали требовать разрешения Национального банка в случае, если связаны с оттоком капитала) вне зависимости от сроков их совершения.

Таким образом, уже на конец 2009 г. практически все  валютные операции капитального характера, осуществляемые между резидентами  и нерезидентами в рамках притока  иностранного капитала в Республику Беларусь, проводились без ограничений. Отток денежного капитала был  все еще подвержен контролю со стороны регулятора. Однако режим  внешней конвертируемости действует  и в отношении операций капитального характера: нерезидентам для проведения валютных операций (не только связанных  с репатриацией прибыли) получать разрешения у Национального банка не требуется [8, c. 28]. В 2010 году никаких значительных реформ не производилось, поэтому на 2011 г. объем валютных ограничений практически не изменился.

С начала 2011 г. на фоне девальвационных ожиданий населения в республике наблюдалось  развитие валютного кризиса. В итоге  с середины марта того же года спрос  на иностранные валюты возрос настолько, что через несколько дней их продажа  населению полностью остановилась (данные представлены в таблице 2.3). В целях стабилизации положения на валютном рынке Национальный банк ввел некоторые ограничения по расчетам по импорту (которые, напомним, считаются текущими операциями). Так, 5 января 2011 г. регулятор запретил авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков. Существенные изменения в схемы расчетов с нерезидентами были внесены и совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 февраля 2011г. № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров».

 

Таблица 2.3 – Информация о покупке – продаже физическими лицами наличной иностранной валюты за период 2011-2012 гг. ,млн долларов США


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание – Источник: [15, с. 163]

 

Как уже  раннее было отмечено, в марте 2011 года  наблюдался резкий скачок спроса на иностранные валюту (1191,1 млн долларов США), и сальдо за текущий месяц составило 560 млн долларов США, если сравнивать с предыдущим месяцем данного года, то наблюдаем динамику роста покупки иностранной валюты на 172,7% .

Несмотря  на то, что монетарные власти официально заявили о том, что дополнительные ограничительные меры в сфере  валютного контроля более применяться  не будут, основным условием выполнения этого обязательства будут решения  потенциальных кредиторов страны о  возможном предоставлении республике займа для поддержания платежного баланса.

Информация  об основных показателях платежного баланса Республики Беларусь за 2005 – 2011 гг. представлена в приложении Б.

Проанализировав динамику изменения показателей, можно  отметить, что большинство показателей имеет положительную динамику в 2011 году, в сравнении с 2010 годом (сальдо счета текущих операций с -8280.2 млн долларов США в 2010 году увеличилось до -5121.0 млн долларов США в 2011 году, сальдо внешней торговли товарами и услугами – с -7480.6 до

-1223.5 млн  долларов США, экспорт товаров  и услуг - с 29340.3 до 46553.8 млн долларов США и др.), что свидетельствует о проведении благоприятной политики в области оптимизации платежного баланса [16].

Подводя итоги, можно отметить, что на протяжении всего периода своей деятельности Национальный банк проводил политику либерализации валютных ограничений. Ключевым в этом отношении был  период с 2001 по 2004 гг., в течение которого были приняты основополагающие документы  по валютному законодательству, а  также были проведены мероприятия  по снятию ограничений с операций в иностранной валюте текущего и  капитального характера. Помимо этого  Национальный банк в стремлении урегулировать  валютный рынок осуществлял важные для проблемы конвертируемости национальной валюты изменения. Например, корректировку  режимов обменных курсов. Известно, что уставом МВФ прямо запрещается  множественность валютных курсов. Фиксированный  валютный курс не может быть совместим  с режимом полной конвертируемости, однако разнообразные его модификации  могут по-разному влиять на степень  конвертируемости валюты.

Эволюцию  режимов обменного курса в  республике можно проследить по таблице  2.4

Информация о работе Обеспечение конвертируемости национальных валют в современных условиях