Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.
Использование заемного
капитала также может привести
к росту эффективности
Инвестиционный процесс
необходимо привести в
2.2. Реформирование экономики и роль государства в регулировании деятельности естественных монополий.
Реформирование в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности их деятельности, рационального использования производственного потенциала и формирования конкурентных отношений. Рассмотрим реформирование железнодорожного транспорта и газовой отрасли на примере ОАО "Газпром".
Реформирование газовой отрасли
Реформирование газовой
отрасли также предполагало выделение
естественно монопольной (транспортировка
и распределение газа) и потенциально
конкурентной (газодобыча и газоснабжение)
сфер с их последующим организационным
обособлением. Однако специфика газовой
отрасли обусловливает
Во-первых, газ можно накапливать,
а потому необходимо обеспечить доступ
сторонним производителям к его
хранилищам. Во-вторых, структура издержек
в газовой отрасли сложнее, а
их уровень намного выше, чем, например,
в электроэнергетике. Потребность
в крупных инвестициях в
Вместе с тем опыт ряда
крупных газодобывающих стран (США,
Канады) показывает, что введение отношений
конкуренции в газовой
В России, видимо, нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например, формально независимая от "Газпрома" компания "Итера". При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.
В рамках ОАО "Газпром"
продолжается работа по всей технологической
"цепочке" (стадии разведки, добычи,
магистрального транспорта и частично
распределения природного газа). Программы
реструктуризации "Газпрома" как
раз и преследовали цель повышения
эффективности системы
Реализуемая в настоящее время стратегия реформирования ОАО "Газпром" характеризуется определенной спецификой. Прежде всего речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004 - 2005 гг. "Газпром" активизировал скупку акций РАО "ЕЭС России" и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5% акций энергохолдинга . Видимая цель - существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО ЕЭС "Газпром", по мнению экспертов, сможет реально претендовать, по крайней мере, на две тепловые ОГК . Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке. Стратегия развития "Газпрома" на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.
Возникают вполне оправданные
опасения по поводу возможных последствий
указанных процессов для
Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии "Газпрома" в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой "монстр" в результате может получиться - трудно даже представить.
Во-вторых , возможен рост выручки "Газпрома" за счет использования схемы давальческого сырья.
Наконец, в-третьих, все указанные
преимущества специфического рыночного
позиционирования "Газпрома" имеют
смысл только в том случае, если
газовый монополист сохранится в
сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому
следует ожидать, что его реформирование,
предусматривающее
Второй специфический
элемент стратегии развития "Газпрома"
- возможное превращение газового
монополиста в крупнейшую нефтегазовую
компанию. Еще до приобретения "Сибнефти"
у "Газпрома" был весьма существенный
по объемам собственный нефтяной
бизнес. Теперь же компания становится
важным участником нефтяного рынка.
Принятые в конце 2005 г. решения о
либерализации рынка акций
Сохранение "Газпрома"
в форме вертикально
Реформа железнодорожного транспорта.
Организационно структура естественной монополии на железнодорожном транспорте включает в себя предприятия основной деятельности и состоит из трех основных технологических звеньев:
В итоге мы видим, что естественная монополия железнодорожного транспорта - это огромная махина, которой требуется регулирование. Регулирование является неотъемлемым элементом функционирования экономики. Пользователем железных дорог является все общество, и нестабильная работа или завышенные тарифы на услуги предприятий естественных монополий могут нанести вред. Каждый пользователь услуг предприятий естественных монополий не может самостоятельно регулировать их деятельность вследствие больших транзакционных издержек, необходимых для установления такого рода контроля, поэтому данные функции возлагаются на государство.
Основные способы
Основная задача процесса
реформирования естественной монополии
на железнодорожном транспорте - создание
конкурентного рынка и
С одной стороны, мероприятия
по реструктуризации вертикальных интегрированных
компаний, многие из которых являются
монополистами в своей отрасли,
призваны создать на рынке свободную
конкуренцию и тем самым
В течение довольно продолжительного
времени наиболее эффективным методом
управления предприятиями железнодорожного
транспорта считалось прямое государственное
регулирование. С 1980 г. подходы к
управлению железными дорогами изменились.
Причиной стала не совсем эффективная
деятельность железнодорожного транспорта
практически во всех странах, несмотря
на государственное
Однако при всей неэффективности
функционирования железнодорожных
монополий невозможно дать однозначный
ответ, в какой форме необходимо
организовать деятельность в сфере
железнодорожных перевозок: в форме
монополий, находящихся в государственной
собственности, или в виде конкурирующих
частных компаний. При обеих формах
организации имеются как
Реформирование естественных
монополий не сможет привести к их
полному исчезновению, поэтому наряду
с реформированием, направленным на
расширение сферы действия конкурентных
механизмов, необходимо совершенствовать
и государственное
Предметом государственного
регулирования являются отношения
между субъектом естественной монополии
и потребителем по поводу приобретения
соответствующего товара – эти отношения
заведомо не сбалансированы, и сильная
сторона может навязать слабой свои
условия. Российское законодательство
(ст. 422 Гражданского кодекса Российской
Федерации) подразумевает наличие
двух альтернативных механизмов формирования
цен: либо договорная цена, либо – цена,
устанавливаемая (регулируемая) уполномоченными
государственными или муниципальными
органами. При этом регулирование
применяется почти