Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. последний вариант.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

 Использование заемного  капитала также может привести  к росту эффективности корпоративно-акционерного  управления, так кредиторы будут  заинтересованы в финансовом  оздоровлении предприятия. 

 Инвестиционный процесс  необходимо привести в соответствие  с требованиями рыночной экономики.  Почти во всех отраслях естественных  монополий финансирование инвестиций  производится преимущественно за  счет роста тарифов. В настоящее  время отраслевые инвестиционные  и стабилизационные фонды не  являются эффективным средством  финансирования инвестиций и  зачастую используются нерационально.  Тарифное финансирование инвестиций  должно быть резко сокращено,  и компании должны стимулироваться  или даже принуждаться к использованию  заемного и акционерного капитала.

2.2. Реформирование экономики и роль государства в регулировании деятельности естественных монополий.

Реформирование в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности  их деятельности, рационального использования  производственного потенциала и  формирования конкурентных отношений. Рассмотрим реформирование железнодорожного транспорта и газовой отрасли на примере ОАО "Газпром".

Реформирование газовой  отрасли

Реформирование газовой  отрасли также предполагало выделение  естественно монопольной (транспортировка  и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным  обособлением. Однако специфика газовой  отрасли обусловливает особенности  ее реформирования по сравнению с  другими естественными монополиями  и прежде всего электроэнергетикой.

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его  хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а  их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность  в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать  в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.

Вместе с тем опыт ряда крупных газодобывающих стран (США, Канады) показывает, что введение отношений  конкуренции в газовой промышленности приводит к снижению цен и повышению  качества услуг прежде всего для промышленных потребителей. Но при этом оказалось необходимым разделить газодобычу, транспортировку и продажу газа, в результате чего большинство промышленных потребителей стали приобретать газ у третьей стороны, то есть получили возможность свободного выбора поставщика. Обеспечение беспрепятственного доступа на рынок даже мелких потребителей (минуя местные распределительные компании) также дало позитивные результаты. Однако ослабление дискриминации покупателей вследствие конкуренции в добывающем сегменте монополий обернулось финансовыми проблемами для местных распределительных компаний из-за ухода наиболее прибыльных промышленных производителей к новым конкурентам (опыт British Gas в Великобритании).

В России, видимо, нет необходимости  специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например, формально независимая  от "Газпрома" компания "Итера". При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.

В рамках ОАО "Газпром" продолжается работа по всей технологической "цепочке" (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично распределения природного газа). Программы  реструктуризации "Газпрома" как  раз и преследовали цель повышения  эффективности системы управления единой корпорацией и существенного  улучшения финансовой и маркетинговой  деятельности, адаптированной к условиям рыночной экономики. В целом реструктуризация больше напоминала реакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической  среды при сохранении в основном сложившейся производственно-технологической  системы, чем корректировку естественно  монопольного положения. Линия на использование  возможностей и преимуществ единой компании остается для "Газпрома" доминирующей . Более того, его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию, резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. В отличие от электроэнергетики для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает не столько создание конкурентной среды, сколько достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.

Реализуемая в настоящее  время стратегия реформирования ОАО "Газпром" характеризуется  определенной спецификой. Прежде всего речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004 - 2005 гг. "Газпром" активизировал скупку акций РАО "ЕЭС России" и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5% акций энергохолдинга . Видимая цель - существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО ЕЭС "Газпром", по мнению экспертов, сможет реально претендовать, по крайней мере, на две тепловые ОГК . Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке. Стратегия развития "Газпрома" на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

Возникают вполне оправданные  опасения по поводу возможных последствий  указанных процессов для российской экономики.

Во-первых, помимо электроэнергетики  в стратегии "Газпрома" в качестве отраслей, представляющих интерес для  компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений  и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в  переделе активов и в этих отраслях. Какой "монстр" в результате может  получиться - трудно даже представить.

Во-вторых , возможен рост выручки "Газпрома" за счет использования схемы давальческого сырья.

Наконец, в-третьих, все указанные  преимущества специфического рыночного  позиционирования "Газпрома" имеют  смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в  сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому  следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное  выделение естественно монопольной  составляющей (то есть "трубы"), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический  элемент стратегии развития "Газпрома" - возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения "Сибнефти" у "Газпрома" был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о  либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят  его позиции.

Сохранение "Газпрома" в форме вертикально интегрированной  единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли - либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

Реформа железнодорожного транспорта.

Организационно структура  естественной монополии на железнодорожном  транспорте включает в себя предприятия  основной деятельности и состоит  из трех основных технологических звеньев:

  • предприятия рынка ресурсов - представлены предприятиями, осуществляющими ремонт подвижного состава, производство запасных частей и др.;
  • предприятия естественной монополии - те, которые составляют естественно-монопольную компоненту отрасли. К ним относятся пути, искусственные сооружения, подразделения по обеспечению их содержания и ремонта, станции, системы электрификации и технологической связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы управления движением, система управления перевозками, здания и сооружения, используемые для обеспечения перевозочного процесса, локомотивные и вагонные депо, базы материально-технического обеспечения, топливные склады и прочие предприятия, обеспечивающие производство, строительство и ремонт инфраструктуры, подвижного состава;
  • предприятия рынка продуктов естественной монополии - это часть предприятий отрасли, занятых непосредственной продажей товаров или услуг конечным потребителям. К ним относятся грузовые и пассажирские перевозки, вокзальные комплексы.

В итоге мы видим, что естественная монополия железнодорожного транспорта - это огромная махина, которой требуется  регулирование. Регулирование является неотъемлемым элементом функционирования экономики. Пользователем железных дорог является все общество, и  нестабильная работа или завышенные тарифы на услуги предприятий естественных монополий могут нанести вред. Каждый пользователь услуг предприятий естественных монополий не может самостоятельно регулировать их деятельность вследствие больших транзакционных издержек, необходимых для установления такого рода контроля, поэтому данные функции возлагаются на государство.

Основные способы регулирования  естественной монополии:

  • прямое государственное регулирование - осуществляется посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов. Это достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности;
  • торги за франшизу. Если в данной отрасли нельзя обеспечить конкурентное предложение, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе - при организации торгов за право быть монополистом, т. е. за франшизу на естественную монополию;
  • ценовая дискриминация - практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов для граждан, в т. ч. для социально не защищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.).

Основная задача процесса реформирования естественной монополии  на железнодорожном транспорте - создание конкурентного рынка и привлечение  потенциальных инвесторов. При рассмотрении данного вопроса можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания отношений в этом секторе экономики.

С одной стороны, мероприятия  по реструктуризации вертикальных интегрированных  компаний, многие из которых являются монополистами в своей отрасли, призваны создать на рынке свободную  конкуренцию и тем самым привлечь в реформируемую отрасль дополнительные инвестиции. С другой стороны, нельзя не учитывать возможность неконтролируемого  роста цен и тарифов на производимые данными предприятиями товары и  услуги. Существование в рамках рыночной экономики монопольных структур может быть вызвано наличием крайне высоких капиталовложений для вхождения  в отрасль.

В течение довольно продолжительного времени наиболее эффективным методом  управления предприятиями железнодорожного транспорта считалось прямое государственное  регулирование. С 1980 г. подходы к  управлению железными дорогами изменились. Причиной стала не совсем эффективная  деятельность железнодорожного транспорта практически во всех странах, несмотря на государственное субсидирование.

Однако при всей неэффективности  функционирования железнодорожных  монополий невозможно дать однозначный  ответ, в какой форме необходимо организовать деятельность в сфере  железнодорожных перевозок: в форме  монополий, находящихся в государственной  собственности, или в виде конкурирующих  частных компаний. При обеих формах организации имеются как положительные, так и отрицательные моменты. Финансово-экономические показатели говорят в пользу частных компаний. А в случае государственной монополии  положительными аспектами являются финансовые и материальные ресурсы, внедрение инноваций и др. Кроме  того, государственные монополии  берут на себя расходы при осуществлении  менее выгодных и даже убыточных  перевозках, например, таких, как пассажирские.

Реформирование естественных монополий не сможет привести к их полному исчезновению, поэтому наряду с реформированием, направленным на расширение сферы действия конкурентных механизмов, необходимо совершенствовать и государственное регулирование  естественных монополий.

Предметом государственного регулирования являются отношения  между субъектом естественной монополии  и потребителем по поводу приобретения соответствующего товара – эти отношения  заведомо не сбалансированы, и сильная  сторона может навязать слабой свои условия. Российское законодательство (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации) подразумевает наличие  двух альтернативных механизмов формирования цен: либо договорная цена, либо – цена, устанавливаемая (регулируемая) уполномоченными  государственными или муниципальными органами. При этом регулирование  применяется почти исключительно  к товарам (работам, услугам), производимым в условиях естественной монополии. Соответственно, в остальных случаях  для формирования справедливой цены должен эффективно работать механизм рыночной конкуренции.

Информация о работе Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов