Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:08, курсовая работа
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но еще доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.
В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………………………….6
1.1. Понятие, структура и механизм организации общественного сектора ......6
1.2. Функции общественного сектора.........................…………………………10
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ............16
2.1.Состав и финансы общественного сектора России..........................16
2.2. Масштабы и динамика общественного сектора России ……....……...24
2.3. Проблемы и перспективы развития общественного сектора в России...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………………………….6
1.1. Понятие, структура и механизм организации
общественного сектора ......6
1.2. Функции общественного сектора.......................
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ............16
2.1.Состав и финансы общественного сектора
России........................
2.2. Масштабы и динамика общественного
сектора России ……....……...24
2.3. Проблемы и перспективы развития общественного
сектора в России...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но еще доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов.
В современной смешанной
экономике именно эти формы
более всего определяют лицо
общественного сектора. В данной
связи экономика общественного
сектора уделяет
В настоящий момент государство может осуществлять воздействие на экономическое положение граждан и их благосостояние, формируя рыночные механизмы распределения ресурсов и создание адекватной системы государственных расходов. Вследствие этого и меняется структура общественного сектора.
Трансформация распределения ресурсов через общественный сектор потребовалась в результате приватизации подавляющей части предприятий и организаций, ранее находившихся в государственной собственности, что привело к возникновению множества новых субъектов частной собственности со своими экономическими интересами.
Тема работы является актуальной в настоящее время, так как общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Так же государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики, защиту конкуренции, перераспределение доходов, стабилизацию экономики, контроль над уровнем занятости и стимулирование экономического роста.
Масштабы общественного сектора характеризуются размерами государственной собственности и объемом государственных доходов и расходов.
Экономику общественного сектора подробно изучали такие авторы, как В.А.Исаев , Е.В. Пономаренко, Е.В.Егоров, Г.А.Ахинов, Н.А. Восколович Е.Н.Жильцов. Общественный сектор российской экономики представлен в работах Е.В.Егорова, Т.С.Ереминой.
Целью работы является анализ общественного сектора экономики в современном мире.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Объектом изучения является общественный сектор экономики.
Предметом изучения выступают экономические отношения, складывающиеся в сфере общественного сектора и влияния на его развитие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
В первой главе мы подробно рассмотрим теоретические аспекты функционирования общественного сектора экономики. Во второй главе проведем анализ общественного сектора в России, остановимся на проблемах и перспективе развития общественного сектора.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие, структура и механизм
организации общественного сектора
Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка и направленная на создание общих и социально значимых благ.
В состав общественного сектора входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Тем не менее, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. К общественному сектору нельзя отнести государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром и обладает такими свойствами, как конкурентность и исключаемость.
К общественному сектору в широком смысле слова так же относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, особое развитие получивший в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Такие структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей2.
Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Так же они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Общественный сектор – это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. Таким образом, ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы3.
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие характерные условия:
• рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
• производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
• экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. Организации общественного сектора называют некоммерческими. Так как, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. Общественный сектор часто называют государственным, поскольку в нем доминирующее место занимает деятельность государства.
Структура общественного сектора неоднородная и включает в себя три подсектора: государственный, добровольно-общественный и смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.
Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики.4.
В новых условиях хозяйствования, возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, позволяющая обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения. Это связано с тем, что когда государство выступает как один из субъектов рынка, в общественном секторе начинают взаимодействовать не только государственные организации, но так же общественные, некоммерческие, частные и смешанные организации.
Речь идет о спросе на общественные блага и их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством. К таким относятся налоги, субсидии и лимитирование уровня цен.
В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную другую конструкцию и специфику, связанную с особенностями спора и предложения общественных благ. Общественным благам необходимо равномерное удовлетворения спроса на них. Предложение общественных благ реализуется государственными и общественными организациями. Большую часть затрат на получение этих благ несут на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей.
На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе. Ведь значительный объем общественных благ производится именно в государственном секторе. Такого рода механизм балансирования называют финансово-бюджетным. Он устанавливается между спросом и предложением на общественные блага, его определяют как бюджетное равновесие. Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ. С учетом коллективного характера их потребления, отражается необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъекты хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ5.
Таким образом, мы выяснили, что общественный сектор является достаточно сложным образованием и в значительной мере пересекается с государством. В его состав могут входить не только бюджетные учреждения, но и государственные внебюджетные фонды, государственные предприятия, а так же другие объекты госсобственности
1.2. Функции общественного сектора
Основной функцией общественного сектора, несомненно, является предоставление общественных благ на нерыночной основе и социальных трансфертов. Это и предопределяет его отличия по своим целям, результатам и источникам финансирования от других секторов. В связи с этим в системе национальных счетов выделяется сектор государственного управления.
В то же время некоторые предприятия, основной функцией которых является производство товаров и услуг и их реализация по рыночным ценам, принадлежат государству. Это дает ему возможность, как собственнику, оказывать на них определенное влияние и направлять их деятельность в интересах общества в целом. При распределении по секторам экономики такие единицы в соответствии с их основной функцией могут относиться, к аналогичным предприятиям частного сектора, к сектору нефинансовых корпоративных предприятий или составлять часть сектора финансовых учреждений.
К основным функциям сектора государственного управления так же можно отнести обеспечение политической и регулирующей деятельности, предоставление общественных благ (товаров и услуг) на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления членами общества, и перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов.
Основным критерием отнесения институциональных единиц к сектору государственного управления как институту, управляющему делами общества, являются выполняемые ими функции. В сектор государственного управления входят главным образом государственные учреждения (институциональные единицы сектора государственного управления), осуществляющие властные полномочия в качестве основного вида деятельности. Являясь институциональными единицами, они занимаются также экономической деятельностью: владеют активами, ведут операции с другими институциональными единицами, принимают обязательства, имеют полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов.
Органы государственного управления являются основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Используя свои организационные формы и функции, такие как законодательные, исполнительные и судебные, они управляют делами общества. В их сферу деятельности входят вопросы, связанные, прежде всего с общественными благами, изъянами рынка, эффективностью и справедливостью, общественным выбором, внешними эффектами, государственными финансами, распределением и перераспределением доходов и др.