Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:49, контрольная работа
Сложность изучения институциональных изменений определяется еще и тем фактом, что такие изменения в большинстве случаев имеют инкрементный и непрерывный характер (в отличие от дискретных, революционных изменений). Поэтому оценить предельные институциональные изменения довольно сложно, так как они «могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к использованию правил и ограничений».
1. Механизм институциональных изменений
2. Государство и институциональные изменения
3. Институциональные изменения в условиях переходной экономики
На наш взгляд, можно
предложить два подхода к анализу
государственной политики в рамках
институциональной
Согласно экзогенному подходу к исследованию государственной экономической политики основное внимание уделяется положительной (легко наблюдаемой) внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем, связь между инструментами и результатами проводимой политики строго казуальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направленно воздействие, а также их изменение.
Согласно эндогенному
подходу, наоборот, особый акцент делается
на изменении в результате проведения
мер государственной
Институты регулируют доступ
к законному использованию
На уровне больших групп
институциональное
Проблема коллективных действий
должна решаться таким образом, чтобы
ни одна значительная группа субъектов,
стремящихся к получению
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности[15] [15].
В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам[16] [16], согласно которому, институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры (прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, хозяйственного и, в частности, трудового законодательства и т. д.), в которой данное действие осуществляется.
По мере того, как институты внедряют или усваивают более эффективные методы работы (оцениваемые обычно с точки зрения трансакционных издержек), их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечивать повышение благосостояния. Инженерный подход к исследованию институтов не следует отождествлять, путать с инженерным подходом в экономической теории, который реализуется в работах Курно, Эджуорта, Вальраса[17] [17], пытавшихся решить проблемы, связанные с функционированием рынков. Этот подход в современной экономической науке получил отражение в теории общего равновесия Эрроу-Дебре[18] [18].
Исследования государственной
политики неизбежно связаны с
нормативными суждениями или оценками
тех или иных мер и инструментов,
используемых при ее реализации. Традиционно
в рамках нормативной теории экономической
политики выделяются несколько главных
проблем: должны ли власти активно вмешиваться
в экономику или масштабы государственного
вмешательства следует
Проблема институциональной организации рынка труда может рассматриваться и с позиций логики теории групп М. Олсона[20] [20]. Согласно этой логике работодатели, как представители малой группы, могут легко самоорганизоваться для противодействия конкурирующим силам как на рынке товаров, так и на рынке факторов производства. Действия малых групп предпринимателей на товарных рынках достаточно глубоко исследованы в экономической литературе, анализирующей особенности олигополистического поведения. Для настоящей работы интерес представляет вывод о том, что избирательные стимулы предпринимателей будут несоизмеримо выше избирательных стимулов (т.е. стимулов, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение коллективным благом или нет) рабочих, объединенных в профсоюз, потому что существуют неравные возможности по конкурентному производству коллективного блага для рабочих и для предпринимателей (менеджеров или собственников предприятия).
В таких случаях необходимо
институциональное
Экономические кризисы, сопровождавшиеся длительными неравновесиями как на товарных, так и на факториальных рынках, являлись «катализаторами» экономических и социальных изменений.
В реальной действительности
рыночные системы представляют собой
«смешанные» экономики, в которых
наряду с рыночным механизмом существует
некоторое регулирующее вмешательство
со стороны государства. Но страны со
смешанными экономиками так различны,
что их экономические системы
очень трудно сравнивать. Действительно,
смешанную экономику Швеции нельзя
сравнивать со смешанной экономикой,
например, Перу. Поэтому в экономической
литературе осуществляются попытки
выделить промежуточный тип
Такой промежуточный хозяйственный
тип экономической системы
Меркантилизм как
Следовательно, при меркантилизме:
1. Господствует мнение, что
благосостояние народа может
быть достигнуто только
2. Ведется внешняя политика, которая способствует изоляции страны, прикрываемая лозунгом «опоры на собственные силы».
3. В политической сфере
демократические институты
Экономическая система, основанная на принципах меркантилизма, имеет существенные отличия, как от плановой, так и от рыночной экономики. В связи с этим Эрнандо де Сото пишет: «Будучи системой, в которой управление крайне регламентированным государством зависело от элитарных групп, которые, в свою очередь, кормились за счет государственных привилегий, меркантилизм резко отвергался как основоположником коммунизма Карлом Марксом, так и Адамом Смитом - основоположником экономического либерализма».[24] [24]
Экономика меркантилизма
обычно включала все механизмы –
законодательные, административные, регулирующие,
- посредством которых
Идея о существовании экономического порядка, подобного меркантилизму (в современном понимании), содержится в поздних работах Вальтера Ойкена. В отличие от идеальных двух типов экономических порядков, в реальной экономике он выделяет уже три их типа: полной конкуренции[25] [25] (это понятие нельзя смешивать с абстракцией совершенной конкуренции), централизованного регулирования и властных группировок.
Каждому из выделенных порядков соответствует свой специфический способ регулирования экономических процессов. По этому поводу Ойкен пишет: «Итак, можно, грубо говоря, выделить три метода регулирования: регулирование, осуществляемое центральными государственными органами; регулирование, осуществляемое группами; регулирование через конкуренцию»[26] [26]. Более того, Ойкен приводит слова Кейнса о возможности существования экономической системы, в которой определяющую роль в экономике играют объединения или властные группировки, тесно связанные с государством. Но Ойкен опровергает оптимизм Кейнса по поводу целесообразности и эффективности такого рода порядков. Действительно, такие формы экономической организации известны еще со времен средневековья и о них «науке давно известно, что в их рамках экономический прогресс достигает состояния лишь неустойчивого равновесия и имеет тенденцию к неравновесию».[27] [27] И хотя Ойкен прямо не называет подобный экономический порядок меркантилизмом, он блестяще подметил экономическую сущность явления, как препятствующего экономической эффективности и прогрессу.[28] [28]
Отличие меркантилизма от
рыночной экономики можно
Природу этих различий можно
определить, используя концепцию
индивидуализированной
В меркантилистической экономике
частная собственность в
Свободное предпринимательство
в условиях меркантилизма, в большинстве
случаев представляет утрированную
деятельность монополий. Поэтому то,
что ошибочно принимается за либерализм
некоторых российских «господ либералов»
есть лишь политика направленная на обеспечение
свободы монополий обирать
Самый большой урок из прошедшего десятилетия реформ заключается в следующем: экономическую систему, бывшую в СССР, нельзя было реформировать и преобразовать. Ее просто нужно было поэтапно заменять другой системой, создавая все условия для ее развития.
Переход к рыночному способу
координации экономической
Информация о работе Общая характеристика институциональных изменений