Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. последний вариант.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

3

 

Введение.

 

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в  России, т. к. законодательная база в  ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и  функционирования товарного рынка  необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов  уделяется большое внимание в  разных странах и в России в  частности. Первый закон о регулировании  естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в  Российской Федерации. Естественные монополии  существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий  подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.

Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.

Объектом исследования являются естественные монополии.

Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий.

Методы исследования, применяемые в данной курсовой работе: учебные пособия, научные статьи, статистический материал, электронные сайты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов.

1.1. Определение, предпосылки и виды естественных монополий.

 

Естественная монополия  возникает вследствие  объективных  причин.  Она отражает  ситуацию,  когда  спрос  на  данный   товар   в   лучшей   степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В  ее  основе  особенности  технологий  производства  и  обслуживания  потребителей.  Здесь  конкуренция  невозможна  или  нежелательна.  Примером  могут  служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях  существует  ограниченное количество,  если  не  единственное  национальное  предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

       Существуют  два типа естественных монополий [5, с.153]:

      а) природные  монополии.  Рождение  таких   монополий  происходит  из-за  барьеров   для   конкуренции,   возведенных   самой   природой.    Например, монополистом может стать  фирма,  геологи  которой   обнаружили  месторождение уникальных  полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой  это месторождение использовать не сможет: закон защищает  права собственника,  даже  если  он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б)  технико-экономические   монополии.  Так  условно   можно   называть монополии,  возникновение  которых  продиктовано  либо  техническими,   либо экономическими  причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.

      Скажем, технически  почти невозможно (а точнее,  крайне  нерационально) создание в городе  двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии  в   квартиры. Не всегда рациональной  оказывается попытка проложить   в  одном  и том же городе  кабели двух конкурирующих телефонных  фирм, тем  более  что   им все равно пришлось бы  постоянно  обращаться  к   услугам  друг  друга,  когда  клиент одной сети звонил бы  клиенту другой.

      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются  энергетические  и транспортные, где  эффект  масштаба  особенно  подталкивает  к  увеличению размеров  фирмы   ради  снижения  средних  затрат  на  производство  товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких  отраслях  вместо  одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера   может  привести   к увеличению  затрат на производство и в  итоге – не к снижению, а  к росту  цен. А в этом  общество, естественно, не заинтересовано.

      С.  Фишер   дает  другое  определение   естественной   монополии.   Если производство любого объема  продукции  одной  фирмы   обходится  дешевле,  чем его  производство двумя или более  фирмами, то говорят, что   отрасль  является естественной  монополией.

   Предпосылки возникновения  естественных монополий[11,c.167]:

  • Эффект снижения средних издержек при росте объёмов производства может наблюдаться, например, в отраслях производства, предусматривающих большие капиталовложения в сооружения и оборудование (постоянные издержки).
  • Общие издержки одной фирмы(ТС(Q)), равные издержкам отрасли, меньше общих отраслевых издержек, которые были бы  в случае наличия в отрасли нескольких фирм  (ТСi(qi)).

                    ТС(Q))<S ТСi(qi)‏                       (1.1)

  • Экономическая предпосылка - свойство средних издержек снижаться при любом приращении объёмов выпуска.
  • При убывающих средних издержках предельные издержки меньше средних, что необходимо учитывать при осуществлении отраслевой политики

Таким образом, государство должно выстраивать свою политику в отношении естественных монополий, принимая во внимание, что они дают стране: натуральную продукцию; налоги; занятость; дотирование сфер, которые нельзя ни профинансировать, ни уничтожить; наконец - единство страны.

Естественные монополии  играют колоссальную стабилизирующую  роль, обеспечивая сохранение технологического и территориального единства страны. 

1.2. Роль  естественных монополий в экономике страны

 

Роль монополий в жизни общества двояка. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т. к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать  господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует  преувеличивать роль монополий в  обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и  технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми, венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы. Великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющая 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.    

Виды естественных монополий [2]:

    • Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    • Транспортировка газа по трубопроводам;
    • Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
    • Железнодорожные перевозки;
    • Услуги транспортных терминалов, портов,  аэропортов;
    • Услуги общедоступной почтовой связи.

 Основными признаками естественной монополии являются следующие [6, c.124]:

     1.  Деятельность  субъектов  естественных  монополий   эффективнее   в отсутствии  конкуренции, что связано  с   существенной  экономией  на  масштабах производства и высокими  условно-постоянными издержками. К  таким сферам относят,  например,  транспорт.  Затраты  на  доставку  груза или перевозку одного  пассажира тем ниже,  чем   больше  грузов или пассажиров  перевозятся в данном направлении.

     2. Высокие барьеры  входа на рынок, поскольку   фиксированные  издержки, связанные  со строительством таких  сооружений,  как  дороги,  линии связи,  столь  высоки,  что   организация   подобной   параллельной системы,  выполняющей те же самые   функции  (строительство  дорог   и      трубопровода или  прокладка железнодорожного полотна   проблематична) вряд ли может  окупиться.

     3. Низкая  эластичность  спроса,  поскольку  спрос   на  продукцию  или услуги, производимые  субъектами естественной монополии,  в  меньшей степени зависит  от  изменения  цены,  чем   спрос  на  другие  виды продукции  (услуг),  поскольку  их  невозможно  заменить  другими     товарами.  Данная  продукция  удовлетворяет  важнейшие  потребности населения или  других  отраслей  промышленности.  К  таким  товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим,  рост  цен  на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения     собственной  машины,  и   они   будут   пользоваться   общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить  ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

     4. Сетевой характер  организации  рынка,  то  есть  наличие  целостной системы   протяженных  в  пространстве  сетей,  посредством  которых  производится оказание определенной  услуги,  в  том  числе   наличие организованной сети, для которой необходимо управление  и  контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Предприятия естественной монополии  играет огромную роль в экономике  страны. Продукция естественных монополий  в большинстве своем характеризуется  рядом существенных особенностей, в  частности практически полным отсутствием  альтернативных источников или наличием очень высоких издержек переключения. В свою очередь потребитель не в состоянии отказаться от потребления ряда услуг (например, жилищно-коммунальных) на длительный срок. Поэтому многие виды услуг отнесены к категории жизненно важных.

1.3. Сущность  и виды методов антимонопольной  политики.

 

В данном подпункте рассмотрим сущность антимонопольной политики и меры, принимающиеся по уменьшению монополии в государстве. Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

В разных странах и в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления[6, c. 194]:

1)активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации  рынков;

2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического  законодательства. Рассмотрим подробнее  каждое из этих направлений.

Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением  монополий непосредственно. Оно  исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная  задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике  обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную  профилактику в экономике и обществе.

Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий  в условиях экономики рыночного  типа является государственное регулирование  фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные  коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п.

Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или  иных монополий, заставляет страны с  рыночным типом экономики прибегать  нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических  структур с помощью специального антимонопольного законодательства.

Информация о работе Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов