Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.
3
Введение.
Тема регулирования
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.
Объектом исследования являются естественные монополии.
Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий.
Методы исследования, применяемые в данной курсовой работе: учебные пособия, научные статьи, статистический материал, электронные сайты.
Глава 1. Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов.
1.1. Определение, предпосылки и виды естественных монополий.
Естественная монополия
возникает вследствие объективных
причин. Она отражает ситуацию,
когда спрос на данный
товар в лучшей степени
удовлетворяется одной или
Существуют
два типа естественных
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические
монополии. Так условно
можно называть монополии,
возникновение которых
Скажем, технически
почти невозможно (а точнее, крайне
нерационально) создание в
Наиболее
крупномасштабными монополиями
обычно являются энергетические
и транспортные, где эффект
масштаба особенно подталкивает
к увеличению размеров фирмы
ради снижения средних затрат
на производство товаров. Реально
это проявляется в том, что
создание в таких отраслях
вместо одной крупнейшей фирмы-
С. Фишер
дает другое определение
естественной монополии.
Если производство любого
Предпосылки возникновения
естественных монополий[11,c.
ТС(Q))<S ТСi(qi) (1.1)
Таким образом, государство должно выстраивать свою политику в отношении естественных монополий, принимая во внимание, что они дают стране: натуральную продукцию; налоги; занятость; дотирование сфер, которые нельзя ни профинансировать, ни уничтожить; наконец - единство страны.
Естественные монополии играют колоссальную стабилизирующую роль, обеспечивая сохранение технологического и территориального единства страны.
1.2. Роль естественных монополий в экономике страны
Роль монополий в жизни общества двояка. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т. к. нет конкуренции.
С другой же стороны, существуют
очень весомые аргументы в
пользу монополий. Продукция монополистических
компаний отличается высоким качеством,
что и позволило им завоевать
господствующее положение на рынке
(кроме, однако, "естественных монополий",
не всегда по праву получающих доступ
к той или иной деятельности на
рынке). Монополизация воздействует
на повышение эффективности
Вместе с тем не следует
преувеличивать роль монополий в
обеспечении научных
Виды естественных монополий [2]:
Основными признаками естественной монополии являются следующие [6, c.124]:
1. Деятельность
субъектов естественных монополий
эффективнее в отсутствии
конкуренции, что связано с
существенной экономией на
масштабах производства и
2. Высокие барьеры
входа на рынок, поскольку
фиксированные издержки, связанные
со строительством таких
3. Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос
на продукцию или услуги, производимые
субъектами естественной
4. Сетевой характер
организации рынка, то есть
наличие целостной системы
протяженных в пространстве
сетей, посредством которых
производится оказание
Предприятия естественной монополии
играет огромную роль в экономике
страны. Продукция естественных монополий
в большинстве своем
1.3. Сущность
и виды методов
В данном подпункте рассмотрим сущность антимонопольной политики и меры, принимающиеся по уменьшению монополии в государстве. Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления[6, c. 194]:
1)активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
2) государственное регулирование
монополий путем контроля над
ценами и уровнем
3) прямое предотвращение,
подавление или ликвидация
Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе.
Государственное регулирование.
Немаловажным направлением государственного
вмешательства в деятельность монополий
в условиях экономики рыночного
типа является государственное регулирование
фирм, обладающих монопольной властью,
с помощью фиксации верхнего уровня
цены, установления “справедливой” цены
или “справедливой нормы
Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.