Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.
К примеру, рассмотрим антимонопольное
законодательство в США. Основные различия
в антимонопольной политике и
практике “рыночных” стран связаны
с неодинаковыми акцентами в
использовании направлений
Так воздействия государственной политики на монополию в США, является то, что мало опираются на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”.
В США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
К основным законодательным документам, принятым в США, относятся: Акт Шермана 1890 г., Акт Клейтона 1914 г., Акт Робинсона-Пэтмана 1936 г. и Акт Селлера-Кефовера 1950г.
Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм [5, c.131]:
· незаконные как таковые. Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;
· незаконные на основании правила разумности.
Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия. К первому виду относятся[5, c. 135]:
· горизонтальное фиксирование цен;
· горизонтальный сговор о доле рынка;
· групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
· договоренность о взаимных продажах и закупках;
· взаимосвязанные продажи;
· неправильная информация о товаре.
Ко второму виду относятся:
· вертикальное фиксирование цен;
· отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
· исключительное право покупки или продажи.
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.
Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда:
· трудно проверить качество товара;
· фирма выпускает
· происходят одноразовые продажи изделия;
· совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера.
Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (Федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; Комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:
· стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);
· стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);
· гарантии бесперебойного
срока службы (устанавливаются для
товаров длительного
· стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).
Рассмотрим антимонопольное
законодательство в России. Монополия
существует во всём мире. Главной особенностью
монополизации российского
Причины для концентрации такого типа[14, с. 121]:
1) стремление использовать положительный эффект масштаба производства;
2) удобство централизованного
управления крупными
В итоге советские монополисты были узкоспециализированы.
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших, и чрезвычайно малая доля мелких и средних предприятий по сравнению с развитыми странами. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях.
Существуют отличия советской монополии от капиталистической:
1) не имея самостоятельности
ни в выборе объема продукции,
ни в установлении цен,
2) деятельность советских
предприятий-монополистов не
3) при социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической.
Последствие монополизации проявилось в неэффективности экономики: завышенные издержки, превышавшие мировой уровень; низкое качество продукции; замедленный темп ее обновления.
Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом, монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории после распада страны. Это стало толчком для разработки антимонопольной политики.
Главный орган антимонопольной
политики это федеральная
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.);
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон №57-ФЗ от 29 апреля 2009 г.);
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).
В структуре антимонопольного
ведомства находятся
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О госзакупках", "О порядке осуществления иностранных инвестициий в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и "О рекламе".
Итак, антимонопольное
1. Свободы экономической деятельности;
2. Единства экономического пространства;
3. Свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
4. Дифференциации и защиты частных и публичных интересов;
5. Поддержки конкуренции;
6. Недопустимости экономической
деятельности, направленной на монополизацию
и не добросовестную
7. Специального регулирования
естественных и
Антимонопольный закон России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда - наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.
В России монополия сопряжена
с целым букетом резко
· недопроизводство,
· завышенные цены,
· неэффективное производство.
Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Вместе с тем проведение
антимонопольной политики сопряжено
с рядом объективных
Можно говорить о невозможности
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
Вывод: в данной главе было рассмотрена антимонопольная политика в США и в России. А также была рассмотрена антимонопольная политика в общем. Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
В силу особенностей развития
экономики различных стран
В США антитрестовское законодательство стало развиваться с 1890 г., когда был принят первый антитрестовский документ -- Акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти -- в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже -- антитрестовский отдел Министерства юстиции США. Подобных антимонопольных законов в России сейчас нет. Следить за выполнением антимонопольного законодательства в России призвано Министерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства. Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний.