Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и видов естественных монополий, а также методы государственного регулирования их деятельности.
Задачи работы: Дать определение естественным монополиям. Изучить виды, предпосылки естественных монополий, а так же их роль в государстве. Рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы. А также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю, за деятельностью данных субъектов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа. последний вариант.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

Реформирование естественных монополий имеет смысл в том  случае, если достигается минимизация  сферы, подлежащей государственному регулированию, при том, что обеспечивается достаточный  уровень конкуренции на рынках, выделяемых из структур с естественной монополией рынках.

Выделение конкурентных видов  деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы  не произошла замена регулируемой монополии  на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов в качестве отдельной услуги (ранее оно производилось в рамках газоснабжения жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).

Развитию конкуренции  на этом рынке препятствует норма, закрепленная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2007г. № 549: деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет право  осуществлять только газораспределительная  организация – то есть монополия  сохраняется, а цена выведена из-под  регулирования. Практическим недостатком  государственного регулирования цен  часто является отсутствие подробного описания состава тарифицируемого  товара (услуги, работы). Это приводит к тому, что регулируемый хозяйствующий  субъект может ухудшать качество товара – например, если речь идет о  продукте, уменьшать его вес или  изменять рецептуру. Применительно  к услугам (работам) это проявляется  в том, что в качестве отдельной  услуги (с дополнительной оплатой  по договорной цене) выделяется то, что, по сути, является технологической  операцией в рамках регулируемого  вида деятельности. Поскольку государство  устанавливает цену, которая является условием возмездного договора, то необходимо однозначно определить и  объем встречных обязательств субъекта естественной монополии – на что  контрагент вправе рассчитывать, оплатив  установленную государством цену.

В связи с этим при государственном  регулировании цен на услуги естественных монополий необходимо четко фиксировать  качественные, технологические и  иные параметры товаров (работ, услуг), на которые устанавливаются цены. Это следует осуществлять, в том  числе путем издания подробных  правил оказания услуг и перечней технологических операций, входящих в состав услуги, чтобы хозяйствующий  субъект не мог неправомерно экономить  на качестве товара или на неполноте  услуги.

Важным понятием с этой точки зрения является понятие «единый  технологический комплекс субъекта естественной монополии», содержащееся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 200). К данному комплексу, согласно закону, относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии. Очевидно, что состав оборудования, включаемого в единый комплекс, должен корреспондировать с перечнем технологических операций, входящих в состав услуги субъекта естественной монополии.

Эти обстоятельства необходимо отразить при доработке законодательства о естественных монополиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, естественные монополии появляются в сферах и  отраслях где конкуренция невозможна, поэтому для защиты интересов  потребителей государство осуществляет антимонопольную политику, целью  которой является пресечение всяких антимонопольных злоупотреблений.

Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий  должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может  привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать  недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.)
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»
  3. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Москва: КомКнига, 2006, - 200с.
  4. Бутыркин, А. Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования / А. Я. Бутыркин. -- М. : Новый век, 2003. -- 152 с
  5. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
  6. Городецкий А.Н., Павленко Ю.С. Реформирование естественных монополий. Москва: Феникс, 2006, - 250с.
  7. "Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства" (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 - 2003г.
  8. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал ВШЭ, 2005, №2, с.245-254
  9. Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий: Журнал Российского права №10 2006Станковская, И., Стрелец, И. Экономическая теория: Учеб. - 3-е изд,2007-448.
  10. Мочерный С. “Основы экономической теории” Тернополь, 1993 г., с.  176-189
  11. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. изм. – М.: Издательство НОРМА,2001. – 572 с
  12. Пожилов Д.В. Государственное ценообразование на продукцию естественных монополий // Банковское дело, 2007, №11, с. 13-21
  13. Сюзаева Т.А. Регулирование цен на продукцию естественных монополий. Финансы, №8, 2005, с. 37-41
  14. Тотьев К. “Государственная и естественная монополии”, 1995 г., №4,  с. 244
  15. Экономика железных дорог №1, 2011, Автор:  Е.Н. Беляева;
  16. ОАО «Газпром» www.gazprom.ru
  17. Федеральная антимонопольная служба России // http://www.fas.gov.ru/
  18. Экспертный институт. Естественные монополии // www.gazeta.ru/2006/12/20/oa_227149.html

Информация о работе Общая характеристика естественных монополий; антимонопольная политика в отношении естественных монополистов