Оборатные средства предприятия: экономическая сущность, состав и структура оборотных средств, нормирование оборотных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Воспроизводство в рыночной экономике представляет собой единство движения стоимости и потребительной стоимости. Начиная со стадии производства и до реализации товара, оба процесса совпадают: потребительная стоимость и стоимость движутся вместе. Как потребительная стоимость продукт поступает из производства либо в непосредственное потребление, либо на прирост запасов. В то же время стоимость проделывает более сложное движение.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

 Продукцией, не пригодной  к потреблению, считают ту, которая  изготовлена с отступлениями  от требований стандартов, технических  условий и других требований.

 Для характеристики  отклонений всей совокупности  свойств или одного из этих  свойств от указанных требований  обычно используются понятия  «брак», «дефект», «дефектное изделие», «дефектная единица продукции». Поэтому понятия «качество продукции»  и «брак» исключают друг друга.

 Различают  исправимый и неисправимый (окончательный)  брак.

 Основными причинами  брака могут стать: непригодная  устаревшая технология; неправильно,  с ошибками выполненная работа; неправильная наладка оборудования; плохая конструкция приспособления; плохое техническое обслуживание; неисправное оборудование; дефекты  в перерабатываемом сырье, материале;  неправильные показания приборов; отсутствие опыта работы на  оборудовании; некачественные чертежи,  инструкции; неправильное применение  инструментов; плохие условия труда;  неквалифицированный инструктаж; отсутствие  технической документации или  стандартов; отступление и пренебрежение  инструкцией; сознательные и -злонамеренные  ошибки.

 

 Высококачественную продукцию  выпускают стабильно те предприятия,  которые комплексно решают вопросы  обеспечения качества. Основной  задачей является установление  причин брака, их устранение  и обеспечение вьпуска продукции  лучшего качества, так как качество  продукции в условиях современного  производства можно считать важнейшей  составляющей эффективности, рентабельности  предприятия.

 Одним из основных  направлений роста эффективности  производства является непрерывное  повышение качества продукции.  Его можно характеризовать как  планомерный, непрерывный и объективный  процесс.

Качество следует  рассматривать с различных позиций.

 Во-первых, повышение  качества продукции — форма  разрешения сложных противоречий  между более высокими потребностями,  постоянно порождаемыми в ходе  развития производства, и новыми  требованиями, предъявляемыми в  связи с этим к производству.

 Во-вторых, повышение  качества продукции — это изменение  потребительных свойств продукции  в целях максимального удовлетворения  определенных потребностей с  минимальными затратами труда  и капитала.

Издержки, связанные с  неудовлетворительным качеством продукции, подразделяются на издержки в сфере  обращения и потребления.

 Издержки в сфере  производства: исправление операционного  брака, переделка изготовленных  изделий неудовлетворительного  качества.

 Издержки в сфере  обращения: ремонт изделий в  гарантийный период, рекламации  потребителей.

 Для обеспечения качества  с оптимальными затратами следует  различать две цены: цену соответствия  продукции требованиям потребителя  и цену несоответствия.

 Цена соответствия  включает расходы на выявление  или предотвращение брака, испытания  и тестирование, обучение и подготовку  персонала, ведение учета и  составление отчетов и т.д. 

 Цена несоответствия  складывается из затрат на  исправление, расходов на ремонт  в период гарантийного срока,  расходов, связанных с окончательным  (неисправимым) браком, а также затрат, связанных с просрочкой платежей  по счетам и внесением изменений  в технологию производства, платы  за задержку поставок и т.д.

 Для повышения качества  продукции требуется применять  системный подход, т.е. требование  сохранения исходного качества  продукции (научно-технического  уровня продукции) в процессе  изготовления продукции и поддержание  его на всех стадиях жизненного  цикла производства (разработка, изготовление, реализация, эксплуатация, обращения).

 Повышение качества  продукции в производстве означает  лучшее использование производственных  фондов, сырьевых ресурсов, снижение  себестоимости, сокращение потерь  от брака, повышение эффективности  производства, ускорение продвижения  продукции на рынке.

Главной задачей на всех предприятиях должно стать исследование влияния реализации мероприятий  по повышению качества продукции  на важнейшие показатели производственной деятельности.

 Для этого необходимо  установить тесные информационные  связи разработчиков и изготовителей  с предприятиями-потребителями;  усовершенствовать методику сравнительной  оценки качества; ввести аналитический  учет затрат и эффекта от  проведения мероприятий и на  этой основе определить влияние повышения качества продукции на основные показатели эффективности производственной деятельности.

 Повышение качества  продукции имеет самое прямое  отношение к процессу реализации  продукции. Особенности процесса  реализации определяются жизненным  циклом товара.

Жизненный цикл товара.

 Жизненный цикл товара  — это период времени, в  течение которого он разрабатывается  и продается на рынке. Концепция  жизненного цикла товара используется  при создании и сбыте продукции,  разработке стратегии маркетинга  с момента поступления товара  на рынок до егр снятия с  рынка. Жизненный цикл товара  может быть представлен как  определенная последовательность  различных стадий существования  его на рынке, ограниченных  определенными временными рамками.  Динамика жизни товара определяет  объем возможных (фактических)  продаж в каждом периоде времени  существования спроса на него.

Жизненный цикл более наглядно просматривается в динамике конкретного  типа продукции и может видоизменяться в зависимости от специфики продукции, степени ее использования или  привлекательности, периодического возвращения  моды на нее и иных факторов.

 Жизненный цикл состоит  из четырех этапов. На первом  этапе происходит внедрение продукции  на рынок. Второй этап —  это этап роста: расширяется  сбыт, увеличивается прибыль от  реализации продукции, растет  число потребителей. Третий этап  — этап зрелости, на нем происходит  замедление и постепенное торможение. Четвертый этап — этап спада  — заключается в сокращении  объемов продаж и постепенном  вытеснении данного товара с  рынка новыми товарами.

   Виды жизненных циклов товаров:

1) традиционный (постепенный  рост и падение спроса);

2) бум (мода — быстрый  рост спроса и сохранение его  на высоком уровне достаточно  длительное время);

3) увлечение (быстрый  рост и падение спроса);

4) сезонность (ритмичность  сохранения спроса на высоком  уровне по временам года).

 Качество продукции  определяется широким спектром  свойств. 

 Показатели назначения  характеризуют свойства продукции,  определяющие основные функции,  для выполнения которых она  предназначена, и обусловливают  область ее применения.

 Показатели экономного  использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют  свойства изделия, отражающие  его техническое совершенство  по уровню или степени потребляемого  им сырья, материалов, топлива  и энергии. Примерами показателей  такого вида могут служить:  удельный расход основных видов  сырья; удельная масса изделия;  коэффициент использования материальных  ресурсов; коэффициент полезного  действия и т.п.

 Показатели надежности  представляют собой более широкую группу. Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.

 Эргономические показатели  характеризуют удобство и комфорт потребления или эксплуатации изделия на этапах функционального процесса в системе -«человек—изделие—среда пользования». Номенклатура эргономических показателей качества распространяется на промышленные изделия, в которые входят: оборудование для интерьера и рабочих мест, пульты управления и контроля, мнемосхемы, приборы и сигнализаторы, циферблаты и указатели приборов, мебель производственная и бытовая и т.п.

 Эстетические показатели  характеризуют эстетические свойства  продукции, а именно: информационную  выразительность; рациональность  формы; целостность композиции; совершенство  производственного исполнения.

За эталонный критерий эстетической оценки принимается ряд  изделий аналогичного класса и назначения, составленный экспертами на основе базовых  образцов.Примерами эстетических показателей  являются: гармоничность, оригинальность, стилевое единство; функционально-конструктивная приспособленность и целесообразность; организованность структуры, пластичность; тщательность покрытия и отделки  поверхности, четкость исполнения знаков, указателей, упаковки и т.д.

 Эстетичность — комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает психику. В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак в работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, таких, как форма, гармония, композиция, стиль и т.д.

Показатели технологичности  характеризуют состав и структуру  или конструкцию продукции, определяют ее приспособленность к достижению* оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для  заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий  выполнения работ. Примеры показателей  технологичности.

  Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность изделия к транспортировке и способность сохранять при этом свойства неизменными. Например:

 а) средняя продолжительность  подготовки продукции к транспортированию;

 б) средняя продолжительность  установки продукции на средство  транспортирования;

 в) средняя трудоемкость  подготовки продукции к транспортированию;

 г) коэффициент использования  объема средства транспортирования;

 д) средняя продолжительность  разгрузки партии и др.

 Наиболее полно показатели  данной группы оцениваются стоимостными  показателями.

 Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду,  возникающих при эксплуатации  или потреблении продукции. Например, содержание вредных примесей  в продукте. Показатели безопасности  характеризуют особенности продукции,  обеспечивающие безопасность человека  при эксплуатации или потреблении  продукции. Это такие показатели:

 — время срабатывания  защитных устройств, шумы, вибрации, излучения;

 — время и срок  хранения продукта.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать  наличие в изделиях новых технических  решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Все рассмотренные показатели качества продукции ранжируют по степени важности в такой последовательности:

1) назначение;

2) надежность;

3) экологичность;

4) эргономичность;

5) технологичность;

6) эстетичность;

7) стандартизация и унификация;

8) патентно-правовые показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Крум Э.В. Экономика предприятия: Учеб.-метод. пособие для повышения квалификации и переподготовки преподавателей и специалистов системы образования. Мн.: РИВШ, 2005. 152 с.

2.Зайцев Н.Л. Экономика и организации: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательство "Экзамен", 2005. 624 с.

3.Экономика предприятия (фирмы) : Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2002. 601 с. (серия "Высшее образование").

4.Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2004. 432 с. (Высшее образование).

Информация о работе Оборатные средства предприятия: экономическая сущность, состав и структура оборотных средств, нормирование оборотных средств