Образование США и их экономическое развитие в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

Цель работы сформировать знания об особенностях экономического развития США в XIX веке, рассмотреть основные противоречия и проблемы, которые привели США к гражданской войне 1861-1865 гг.
Задачи работы:
1. Сбор материала и его обработка.
2. Обобщение обработанного материала.
3. Выводы по проделанной работе.
4.Оформление материала.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Война за независимость и образование США ……………………………...4
1.1. Краткая история США………………………………………………..4
1.2. Война за независимость и образование США………………………. 5
2. Промышленный переворот в США……………………………………...…..11
3. Гражданская война и ее последствия………………………………………..20
3.1. Назревание конфликта между Севером и Югом. …………………...20
3.2. Гражданская война 1861 – 1865……………………………………...22
3.2.1. Стремления Юга отделиться ………………………………………..22
3.2.2. Начало военных действий….………………………………………..22
3.2.3. Перелом в ходе войны ……………………………………………….23
3.3. Реконструкция Юга (1865 – 1877)…………………………………….24
3.4. Значение Гражданской войны …………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……….…………………………………. 28

Файлы: 1 файл

ИМЭ Образование США и их экономическое развитие в 19 в ..docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Англия  тем не менее продолжала войну  и в 1780 г. добилась крупных успехов  на Юге США. Ее войска овладели Чарлстоном, а американские силы в Южной Каролине были разгромлены. Англичане двинулись  в Виргинию, но встретили растущее сопротивление милиции и партизан. Когда к берегам Америки подошел  французский флот с десантными частями, американцы и французы окружили 8- тысячный корпус лорда Корнуоллиса под  Йорктауном (Виргиния), который 19 октября 1781 г. сдался. Это решило исход войны.

Предварительный мирный договор США и Англия подписали  в Париже в 1782 г., окончательный — 3 сентября 1783 г. Его главный результат  — официальное признание Соединенных  Штатов Америки самостоятельным, независимым  государством с западной границей по р. Миссисипи. Южнее 31-й параллели  начиналась Флорида, которую получила Испания, а Канада осталась за Англией.

Пока  шла война, руководители молодой  республики провели большие внутренние преобразования. Бывшие колонии стали  штатами с республиканской формой правления и разделением властей. В 1776—; 1780 гг. там были приняты конституции. Им впервые придавалось значение фундаментальных законов, на основе которых должна была, действовать  гражданская власть. В ряде штатов отсутствовал имущественный ценз для  права голоса, губернаторов же избирали. В 10 штатах из 13-ти законодательные  органы (легислатуры) имели по две  палаты, как в колониальных ассамблеях, причем нижние были более демократическими по составу. Их «уравновешивали» верхние  палаты, ибо главной заботой создателей конституций было так строить  власть, чтобы она сама себя ограничивала и не превращалась в тиранию.

Конституции семи штатов дополнялись биллями  о правах граждан, в частности, на неприкосновенность личности и жилища, суд присяжных, свободу слова  и собраний, право «хабеас корпус»1 и др. Огромное значение имело решение аграрного вопроса. Новая власть отменила феодальные держания и повинности, право первородства, ввела неограниченную частную собственность на землю. Имущество активных лоялистов конфисковывалось, а свободные земли объявлялись государственным достоянием. Ордонансом (законом) 1787 г. конгресс образовал фонд общественных земель на северо-западе, который подлежал распродаже в частные руки.

В северных штатах и на свободных землях было отменено рабство, в том числе  сервентов, что стимулировало развитие наемного труда. Но на Юге оно сохранялось  по настоянию плантаторов, которые  заменили сервентов неграми.

Первоначально государственное устройство США  представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. «Статьи  конфедерации и вечного союза» были ратифицированы ими в 1781 г. Центральную  власть осуществлял Континентальный  конгресс, состоявший из представителей штатов, которые не избирались народом, а назначались легислатурами. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась номинальной, так как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные правила  и т. д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости трудно было ожидать образования какой-то иной структуры власти, однако наиболее дальновидные политики считали ее временной  и стремились к федеративной республике с сильным центром, и общенациональной конституцией.

Данная  идея вызревала в обстановке послевоенного  экономического упадка и хаоса. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и стабилизировать финансы. При огромном государственном долге  правительство конфедерации не имело  ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам. Их правительства, в  свою очередь, являлись должниками зарубежных и американских банкиров, а также  ветеранов армии, ожидавших выплаты  жалованья. Часть штатов начала выпуск обесценивающихся бумажных денег и  приняла законы в пользу несостоятельных  должников. Это принесло временное  облегчение народу, но увеличило финансовый хаос. «Твердые» деньги — золото и серебро — утекали из обращения. Выправить ситуацию могли, по мнению сторонников централизации власти, лишь общегосударственные меры.

Важным  аргументом в пользу реформирования власти стал рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений. В 1786—1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных  властей пойти на уступки должникам. Повстанцы во главе с Даниэлом Шейсом фактически захватили власть в западных и центральных графствах  Массачусетса. Против них было послано  ополчение, набранное в штате. Континентальный  конгресс не имел права вмешиваться  в дела штатов и посылать туда войска, да их у него почти и не имелось.

Федеральная Конституция, разработанная летом 1787 г. на полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке ее проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Дж. Вашингтон  и Б. Франклин, и лучшие умы из нового поколения американских политиков  — Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон  и др.

Конституция оказалась весьма разумной как по предложенному механизму власти, так и по четкости определения  полномочий центра (прочие права остались у штатов). Была выработана процедура  принятия поправок к Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция  действует и поныне. Вводились  прямые выборы палаты представителей конгресса пропорционально числу  жителей штатов (рабовладельческих  — с учетом /5 рабов), а число  сенаторов было сделано равным от каждого штата (по два человека), чтобы не ущемлять интересы малых  штатов.

Федеральной Конституции предстояло вступить в  силу после ее утверждения 9-ю штатами  из 13-ти. Эта процедура вызвала  напряженную политическую борьбу в  стране. Противники Конституции —  антифедералисты критиковали ее в основном по двум причинам: они  не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Ее сторонники —  федералисты имели лишь небольшой  перевес, и ратификация происходила  с большим трудом. При этом решительными сторонниками сильной центральной  власти показали себя ремесленники и  рабочие в крупных городах. В  июне 1788 г. новая Конституция вступила в силу, а в ноябре 1791 г. начал  действовать принятый конгрессом билль  о правах, составивший первые десять поправок к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Промышленный переворот в США

Промышленный  переворот органически связан с  переходом от ремесла и мануфактуры  к фабричной стадии капитализма. В Англии и Франции он осуществился «классически»: как спонтанный, внутренне  обусловленный процесс, начавшийся в условиях господства мануфактуры. В других странах, например, на Востоке, он протекал не аналогично. Там, где  капитализм наступил позже, собственное  ремесленное и мануфактурное  производство уже не являлось главной  предпосылкой создания машинной индустрии, поскольку начинало сказываться  влияние извне - мирового капиталистического рынка и международного капиталистического разделения труда. В результате мануфактурный  период укорачивался, принимая «стертую»  форму, или вообще отсутствовал. Деформировались  все стороны и факторы машинизации  производства, исчезал ее переходный характер. На новой, колонизуемой земле, где капитализм утверждался благодаря  ее связи с метрополией или  местностью с более старым капитализмом, факторы и формы развития промышленности также определялись тем, на какой  стадии - мануфактурной или фабричной  оно начиналось.

В этом - основная специфика индустриального  развития США, где промышленность создавалась  по мере освоения громадной территории, на разных стадиях связанного между  собой европейского и американского  капитализма: от мануфактурного периода XVII-XVIII вв. до империализма. Первые рабочие  машины появились в приатлантических штатах при наличии там ремесла  и мануфактуры, а колонизация  западных земель развернулась в основном уже на фабричной стадии капитализма. Кроме того, до Гражданской войны 1861-1865 гг. в рамках единого капиталистического способа производства в США сосуществовали системы рабства и наемного труда. Очевидно, что в таких условиях тип промышленного развития не мог  быть единым для всей страны.

Американские  историки, экономисты, социологи все  более активно разрабатывают  комплекс проблем, связанных со становлением индустриального капитализма в  США. Но для немарксистской историографии, особенно современной, характерен отрыв  промышленной революции от исторической смены стадий развития капитализма. Даже когда речь идет о машинизации  тех или иных отраслей, появлении  «индустриальных классов», соответствующих  демографических сдвигах и иных явлениях, указывающих на становление  «современного индустриального  общества», эти стадии нередко игнорируются или подменяются различными «стадиями  роста», «модернизацией» аграрного (то есть докапиталистического) общества, сменой форм хозяйственной деятельности и т. п. В рамках таких подходов промышленная революция либо не упоминается, либо, формулируемая абстрактно, не входит в число активно используемых понятий.

Промышленный  переворот отождествляется с  началом применения машин, «нетрадиционных» источников энергии и новых видов  сырья, появлением массового производства и т. п.. Некоторые социальные аспекты  промышленной революции показывались историками «школы бизнеса» и «рабочей»  историографией - как «традиционной» (коммонсовско-висконсинской), так и  «новой» (к последней примыкает  «новая городская история»). Однако речь идет у них не о промышленной революции, рассматриваемой в совокупности обеих ее сторон, а об опосредованных ею явлениях - социальной мобильности, изменениях в социальной психологии и др.

Если  внешние предпосылки промышленной революции в США достаточно очевидны - это изобретение в Англии машин  и иммиграция рабочих, мастеровых и  даже предпринимателей в Америку, то вызревание соответствующих условий  для ее начала представляет собой  сложную и не до конца исследованную  задачу. Она сводится в основном к вопросу об организации капиталистического производства на основе привлечения  не только внешних, но и внутренних трудовых ресурсов. Главным источником наемного труда в колониальный период была иммиграция, но тогда основную роль на производстве играл квалифицированный  мастеровой, а доля этих лиц в  общем потоке иммигрантов была незначительной.

В ряде американских работ показано наличие в Америке XVII-XVIII вв. неимущих и бедных, особенно среди горожан (20% и более), часть  которых работала на мануфактурах и  судоверфях. Выдвигалась и гипотеза о массовом превращении в наемных  рабочих отслуживших кабальную  службу сервентов, если они не получали земли и не имели других средств  существования. Однако при этом отмечалось, что и к концу XVIII в. в США  еще не было условий для промышленного  переворота, так как отсутствовала  возможность беспрепятственной  массовой эксплуатации рабочей силы. Действительно, «избыточного» населения  в американских колониях не создавалось, и в этой связи случаи прямого  найма рабочих на производство мало показательны. Иммигранты и колонисты, в том числе малоимущие, энергично  боролись за обладание землей, арендовали или приобретали фермы в долг". Поэтому торговый капитал пытался  овладеть рядом промыслов, которыми традиционно занимались на дому фермеры.

Организация мелкого производства торговцами - поставщиками сырья и скупщиками готового товара придавала ему черты  капиталистического предприятия. Такая  организация стимулировалась в  США и нехваткой свободных  рабочих рук, и преобладанием  мелких фермеров, готовых взяться - за оплачиваемую работу или получать за свой труд часть сырья или изделий. Наемные рабочие, особенно иммигранты, стремились при первой возможности  уйти с предприятия, чтобы обзавестись  фермой. Но американским промышленникам удавалось устанавливать производственные связи с фермерами как с  обработчиками сырья и потребителями  готовой продукции.

Это и  послужило основой для организации  ряда производств на капиталистических  началах - обувного, шляпного, кожевенного, гвоздильного и других. С использованием труда не только рабочих, но и кустарей была создана текстильная, в первую очередь хлопчатобумажная промышленность США, ставшая важнейшей фабричной  отраслью страны. Несмотря на ввоз готовых  высококачественных изделий из Англии, американскому полуфабрикату - изготовленной  машинным способом бумажной пряже, нашлось  место на национальном рынке, поскольку  ее приобретали широкие массы  фермеров для домашнего тканья, а  перед англо-американской войной 1812-1815 гг. владельцы предприятий уже  не ограничивались выпуском пряжи и  раздавали ее для тканья на дом, то есть становились организаторами всего  процесса. Механизация ткачества  в 1820-е годы устранила этот кустарный  сектор, а главным рынком сбыта  стал быстро заселяемый Запад.

Хлопкопрядение  развивалось сразу на машинной основе, минуя предварительную стадию ручного  труда. Отсюда - различные хронологические  рамки мануфактурной стадии в  хлопчатобумажной и шерстяной промышленности. В первом случае она фактически отсутствовала (существование заведений мануфактурного типа с прялками «дженни» в 90-е годы XVIII в. было непродолжительным). С начала XIX в. уже происходил быстрый рост фабричной системы: в 1810 г. на предприятиях, созданных по образцу фабрик английского  предпринимателя Р. Аркрайта, было 70% веретен. Производство шерстяных изделий  в силу его большей сложности  было механизировано в несколько  этапов; оно развивалось по пути перерастания централизованной мануфактуры  в фабрику. Переход здесь был  более плавным и затянулся  до 1830-х годов.

На основании  промышленных переписей можно сделать  вывод, что на Северо-востоке США  в 1840 г. фабричное шерстяное производство превышало домашнее (за исключением  штатов Мэн и Нью-Йорк, где домашняя продукция уступала лишь совокупной стоимости бумажных и шерстяных  материй). В целом по стране в том  году стоимость всей текстильной  промышленной продукции составила  около 74 млн. долл., а всех видов изделий, вырабатываемых на дому, - 29 млн. долларов. На Юге и Западе США в 40-50-е годы XIX в. текстильная промышленность развивалась  слабо, но среди немногочисленных мастерских уже выделялись предприятия, дававшие основной объем продукции на местах. Однако в результате промышленного  переворота главным центром фабричного текстильного производства стал Северо-восток.

Если  начало промышленного переворота в  США открывается машинным хлопкопрядением, фабричный тип которого утвердился в конце первого десятилетия XIX в., то окончание технического перевооружения двух важнейших отраслей текстильной  промышленности относится к началу 1830-х годов. Имеются данные, что  по механизации ткачества северо-восточные  штаты к тому времени уже превзошли  Англию, где ручных ткацких станков  было значительно больше, чем механических, так как Англия специализировалась на выделке тонких материй, чтобы  завоевать мировой рынок. Правда, по ряду абсолютных показателей хлопчатобумажная промышленность США и в 1860 г. заметно  отставала от британской 1833 г., но по ткацким станкам американское предприятие  в среднем превосходило английское (по стране в целом - на 33 %, по Новой  Англии - на 88%, штату Массачусетс - на 127%). К началу гражданской войны  в США производилось вдвое  больше бумажных материй на душу населения, чем в Великобритании.

Информация о работе Образование США и их экономическое развитие в XIX веке