Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:49, контрольная работа
Сложность изучения институциональных изменений определяется еще и тем фактом, что такие изменения в большинстве случаев имеют инкрементный и непрерывный характер (в отличие от дискретных, революционных изменений). Поэтому оценить предельные институциональные изменения довольно сложно, так как они «могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к использованию правил и ограничений».
1. Механизм институциональных изменений
2. Государство и институциональные изменения
3. Институциональные изменения в условиях переходной экономики
возникновение
становление
массовое использование
замещение
исчезнов ение
бездействие
+
+
спорадическое действие
+
+
систематическое действие
+
В таблице отмечена крестиками наиболее типичная траектория институционального изменения.
Как видно из этой таблицы, режимы функционирования институтов в типичном случае симметрично распределены по этапам их жизненных циклов. Это вполне естественно, поскольку этапы 3 и 4 функционирования одного правила по своему смыслу выступают одновременно этапами 1 и 2 для другого правила, сменяющего первое в выполнении им его экономических функций.
Понятие траектории развития
институционального изменения (или
институционального развития) имеет, кроме
охарактеризованного количественного,
также и качественныйаспект.
В этом смысле под траекторией понимается пос
Примером такой траектории может служить последовательное изменение некоторого закона, осуществляемое в течение нескольких лет путем введения в него поправок. Каждая такая поправка может отражать накапливаемый опыт применения закона, уточняя те или иные из его положений, добиваясь более полного
достижения цели, которую преследовал законодатель, принимая соответствующие правовые нормы. Другим примером может служить постепенное изменение какого-то обычая, когда из некогда жестких правил поведения, имевших большое значение для определенной группы, он трансформируется в необязательный, «мягкий» ритуал, а после и вовсе исчезает.
Для всех такого рода траекторий изменения институтов важно различать два существенно разных их типа:
траектории, формируемые
инкрементными изменениями (именно
к ним относятся оба
траектории, содержащие определенные «разрывы», скачки или «институциональные шоки», означающие, что бытование исходного института фактически заканчивается, а его функции в экономике начинает выполнять инойинститут (или целая их группа).
В соответствии с классификацией
институциональных изменений, траектории
второго типа можно охарактеризовать
как включающие дискретные изме
При анализе различных конкретных траекторий институциональных изменений исследователями бьшо подмечено, что как в первом, так и во втором случае возникающие изменения имеют не произвольный характер, а подчиняются определенной закономерности, которая получила название зависимость от траектории предшествующего развития (path dependency
Заключение.
Содержание данной главы охватывает лишь самые общие представления об институциональных изменениях. Между тем значимость их анализа, как позитивного, так и особенно нормативного, в современном мире чрезвычайно велика: практически непрерывно институциональные изменения происходят во всех переходных экономиках, в рамках Европейского Сообщества, в развивающихся странах. Одни из них оказывают ощутимое позитивное воздействие на последующее развитие экономики, другие, напротив, способствуют стагнации, третьи, несмотря на замысел авторов, вообще не влияют на экономическое поведение.
Массовые институциональные
изменения шли и идут на уровне
отдельных экономических
В силу этого как будущим практикам, так и тем, кто видит свое будущее в науке, приведенные здесь характеристики понятийного аппарата анализа институциональных изменений будут полезными в их дальнейшей учебе и работе.
Вольчик В.В.
«Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми».[1] [1]
Координация в экономике осуществляется на основе текущих цен. В долгосрочном периоде распределение ресурсов и, следовательно, экономическая координация будут зависеть от институтов. Таким образом, роль институтов и правил в долгосрочном периоде и в эволюционном аспекте тождественна роли цен. В плановой экономике фактически не было ценовой координации, но зато существовала координация институциональная, которую обычно не учитывают.
С этим положением согласуется фундаментальная идея Шумпетера о том, что сущность экономического развития заключается не столько в накоплении капитала и приращении дополнительной рабочей силы, сколько в перераспределении наличного капитала и наличной рабочей силы из менее эффективных сфер экономической деятельности в более эффективные.[2] [2] И такое перераспределение в равной степени зависит от относительных цен и институтов.
Механизм институциональных изменений в зависимости от того, в рамках какого экономического порядка осуществляется, тоже может различаться.
«Эволюционная теория обосновывает
вывод о том, что с течением
времени неэффективные
«Источником изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения»[4] [4]
Сложность изучения институциональных
изменений определяется еще и
тем фактом, что такие изменения
в большинстве случаев имеют
инкрементный и непрерывный характер
(в отличие от дискретных, революционных
изменений). Поэтому оценить предельные
институциональные изменения
В отличие от эволюции биологической, в социальной эволюции навыки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения в социальных организациях и группах. Если в биологической эволюции происходит наследование признаков родителей, то в социальной – опыта традиций социальных коллективов и общества в целом.[6] [6]
Если цены на рынке образуются
благодаря конкуренции, то долгосрочные
ориентиры, определяющие сам порядок
экономической организации, тоже конкурируют
с альтернативными вариантами поведения.
Если институциональная структура
находится в стадии формирования
или изменения, то институты, конституирующие
ее, будут возникать и закрепляться
в зависимости от сравнительной
эффективности альтернативных способов
координации хозяйственной
Неэффективность одних и эффективность других механизмов координации выявляется в результате институциональной метаконкуренции. Обычно в экономической литературе под метаконкуренцией понимается конкуренция институтов: "если какая-либо форма экономической организации существует, значит она эффективна, потому что в процессе конкурентной борьбы выживают сильнейшие, т. е. наиболее эффективные институты"[8] [8].
Все типы институциональных изменений, которые описаны в экономической литературе можно сгруппировать так:
1. Инкрементные
2. Эволюция институтов. Возникающие
неформальные практики
3. Революционные
Объяснение способа
1. В расширенном порядке
закрепляются институты,
2. Также может наблюдаться
преимущественно убывающая
Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 1997 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы.
Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных»[10] [10].
Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации. И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности (в смысле приближения к условиям Парето-оптимального распределения ресурсов), но и препятствовать ему[11] [11].
Неэффективность институтов
возникает вследствие высоких издержек
(дороговизны) коллективных действий,
необходимых для изменения
Зачастую декларативные высказывания экономистов и политиков о целях и необходимости такой политики не согласуются с возможностями экономического механизма реализовать их[12] [12], ибо необходимо определить цену, которую платит общество при проведении регулирующих рыночный механизм мероприятий. И только в том случае, когда можно доказать, что положительные эффекты перекроют социальные издержки, предлагаемые вариативно определенные меры могут быть рекомендованы для практического применения.
Институциональная структура
экономики любой страны - это, прежде
всего, результат прошлых действий
государства и спонтанного
Иная ситуация наблюдается
в странах с неразвитыми
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все меры государственной политики развитых стран на рынке труда могут быть применены в условиях переходной экономики. Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.
Информация о работе Общая характеристика институциональных изменений