Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. последний вариант.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

К примеру, рассмотрим антимонопольное  законодательство в США. Основные различия в антимонопольной политике и  практике “рыночных” стран связаны  с неодинаковыми акцентами в  использовании направлений регулирования  монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме  дробления на отдельные самостоятельные  предприятия.

Так воздействия государственной  политики на монополию в США, является то, что мало опираются на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”.

В США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

К основным законодательным  документам, принятым в США, относятся: Акт Шермана 1890 г., Акт Клейтона 1914 г., Акт Робинсона-Пэтмана 1936 г. и Акт Селлера-Кефовера 1950г.

  • Акт Шермана (1890), первый по времени принятия антитрестовский закон, запрещает «неразумные ограничения в торговле», попытки установить монополию на рынке, а также злоупотребление монопольной властью. Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке.
  • Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Акт касается сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг в связи со слиянием и приобретением компаний, запрещает слияние и приобретение предприятий (акций корпораций) на рынке, если в результате этого произойдет ослабление конкуренции и проявится тенденция установлению монополии на рынке.
  • Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка. Влияние государственных регулирующих правил распространяется почти на все продаваемые в США товары: производители продуктов питания должны ясно сообщать о том, что находится в банке или коробке; не допускается продажа лекарств до их тщательной проверки; автомобили должны создаваться в соответствии с нормами безопасности и экологическими требованиями; цена на товары должна быть ясно указанной; рекламодатели не имеют права вводить покупателей в заблуждение.
  • Акт Селлера-Кефовера (1950). В 1950г. в США принимается федеральный закон Селлера-Кефовера, как поправка к Акту Клейтона, в которой уточнялось понятие незаконного слияния и запрещающая фирме приобретать активы другой фирмы, если это приводит к ослаблению конкуренции. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

Согласно законодательной  классификации США, выделяют следующие  виды антиконкурентных действий фирм [5, c.131]:

· незаконные как таковые. Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;

· незаконные на основании  правила разумности.

Решения суда по данным действиям  принимаются на основе сравнения  и сопоставления положительных  и отрицательных последствий  антиконкурентного действия. К первому виду относятся[5, c. 135]:

· горизонтальное фиксирование цен;

· горизонтальный сговор о  доле рынка;

· групповой бойкот (согласованный  отказ фирм торговать с третьей  фирмой с целью ее вытеснения с  рынка);

· договоренность о взаимных продажах и закупках;

· взаимосвязанные продажи;

· неправильная информация о товаре.

Ко второму виду относятся:

· вертикальное фиксирование цен;

· отказ в поставках  со стороны одной отдельной фирмы;

· исключительное право покупки  или продажи.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование  слияний и поглощений фирм - определение  критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Другим направлением государственной  политики служит регулирование информационного  обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых  случаях, когда:

· трудно проверить качество товара;

· фирма выпускает экспериментальные  товары;

· происходят одноразовые  продажи изделия;

· совершаются спекулятивные  операции краткосрочного характера.

Во всех подобных ситуациях  органы регулирования - государственные (Федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; Комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают  влияние на параметры поведения  фирмы - объекты регулирования:

· стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых  продуктов и лекарств);

· стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);

· гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для  товаров длительного пользования);

· стандарты использования  товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что  потребитель может и чего не должен делать с продуктом).

Рассмотрим антимонопольное  законодательство в России. Монополия  существует во всём мире. Главной особенностью монополизации российского рынка  можно считать, пожалуй, то, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. Внутри этой экономики существовал  монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами.

Причины для концентрации такого типа[14, с. 121]:

1) стремление использовать  положительный эффект масштаба  производства;

2) удобство централизованного  управления крупными предприятиями.

В итоге советские монополисты  были узкоспециализированы.

Советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших, и чрезвычайно малая доля мелких и средних предприятий по сравнению  с развитыми странами. Наиболее высокой  была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях.

Существуют отличия советской  монополии от капиталистической:

1) не имея самостоятельности  ни в выборе объема продукции,  ни в установлении цен, советские  предприятия-монополисты не имели  возможности осуществлять монополистические  злоупотребления, хотя это широко  наблюдается в западных странах;

2) деятельность советских  предприятий-монополистов не вызывала  таких последствий монополизации  как завышения цен, получения  монопольных прибылей предприятиями  и других;

3) при социализме монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической.

Последствие монополизации  проявилось в неэффективности экономики: завышенные издержки, превышавшие мировой  уровень; низкое качество продукции; замедленный  темп ее обновления.

Советская экономика была значительно более изолирована  от внешнего мира, чем большинство  рыночных, таким образом, монопольные  позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и  новизна продукции.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические  тенденции резко усилились. К  прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории после  распада страны. Это стало толчком  для разработки антимонопольной  политики.

Главный орган антимонопольной  политики это федеральная антимонопольная  служба (ФАС России), она является уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.);

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон №57-ФЗ от 29 апреля 2009 г.);

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;

д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные  управления ФАС России и центральный  аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О госзакупках", "О порядке осуществления иностранных инвестициий в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и "О рекламе".

Итак, антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:

1. Свободы экономической  деятельности;

2. Единства экономического  пространства;

3. Свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств;

4. Дифференциации и защиты  частных и публичных интересов;

5. Поддержки конкуренции;

6. Недопустимости экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и не добросовестную конкуренцию; 

7. Специального регулирования  естественных и государственных  монополий.

Антимонопольный закон России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда - наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.

В России монополия сопряжена  с целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны:

· недопроизводство,

· завышенные цены,

· неэффективное производство.

Клиента фирмы-монополиста  вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено  с рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся  к приложению А, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).

Можно говорить о невозможности  превращения монополизированной отрасли  в отрасль совершенной конкуренции  как об общем правиле. Преобразованиям  такого рода препятствует положительный  эффект масштаба. Даже если государство  настоит на своем и вопреки  росту издержек будет принудительно  насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия  окажутся не конкурентоспособными в  международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты. В силу названных причин прямое дробление  фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. В приложение А, желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам.

Вывод: в данной главе  было рассмотрена антимонопольная  политика в США и в России. А  также была рассмотрена антимонопольная  политика в общем. Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В силу особенностей развития экономики различных стран сложились  разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах  запада. Особенно развитым в этом отношении  принято считать антимонопольную  практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

В США антитрестовское  законодательство стало развиваться  с 1890 г., когда был принят первый антитрестовский  документ -- Акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти -- в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже -- антитрестовский отдел Министерства юстиции США. Подобных антимонопольных законов в России сейчас нет. Следить за выполнением антимонопольного законодательства в России призвано Министерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства. Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний.

Информация о работе Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов