Общая характеристика современных условий развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ внешней среды (организационных и правовых основ предпринимательской деятельности, рынка продуктов, услуг и финансов, системы ценообразования, системы бухгалтерского учета и т.д.), в которой находятся российские организации (предприятия), и анализ их основных областей деятельности показывают, что большинство предприятий реагирует на изменения в этой среде и приспосабливается к новым условиям при помощи традиционных методов, тогда как среда выдвигает нетрадиционные, абсолютно новые проблемы.

Файлы: 1 файл

юы .doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Общая характеристика современных  условий развития экономики.

Выходя на рынок с тем или  иным товаром, услугой, предприниматель  должен понимать и учитывать закономерности  развития рыночной системы  хозяйствования. Во-первых, это отсутствие дефицита товаров и услуг. Во-вторых, непрерывный поиск возможностей  улучшения товаров и услуг, ускорения продажи  и закрепления на рынке сбыта.

На рынке происходит естественный отбор производителей. Остается лишь тот, кто создает лучшие условия  продажи своих товаров. Рынок сам создает условия, при которых производится только та продукция, которая нужна обществу. Этому способствует конкуренция, которая в условиях подчинения производства спросу отметает все устаревшее и непрогрессивное.

Для реализации вышеназванных закономерностей необходимо выполнение ряда условий развития организационной структуры рыночной системы хозяйствования: наличие различных форм собственности, сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом, переход от свободного рынка к регулируемому со стороны государства, наличие мощной, развитой инфраструктуры рынка в виде банков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм.

Функционируя по существу в новой  структуре экономики, российские предприятия-производители  перешли к более широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Имеющиеся трудности в бюджетной, денежно-кредитной и платежно-расчетной сферах оказывают повсеместное влияние на состояние и организацию финансов предприятий отраслей хозяйствующего звена отечественных финансов. Общим знаменателем здесь выступает неослабевающая острота проблем недостаточности финансовых ресурсов на высокодоходные вложения на текущее и перспективное развитие и денежных средств на временные кассовые расчеты. Эти проблемы особенно проявляются в базовых отраслях материального производства.

Темпы развития экономики, оздоровления бюджетной системы и финансов предприятий во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов. Большое  значение имеет структура источников формирования финансовых ресурсов, и, в первую очередь, удельный вес собственных. Производитель практически повсеместно пытается сегодня решить свои проблемы организации финансов не за счет изыскания собственных ресурсов, но все более за счет банковского и коммерческого кредита. Но большой удельный вес привлеченных средств утяжеляет финансовую деятельность предприятия дополнительными затратами на уплату высоких процентов по кредитам, дивидендов по акциям и облигациям и осложняет ликвидность баланса предприятия. Повседневная практика хозяйствования многих предприятий разных отраслей все более подтверждает расширение процесса почти полного замещения собственных источников формирования оборотных средств заемными. Необходимо заметить, что эти процессы усугубляются в практике финансово-хозяйственной деятельности проводимой налоговой политикой авансирования бюджета по ряду платежей в него.

Таким образом, изменения в экономике  России, связанные с переходом  к рыночным отношениям, динамика качественных и количественных параметров финансового состояния предприятий за годы реформ требуют от руководителей предприятий принципиально новых методов управления.

Анализ внешней среды (организационных  и правовых основ предпринимательской  деятельности, рынка продуктов, услуг и финансов, системы ценообразования, системы бухгалтерского учета и т.д.), в которой находятся российские организации (предприятия), и анализ их основных областей деятельности показывают, что большинство предприятий реагирует на изменения в этой среде и приспосабливается к новым условиям при помощи традиционных методов, тогда как среда выдвигает нетрадиционные, абсолютно новые проблемы. Поэтому в современных условиях перед большинством предприятий стоит задача так организовать сою деятельность, чтобы оперативно реагировать на изменения во внешней среде и безболезненно для себя решать возникающие проблемы. Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

 

Глава 1.

Управление предприятием – важнейшее  условие обеспечения роста его  экономики.

В августе 1997 года правительство одобрило принципиальные положения «Концепции реформирования предприятий» и «Типовой программы реформы предприятия», а также наметила подготовку ряда сопровождающих нормативных актов и приложений. Необходимость намеченных преобразований мотивируется тем, что «одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий».

К числу наиболее характерным проблем, препятствующих эффективному функционированию экономики на уровне предприятия, в  документах отнесены:

Неэффективность системы управления предприятием, обусловленная:

отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

недостаточное знание конъюнктуры  рынка;

низкий уровень квалификации менеджеров и персонала, отсутствия трудовой мотивации  работников, падение престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

неэффективность финансового менеджмента  и управления издержками производства.

Низкий уровень ответственности  руководителей предприятий перед  участниками (учредителями) за последствия  принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении  предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Очевидно, что ни одно предприятие  не может функционировать бесцельно,  у каждого должно быть представление  о том, что его ожидает, чего оно  может достичь. Реализация этих положений достигается с помощью разработки стратегии развития предприятия, эффективного сочетания различных видов планирования, повышения результативности маркетинга и т.д. Это должно делаться постоянно и непрерывно. Но эффективное выполнение данных требований возможно только в том случае, если система управления, ее механизм позволяют создать для этого благоприятные условия. На деле это означает необходимость совершенствования самой системы управления как в целом, так и ее отдельных элементов. Опыт отечественных передовых предприятий, а также зарубежных компаний свидетельствует, что основными направлениями совершенствования системы управления являются следующие:

Децентрализация управления.

Относительно быстрая адаптация  системы управления предприятием на происходящие изменения в условиях ведения бизнеса, как показывает опыт отечественных и зарубежных компаний, зависит от степени централизации (децентрализации) в принятии решений. Это связано с той мерой, в которой полномочия уровня переходят на более низкие уровни управления (децентрализация) или сохраняются на верхнем уровне (централизация).

Эффективное функционирование структуры, состоящей из большого количества уровней, требует разработки обширных правил, инструкций и процедур. В итоге  все это делает структуру управления не только громоздкой, но и не гибкой, не способной оперативно реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию. Вот почему с 70-х годов, в условиях быстро изменяющегося спроса, сокращения жизненного цикла многих товаров, расширения номенклатуры продукции, уменьшения объема ее выпуска, усложнения технологических процессов, усиления требований к качеству обслуживания и продукта при решении проблемы своевременного выполнения заказов, децентрализация управления приобретает первостепенное значение. С одной стороны, она позволяет быстро реагировать на запросы потребителей, а с другой – делает процесс принятия решений более действенным. Децентрализация управления происходит в двух взаимосвязанных направлениях: путем делегирования прав в принятии решения и за счет разукрупнения крупных компаний и перехода к относительно небольшим автономных структурным единицам, наделенным правами принимать решения по всем производственным и хозяйственным вопросам.

Делегирование власти с высших уровней  управления на низшие обусловливается рядом причин. В производственной и хозяйственной деятельности возникает много неопределенности и риска, ситуация постепенно изменяется, что становится характерной чертой развития предприятия, усложняется протекание производственных процессов. Поэтому ни один руководитель, даже самый талантливый, не в состоянии охватить во всей полноте происходящие изменения и процессы. Решение этой проблемы предполагает делегирование власти с высшего уровня на низшие. Здесь важно помнить, что при делегировании власти руководители не уменьшают собственную ответственность.

Разукрупнение компаний идет по принципу создания горизонтальных структур, то есть компании сокращают число уровней  управления и расширяются по горизонтали  путем создания автономных структур, подчиняющихся вице-президентам.

2.Специализация и диверсификация  производства.

Как известно, специализация производства представляет собой основу для занятия  им лидирующих позиций на рынке. Вместе с тем, получая максимум выгоды из своей специализации, предприятие обязано одновременно заниматься диверсификацией. Специализация и диверсификация в отрыве друг от друга малопродуктивны. В связи с этим в задачу управления входит установление правильного соотношения между ними, т.к. именно оно определяет продуктивность ресурсов предприятия, его устойчивость и экономический рост.

3.Совершенствование хозяйственного  механизма.

Это такое построение организационных  структур управления, мотивации и  методов управления, которые позволяли  бы предприятию не только адаптироваться к изменениям, происходящим в окружающей среде, но и создавали возможности быть готовым к вызовам завтрашнего дня. В основе совершенствования, как показывает опыт производственных компаний промышленно развитых стран, лежит серия новшеств и новых подходов к ведению бизнеса. Это, например, создание своего покупателя.

Решение данной задачи предполагает постоянное проведение  критического самоанализа деятельности предприятия. Центр внимания, как считает известный  американский экономист Питер Ф. Дракер, в проведении самоанализа должен находиться в области поиска неожиданного. Например, следует поинтересоваться: кто не покупает продукцию предприятия и почему? Что покупатели предприятия (и не покупатели) приобретают у других? Какую ценность имеют для них эти приобретения? Конкурируют ли они фактически или потенциально с тем удовлетворением, которое приносят товары данного предприятия или услуги? Все это заставляет предпринимателя действительно встать на рыночную точку зрения, а не просто говорить о ней. Следовательно, маркетинг – это нечто большее, чем исследование рынка и потребителя. Во-первых, его главной задачей становится взгляд  на бизнес в целом, а во-вторых, он должен рассматривать не просто своего потребителя, свой рынок, свои изделия, а рынок вообще, потребителя в целом, его покупки, систему ценностей, степень удовлетворения, устоявшиеся схемы покупок и затрат, его рационализм.

4.Постоянное стремление  сделать предприятие эффективно  работающим.

Существуют три пути развития данного  направления:

на основе использования модели «идеального бизнеса», суть которой  состоит в том, что устанавливаемый  теоретический оптимум экономической  деятельности предприятия служит ему  в качестве мерила фактических результатов.

максимальное использование  возможностей по переводу предприятия из «вчерашнего» дня в день сегодняшний, готовя его к будущим вызовам. В связи с этим, усилия менеджмента должны быть направлены на выявление тех сфер деятельности, которые следует развивать как можно быстрее, и тех, от которых следует отказаться. Одновременно внедряется и то новое, что поможет приумножить результаты деятельности предприятия на рынке или в отрасли знаний, в которой оно специализируется.

максимальное использование  ресурсов путем их сосредоточения на выявленных приоритетах, которые позволяют предприятию получить наивысшие результаты от затраченных усилий и энергии.

Реализация стремления к повышению  эффективности работы предприятия  во многом зависит от правильности определения потенциала бизнеса. Процветание  и экономический рост, как известно, сопутствуют тому предприятию, которое систематически определяет и использует свой потенциал. Потенциал бизнеса всегда выше реализованной деятельности.

5. Создание стабильности  в деятельности предприятия.

Стабильность достигается различными путями. Во-первых, это укрепление связей предприятия со своими клиентами. Здесь в основу необходимо положить принцип, согласно которому предприятие всегда будет терпеть неудачи, если оно не обслуживает своих клиентов на полном уровне. На практике это означает, что клиентов следует тщательно изучать, рассматривать и анализировать, чтобы понять потребности. А для этого необходимо ответить на следующие вопросы: кем являются клиенты – частными или юридическими лицами и что побуждает их покупать продукцию предприятия? Во-вторых – это хорошее знание конкурентов. Система управления должна нацеливать маркетинг на проведение активной маркетинговой политики, а следовательно, необходимо знать: кто является конкурентом, что помогает им удерживать своих клиентов и что надо сделать, чтобы переманить клиентов? Важным моментом в проведении активной маркетинговой политики является работа с поставщиками сырья. При этом надо обратить внимание на формирование надежных связей, обеспечить возможность обслуживания.

Наиболее важным аспектом   руководства, определяющим стабильность предприятия, по мнению руководителей крупнейших зарубежных компаний, является определение  идеалов корпорации. На этом фактически основан весь бизнес. Причем эти  идеалы должны в одинаковой степени касаться как президента компании, так и рядовых работников.

Информация о работе Общая характеристика современных условий развития экономики